0
1203
Газета События Интернет-версия

16.08.2000 00:00:00

Сохранить жизни людей - важнейшая задача Путина

Тэги: курск, подлодка, путин


Атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами

В ПРОДОЛЖАЮЩЕЙСЯ трагедии в Баренцевом море более всего заботит судьба экипажа - но его почему-то уже трое суток не вытаскивают на поверхность. Неужели руководство флота, армии и страны хочет использовать все имеющиеся ресурсы для спасения в первую голову самой подводной лодки? Идеология советских времен морально одряхлела, но продолжает довлеть над головами начальства: подчиненный должен погибнуть сам, но не допустить гибели ценного военного имущества. В спорах министра обороны Сергеева и начальника Генштаба Квашнина присутствовало большое количество цифр и геополитических выкладок, но отсутствовала "человеческая составляющая". Ни в планах переустройства Вооруженных сил страны, ни в попытках сохранить нынешний статус-кво не просматривается главная цель любых реформ в современном мире - уменьшить нагрузку на людей, которые и составляют нашу армию, не допускать совершенно нетерпимых сегодня потерь среди военнослужащих и вообще сделать главным вектором силовой составляющей государства национальную безопасность в прямом смысле этого слова - безопасность граждан. Их жизни и здоровья, включая и тех россиян, которые в армии служат.

Лозунг "любой ценой" уже не работает - но путь к вершинам власти и первые месяцы президентства Владимира Путина в силу трагических обстоятельств оказались щедро политы кровью россиян. Погибшие в своих постелях в результате взрывов жилых домов, сотни павших в прошлом году в Дагестане и продолжающих умирать в бесконечной антитеррористической кампании в Чечне солдат, несчастные жертвы тротила в августовской Москве, несчитаное количество погибших мирных жителей той же Чечни складываются в страшный типологический ряд.

В этой связи критическим для общественного мнения в России и в мире может стать трагический случай аварии на атомной подводной лодке - если экипаж не будет спасен, то начало "эры Путина" окажется сравнимым с первыми годами правления Михаила Горбачева. Тогда, всего 15 лет назад, обществу казалось, что настало долгожданное время перемен, и первые шаги нового руководителя многих вдохновляли - были провозглашены приоритет машиностроения, ускорение социального и экономического развития, одновременно молодой генсек вербально ублажил ветеранов, вспомнив добрым словом 9 мая 1985 года заслуги "Верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина"... Но почти одновременно последовали катастрофы с "Нахимовым" и "Лермонтовым", Чернобыль, Спитакское землетрясение, трагедия экипажа подводной лодки "Комсомолец" - тень Ходынки нависла над Горбачевым и над страной.

Пока что имя и дела Владимира Путина не ассоциируются с чередой катастроф и трагедий, даже наоборот, считается, что он пытается вытащить страну из прорыва. Зримым и реальным доказательством его добрых для России и россиян намерений станет ясный и недвусмысленный приказ Верховного главнокомандующего своим генералам и адмиралам: спасти людей на "Курске" - любой ценой, даже ценой безвозвратной потери самой лодки.

P.S. Вчера в 16.00 операция по спасению экипажа - трое суток спустя после аварии - началась. Лишь бы не было слишком поздно...

* * *

ВТОРЫЕ сутки идут спасательные работы в районе аварии атомной подводной лодки "Курск" Северного флота, лежащей на дне Баренцева моря в 180 км от Североморска и в 90 км от берега на глубине 108 метров.

На месте аварии находятся полтора десятка боевых кораблей, аварийно-спасательных судов, подводных лодок, в том числе и подводных спасателей. На тяжелом атомном ракетном крейсере "Петр Великий" расположен штаб спасательной операции, которой руководит командующий СФ адмирал Вячеслав Попов.

Штормовая погода с ветром до 20 м/сек и высотой волны до 3 метров с полудня вторника не позволила спасательным судам "Алтай" и "Рудницкий" использовать их спасательные средства для обеспечения экипажа аварийной АПЛ электроэнергией и кислородом. Улучшение погоды прогнозировалось во вторник после обеда с ветром до 10 м/сек и волнением моря высотой до полутора-двух метров.

