0
1201
Газета События Интернет-версия

11.11.2009 00:00:00

Раздор на земле алимов

Наима Нефляшева

Об авторе: Наима Нефляшева - старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.

Тэги: дагестан, ислам, рпц


дагестан, ислам, рпц Саид Амиров верит, что Патриарх Кирилл своим авторитетом способен примирить дагестанских мусульман друг с другом.
Фото предоставлено пресс-службой мэра Махачкалы

Саид Амиров, мэр Махачкалы, рассказал «НГР» о роли ислама в национальном бытии горских народов, о причинах активизации экстремистов на Кавказе и о поиске диалога в современном поликультурном дагестанском обществе.

– Дагестан – один из самых проблемных регионов в отношении религиозного экстремизма и терроризма. «Лесные братья», как их здесь называют, хорошо знают, о чем говорить с социально растерявшимися молодыми людьми. Интернет-форумы свидетельствуют, какой романтической дымкой окутаны образы этих кавказских «че гевар». Появилась очень серьезная вторая реальность, которую необходимо понять. Никакие контртеррористические операции не решат проблемы: у гидры отрубают головы, но тут же вырастают новые. На мой взгляд, Дагестан может быть той площадкой, где возможна отработка путей диалога с молодежью, которая еще не в лесах, но уже не с нами. Саид Джапарович, о чем говорит ваш опыт, ведь в 1990-х годах вы в качестве заместителя председателя Совмина Дагестанской АССР в течение семи лет курировали вопросы взаимоотношений с общественными и религиозными организациями?

– На территории Российской Федерации ислам первым пришел именно в Дагестан. С тех пор это земля ученых, алимов, «море наук», как называли ее в средневековых хрониках. Эта традиция не прерывалась и в советское время. Ислам в Дагестане всегда затрагивал очень важный для человека пласт представлений и чувств. Ощущать себя мусульманином – значит ощущать себя дагестанцем. Национальное и религиозное сливаются воедино. Скажу даже, что эта тенденция усилилась по сравнению с прошлыми годами. Я хорошо представляю, что нельзя допускать оскорбления религиозных чувств, я понимаю это и как верующий человек, и как человек, обладающий чувством реальности. Когда я критикую в своих выступлениях или книгах исламизм, я не критикую мусульманскую религию.

Другое дело, если под религиозной оболочкой выступают различные течения и политические движения, пропагандирующие национальную и религиозную рознь, практикующие методы насилия и террора. Против идей нужно бороться идейными методами. Но если мы имеем дело с реакционными идеями, которые возбуждают вражду и насилие, то необходимы иные средства. Но все должно быть определено законодательно, в действиях властей не должно быть произвола.

К «лесным братьям» необходим дифференцированный подход. Среди них могут быть и те, кто еще не успел испачкать руки в крови. Как уловить ту грань, когда обычный человек, мусульманин, выходит из правового поля? Какие факторы – внешние и внутренние – способствуют его радикализации и в конечном счете приводят в лагерь экстремистов? Террористы своей главной целью ставят силовой захват власти в обществе, организацию общества и государства в соответствии с собственными представлениями о власти, праве и морали. Они отрицают законность существующей власти, узаконенные и цивилизованные формы политической борьбы. С ними – другой разговор. Жесткий и бескомпромиссный.

– Радикалы отрицают узаконенные цивилизованные формы политической борьбы. Значит ли это, что общество и государство могут позволить себе аналогичную свободу по отношению к ним? Я имею в виду принятый в Дагестане закон «О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Есть ощущение, что он дает возможность расправиться с любым инакомыслием, приклеив ему ярлык ваххабизма. С другой стороны, этот закон принят после событий 1999 года, когда вооруженные формирования с территории Чечни вторглись в Дагестан и захватили села в Цумалдинском и Ботлихском районах. Тогда, кстати, вы сопровождали сводный отряд Интербригады, направляющийся в зону боевых действий, для помощи Вооруженным силам России и органам внутренних дел и не понаслышке знаете, что там происходило. Россия могла потерять весь Дагестан. Тогда закон этот оказался эффективен, и жесткость его была оправданна, что и уберегло республику и весь Кавказ от катастрофы. Так какие государственные меры более эффективны для нейтрализации религиозного экстремизма?

– Бывают чрезвычайные ситуации, требующие чрезвычайных законодательных мер. А вообще я за деполитизацию религии. К этому стремится современный мир, наученный горьким опытом прошлого. Никто не против ислама, но когда возникают какие-то противоречия, их нужно решать цивилизованно, в диалоге, силой убеждения, а не силой оружия. При правильной политике религия может играть важную стабилизирующую роль в жизни общества, пораженного духовным кризисом. И наоборот, определенные силы могут ее использовать как средство дальнейшей дестабилизации общества. На практике я увидел эти обе стороны одной медали. Я не раз убеждался, что методами давления нельзя прививать веру. Это всегда приводит к противоположному результату.

– В наши дни, когда ислам активизируется по всему миру, у европейского и американского обывателя вообще сформировался иррациональный страх перед исламской угрозой, а европейские политологи говорят о том, что Европа перед лицом наплыва мусульман утратит свою идентичность. Такие же опасения звучат и в России: мусульмане чужды российской православной цивилизации, они никогда не смогут вписаться в современное российское общество, они агрессивны, их культура застыла в Средневековье. Безусловно, не все однозначно с исламским возрождением и в мире, и в России. Ваш взгляд на эту проблему?

