0
1638
Газета События Интернет-версия

09.12.2000 00:00:00

"Арт-Манеж-2000" открылся. Торжество полуфабриката

Тэги: выставка, галерея


выставка, галерея Искусство и его знатоки.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

- А что. Очень пестренько, как лоскутное одеяло у моей бабушки, - сказал с натянутой улыбкой обозревателю "НГ" искусствовед и писатель Игорь Дудинский, покидая открывшуюся вечером в среду крупнейшую художественную ярмарку Москвы "Арт-Манеж 2000".

Фоторепортеры и молодые дамы со свежим загаром на лице и норковыми манто на плечах толпились недалеко от входа: на белом ламинированном помосте лежал голый скукожившийся мужчина, затянутый целлофаном. На бирочке у его ног значилось: М. Илюхин. "Полуфабрикат. Дата изготовления 7. 12. 2000. Цена договорная". Чуть в глубь экспозиции, в рамках проекта "Искусство из первых рук" Владимира Овчаренко, был еще один художественный объект под целлофаном. В прозрачном "дачном" гараже стояла старая "Победа", засыпанная желтыми пожухлыми листьями. Десять лет назад именно на этом месте галерея "Якут" выставляла в качестве художественного объекта автомобиль-катафалк Леонида Брежнева. Который затем продали на Сотбис за 250 тыс. у. е. Еще один постмодернистский проект "Утраты" представляла галерея наивного искусства "Дар" - традиционный ковер со стен советских пятиэтажек, "попорченный" силуэтами "мишек в сосновом лесу". "Дар" показывала "Утраты" в своих стенах еще полтора года назад.

Искусство просто современное на "Арт-Манеже 2000" на порядок меньшей "свежести". Вполне известные работы Михаила Шемякина выставляла малоизвестная "Галерея Аллы Булянской", к работе с Лаврентием Бруни подключилась теперь и галерея "Зеро". На боковой стене галереи "Пан-Дан" выставили полунаивного Андрея Карпова, поскольку основное пространство галереи заняли вполне коммерческие ремесленные работы под абстракционизм Кирилла Данелия, родственника известного режиссера. Рекламируя то ли себя, то ли живопись, на подмостках "Зеро" и "Галереи Аллы Булянской" прохаживались певцы Юрий Антонов и Андрей Макаревич.

Чем дальше в глубь экспозиции вы проходите, тем больше и больше ярмарка смахивает на улицу Арбат, где "гостям столицы" продают художественные поделки "под живопись". Галерея "Ива-арт-Дизайн" представила гальванопластику Игоря Кузина, напоминающую популярную лет двадцать назад чеканку на меди. Сергей и Людмила Гутовские - "нетрадиционное макраме" - вышитые цветы, покрытые "бронзовкой".

Галерея "Эспайер" - работы маслом Станислава Плутенко - странное сочетание невнятных копий европейской классики XVII-XVIII веков с "новорусскими" мотивами на сюжет игры на биллиарде. Нечто похожее предлагают и галереи "ПутИнна" и "Арт-мост". Последняя даже продает и маленькие, совсем уже арбатские картинки-акварельки.

Огромные площади ярмарки занимают экспозиции журналов о "красивом" дизайне "Мезонин" и "Табурет". Их многочисленные стенды похожи на модные бутики ГУМа и окрестностей: те же подушечки, диванчики, посуда и интерьерные натюрмортики-зарисовочки в дорогих рамах. Даже фотографии, представленные галереей "Глаз" под кураторством директора Московского Дома фотографии Ольги Свибловой, тоже абсолютно декоративно-коммерческие. Можно судить даже по названиям работ одного из фотохудожников: "Папоротники", "Иван-Чай" и т. д. Похоже, что Ольга Свиблова в реальности руководствуется иной эстетикой, чем той, "авангардной и нетрадиционной", о которой заявляет в бесконечных интервью.

- А что вы хотели,- сказал в беседе с "НГ" владелец галереи "Дар", известный искусствовед Сергей Тарабаров. - Сильных галерей современного искусства "XL", "L-галерея", "Айдан" и даже вполне коммерческой, но по-настоящему современной "Марс" в Манеже нет. Для них слишком дорого. Руководство "Арт-Манежа" отказалось напрочь от некоммерческих, чисто художественных проектов.

Господин Тарабаров наотрез отказался назвать какие-либо суммы. Но "НГ" удалось узнать, что якобы организаторы берут за один квадратный метр 70 у. е. Причем галерея должна приобрести не менее 24 метров. За публикацию в каталоге: одна страница - 500 у.е. Кстати, с каталогом в день открытия происходили странные вещи. Его должны были бесплатно предоставить журналистам. Но обозревателю "НГ" каталог не достался. Некто Елена Зачатина, координатор, заявила "НГ", что выдавать его "уполномочена" только пресс-секретарь Юлия Гирба. А где Гирба - никто не знает. В безрезультатном ожидании данного персонажа удалось лицезреть, как Зачатина "выдавала" каталог солидно одетым мужчинам. Показалось, что в обмен на купюры достоинством 500 рэ.

По словам одного из участников "Арт-Манежа 2000", председатель оргкомитета Станислав Каракаш все же пытался спасти положение. Он попросил галерею Марата Гельмана показать что-нибудь. Гельман пообещал. И в последний момент предложил ретроспективу художника Авдея Тер-Оганяна. Каракаш ужаснулся и, чуть ли не проклиная коварство Гельмана, отказал. Два года назад Тер-Оганян в рамках художественной акции рубил на "Арт-Манеже" православные иконы. Случился грандиозный скандал. Художника судили. Побоявшись срока, он эмигрировал в Чехию, где сейчас ожидает политического убежища. За это происшествие навсегда была отлучена от "Арт- Манежа" тогдашний куратор выставок искусствовед Елена Романова. Она, несмотря на ворчание художников, как-то могла совмещать коммерцию и искусство, поскольку жила в художественной среде пару десятков лет. Нынешний же куратор "под смех специалистов" назвала в среду в интервью "Эхо Москвы" знаменитого диссидента от официального искусства Владимира Немухина "знаменитым советским художником", а скандального "классика" постмодернизма, легендарного уже в определенных кругах человека-собаку Олега Кулика "молодым художником".

Станислав Каракаш, видимо, хотел "поставить" на владельца галереи "Риджина" Владимира Овчаренко. Бывший высокопоставленный банкир уже десяток лет претендует на законодателя мод на московском рынке современного искусства. После дефолта и разорения банков "Риджина" закрылась, но год назад возродилась. На нынешнем "Арт-Манеже" Владимир Овчаренко выкупил огромные площади, но экспозицию назвал "Искусство из первых рук" под своей фамилией. Почувствовал, видимо, что Марат Гельман безвозвратно ушел в коммерческую политику и место "именной" галереи - законодателя мод - вакантно. Но выставил уже хорошо известные работы Олега Кулика, Сергея Браткова, Ивана Чуйкова, Павла Пипперштейна, Франциско Инфанта. Все они, кстати, бывшие художники галереи Гельмана. В его "ловких и натруженных руках" они побывали впервые.

- Да, пока лапти, потом, может быть, будут сапоги, а ботинки появятся много позже, - заметил по поводу экспозиции известный специалист по современному искусству педагог Владимир Сальников.

Ну хорошо уж, что не белые тапочки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
614
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
540
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
643
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
453

Другие новости