Обследование лежащей на грунте субмарины, произведенное автономным подводным снарядом-спасателем, показало наличие больших повреждений наружного корпуса "Курска" в районе носовых торпедных аппаратов и ограждения боевой рубки. По сообщениям начальника штаба СФ вице-адмирала Михаила Моцака и пресс-центра СФ, несколько носовых отсеков АПЛ "Курск" затоплено. Нельзя исключать, что находящиеся в них подводники погибли. Такое положение аварийной подводной лодки не позволяет поднять ее на поверхность вместе с экипажем.

Именно поэтому главнокомандующий ВМФ РФ адмирал флота Владимир Куроедов заявил, что "шансы на спасение подводной лодки невелики, главное сейчас - спасти людей". Прогноз возможных последствий происшествия на АПЛ "Курск" для жизни ее экипажа представляется крайне тяжелым. Главком ВМФ считает, что "возможность благоприятного исхода операции по спасению подводников в значительной степени определяется сейчас ситуацией внутри прочного корпуса подводной лодки", где находится ее экипаж.

До окончания работы правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы атомохода "Курск" под руководством вице-премьера Ильи Клебанова и его заместителя адмирала флота Владимира Куроедова, в которую включены представители Центрального конструкторского бюро Морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин", судостроители, специалисты Минатома и других заинтересованных ведомств РФ, никто точно не может сказать, что же явилось причиной этой трагедии.

Комиссия сможет приступить к полноценной работе только после окончания операции СФ по спасению экипажа аварийной подлодки. Вместе с людьми, возможно, будут подняты и судовые документы, где зафиксированы события как на подводной лодке, так и в море вокруг нее, предшествующие аварии. Только анализ этих документов, а также документации штаба руководства тактическим учением СФ, беседы с членами экипажа и руководителями учения, изучение их рапортов по этому случаю, моделирование ситуаций, если понадобится, то с применением тренажеров и компьютерных технологий, позволят членам правительственной комиссии отбросить версии, основанные на субъективных мнениях, и установить объективные причины катастрофы. Эта работа может занять несколько недель и даже месяцев.

Пока что на основе анализа обнаруженных повреждений корпуса корабля и его состояния можно предположить о существовании двух версий причин аварии. Первая - взрыв одной или нескольких боевых торпед на АПЛ "Курск" (что на крейсере "Петр Великий" в полдень 12 августа услышали как хлопок). Такой же звук слышали подводники АПЛ "Комсомолец", находящиеся на спасательном плоту 7 апреля 1989 года в Норвежском море, когда при ударе субмарины о грунт взорвались ее боевые торпеды с обычными боеголовками. Там причиной взрыва явилась детонация боеголовок от гидравлического удара на глубине 1585 метров.

Вторая версия - столкновение "Курска" в подводном положении с иностранной подводной лодкой (вероятнее всего, с АПЛ ВМС США, одна-две из которых постоянно ведут разведку на подходах к базам Северного флота) после значительного изменения курса или глубины погружения нашей лодки. Именно в таких условиях произошло большинство из тех двух десятков столкновений подводных лодок ВМФ СССР и России с американскими АПЛ в период с 1967 по 1993 год. В том числе и столкновение на полигоне боевой подготовки СФ в марте 1993 года стратегического ракетоносца "Борисоглебск" с АПЛ "Грейлинг" ВМС США. Или столкновение в июне 1970 года на полигоне боевой подготовки у Камчатки нашей АПЛ "К-108" с американской АПЛ "Тотог", где нашу лодку от гибели спасли только удача (удар был нанесен в проницаемую часть легкого корпуса) и мастерство командира лодки капитана первого ранга Бориса Багдасаряна и его инженера-механика.