– Нам надо понять, что ислам – это гибкая религия, органично вбирающая в себя культурные традиции народов, на земли которых она приходит. Глубинные традиции семейных и родственных взаимоотношений, ритуалы и обычаи органично вписывались в базовую для ислама идею единобожия, ответственности перед Богом за свои поступки. Сколько мифов сложилось вокруг таких якобы только исламу свойственных традиций, как многоженство, ношение хиджаба! И мало кто обращает внимание, например, на то, какую ответственность накладывает Коран на мужчину по отношению к своей семье и детям. Я ни разу не слышал, чтобы кто-то с телеэкрана, говоря о традициях семьи и брака у мусульман, процитировал строки Корана: «Берите в жены тех, которые любимы вами» или сказал бы о том, какое общественное осуждение вызывает развод. Нам надо осмыслить и эти бытовые нюансы, и вообще понять, как возрождение ислама в России влияет на взаимодействие российских мусульман со своими единоверцами в других странах.

Мусульманские страны, где проживает более миллиарда населения, развиты неравномерно. Режимы в некоторых мусульманских странах неустойчивы, несут конфликтогенный потенциал и для своих граждан, и для международного сообщества. В последнее время мы стали свидетелями обострения общественно-политической ситуации на Северном Кавказе. Все общероссийские проблемы – резкое снижение эффективности деятельности госорганов управления, которое имело место в 90-е годы, падение экономики, рост безработицы, коррупция – в Дагестане, наложились на проблемы, свойственные только нашей республике. Сегодня то, что происходит в Дагестане – это не борьба государства с «борцами за свободу и справедливость», а часть общей мировой проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом. Именно при ослаблении традиционных общественных институтов и религии усиливается влияние нетрадиционных течений, которые обещают незамедлительно излечить все язвы общества. Везде, где национальное государство слабеет, власть в руки берет криминал, на смену которому через короткое время приходят экстремисты, использующие религиозные лозунги. Это – закономерность развития в современном исламском мире.

Молодежь – главная наша боль. Не по своей вине она утратила положительные ориентиры и социальную перспективу. Растерялась в условиях «дикого» рынка, слабого функционирования государственных и общественных институтов, наступления «массовой культуры» с ее культом жестокости, насилия, вседозволенности.

Наиболее приспособленными к крайне жестким условиям выживания оказались сплоченные и агрессивные группы, выпадающие из-под социального контроля и угрожающие обществу. Недовольством, неустроенностью части молодых людей пользуются «вербовщики смерти», которые вовлекают их в экстремистское подполье, обещая сделать их хозяевами жизни. Все это обосновывается псевдоисламскими ценностями. Протестные настроения молодежи умело перехватываются экстремистами. Нам надо возвращать этих опустошенных и израненных ребят, чтобы они строили свою жизнь здесь и сейчас. У нас ведь есть и светская молодежь, которая живет по законам молодости – увлекается рок-музыкой, живописью, танцами, пишет стихи, играет в театрах.

Конфликты не связаны с извечной борьбой различных цивилизаций. Нет разлома человечества на разные несовместимые цивилизации, есть особенности развития стран в рамках единой общечеловеческой цивилизации. Много истин можно произнести в этой связи, можно вспомнить множество разных теорий о конфликте цивилизаций или, наоборот, о единых общечеловеческих ценностях. Каждая религия по-своему отвечает на этот вопрос – будь то буддизм, христианство, иудаизм.

В исламе единство мира определено в самом Коране, в хадисах, в суфийских притчах. Знаменитый иранский поэт-суфий Джелаладин Руми писал: «Вас объединит то, что вас разъединяет. Но обязательно смотрите в суть, в корень, а не только на название, звучание».

Проблема сосуществования культур – это проблема выживания человечества. Что касается исламского мира, хотим мы этого или не хотим, это разноликая бурлящая цивилизация, которая ищет свое место в третьем тысячелетии. И с этим нельзя не считаться. Пар из этого бурлящего котла ошпарил и нас на Кавказе. Но рецепты лечения этих ожогов должны быть собственные. У России (и особенно Дагестана) богатый опыт совместного проживания разных народов, который будет полезен той же Европе.

– Вы предложили Патриарху Кириллу участвовать в диалоге между мусульманами Дагестана. Как глава Русской Православной Церкви может помочь мусульманам достичь взаимопонимания между собой?

– Наставления и беседы Патриарха Кирилла слушают и воспринимают представители всех религий, не только православные христиане. Велик его авторитет в современном мире и как религиозного лидера, и как общественного деятеля. Это большой потенциал, если учесть его огромный опыт по консолидации наших соотечественников, волею судьбы оказавшихся разделенными по идейным, политическим мотивам и рассеянными по многим странам. Я имею в виду его деятельность во Всемирном Русском народном соборе. Многие важнейшие инициативы и предложения по сближению стран, созданию атмосферы политкорректности и уважительного отношения к различным народам, религиям и культурам, выдвинутые РПЦ, разработаны также под непосредственным руководством и при личном участии Патриарха Кирилла. Богатый опыт и огромный авторитет Предстоятеля РПЦ позволили бы через обсуждение наиболее острых общекавказских проблем найти пути к диалогу и формированию атмосферы доверия, в том числе во внутриисламском диалоге, если таковой можно будет организовать в перспективе. Для этого есть только одно условие – чтобы представители разных религий, течений отказались от пропаганды насилия и его практического применения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2164
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4909
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2694
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3097

Другие новости