Как правило, такие столкновения являются непреднамеренными, происходят при остром дефиците информации, времени и пространства, так как командиры подводных лодок и их экипажи ничего не видят, а полагаются на информацию гидроакустических комплексов в пассивном режиме их работы (шумопелингования). При движении на встречных курсах (или под острым углом после поворота нашей лодки на обратный курс) потерявшая контакт с ней и пытающаяся ее повторно обнаружить иностранная АПЛ идет в район потери контакта. Повторное обнаружение происходит на расстоянии менее одного километра, пока накапливается информация о характере сближения, дистанция сокращается до 200-300 метров и одной минуты времени. Огромные объекты массой от 5 тыс. до 24 тыс. тонн имеют и огромную инерцию, поэтому никакие действия командиров подводных лодок и экипажей уже не могут предотвратить столкновение.

В данном случае столкновение (на что указывает и повреждение передней части ограждения боевой рубки) сначала привело к повреждению торпедных аппаратов на "Курске" и детонации боевых торпед. Поскольку иностранная АПЛ находилась на меньшей глубине погружения, она нанесла скользящий удар нижней частью своей носовой оконечности и, продолжая движение, ударила в ограждение боевой рубки (где расположены всплывающая камера и рубочные люки, через которые экипаж спускается в лодку и выходит из нее).

В результате первый и второй (в нем находится главный командный пункт - ГКП корабля) отсеки мгновенно обесточились и быстро заполнились забортной водой. Именно поэтому опытный командир "Курска" капитан первого ранга Геннадий Лячин и расчет ГКП не успели продуть главный балласт АПЛ аварийно и поднять ее на поверхность, что обычно делается в подобных ситуациях. Подводная лодка с затопленными носовыми отсеками легла на грунт без заметного крена и дифферента.

В первые же секунды аварии автоматически сработала аварийная защита обоих ядерных реакторов (ЯР), расположенных в шестом отсеке. После чего компенсирующие решетки ЯР, управляющие их работой, наверняка были поставлены специалистами на концевые механические стопора. Таким образом, оба реактора должны быть надежно заглушены. Ядерные боеголовки тактических ракет и торпед по соглашению с США на кораблях ВМФ РФ и ВМС США выгружены еще в 1992 году. Поэтому угрозы радиоактивного заражения окружающей акватории и дна Баренцева моря нет. Радиационная обстановка вокруг аварийной субмарины и на поверхности нормальная.

По оценке генерального конструктора этой лодки из ЦКБ МТ "Рубин" Игоря Баранова, ее экипаж по запасам кислорода и энергии имеет резерв времени 5-6 суток. Однако если авария действительно произошла 12 августа, то для спасения экипажа осталось не более 2-3 суток. Во вторник, несмотря на шторм, продолжалось обследование аварийной субмарины автономными подводными аппаратами. На момент подписания номера командующим СФ адмиралом Вячеславом Поповым должно было быть принято решение о способе эвакуации подводников из лодки. Для этого из трех находящихся на ней спасательных устройств осталось одно - аварийный люк со специальной комингс-площадкой над девятым отсеком. Аналогичное устройство над первым отсеком и ВСК над вторым, судя по всему, недосягаемы для экипажа "Курска".

Связь с экипажем поддерживается водолазным способом - перестукиванием металлическим предметом по корпусу согласно специальной кодовой таблице. Но она малоинформативна. С постановкой на комингс-площадку девятого отсека спасательного устройства типа "Колокол" и подачей электроэнергии на аварийную АПЛ, а также с помощью водолазов- глубоководников можно будет отдать кормовой всплывающий аварийный буй "Курска", который обеспечит телефонную связь экипажа с поверхностью.

Во всех случаях спасение людей необходимо проводить не позднее среды и четверга текущей недели, когда метеоусловия будут более или менее благоприятными.

Предлагаемую ВМС США, Франции и Великобритании помощь в проведении спасательной операции командование ВМФ РФ и Северного флота отклонило, так как равные нашим технологии имеют только США, а находящихся в районе аварии российских сил и средств вполне достаточно.

Спасательная операция СФ в районе аварии "Курска" продолжается. Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал флота Владимир Куроедов регулярно докладывает президенту страны Владимиру Путину о ее ходе и результатах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1332
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
986
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1182
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
767

Другие новости