0
2693
Газета События Интернет-версия

25.11.2009 00:00:00

Раввины разрешили убивать арабов

Давид бен-Зеэв

Об авторе: Давид бен-Зеэв - израильский журналист.

Тэги: израиль, книга, скандал, раввин


израиль, книга, скандал, раввин Пока разгорался скандал вокруг книги раввина Шапиро, был арестован и предстал перед судом в Иерусалиме поселенец Яаков Тайтел. Его обвиняют в убийствах арабов и нападениях на политических противников.
Фото Reuters

В общественно-религиозной жизни Израиля разразился очередной скандал. В свет вышла книга раввина Ицхака Шапиро «Закон Царя» («Торат га-Мелех»). Раввин, возглавляющий йешиву «Од Йосеф Хай» («Праотец Иосиф с нами») в поселении Ицхар на Западном берегу Иордана, посвящена взаимоотношениям евреев с иными народами.

Эта книга предназначена для сугубо религиозных евреев, так как в ней обсуждаются теоретические вопросы еврейского закона (Галахи), однако из-за нескольких спорных ее фрагментов книга уже стала предметом общественного обсуждения в Израиле, а впоследствии, возможно, станет предметом юридического разбирательства.

На протяжении 230 страниц книги раввин Шапиро и его соавтор раввин Элицур обсуждают вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах допустимо убийство нееврея. Отметим, что книга открывается жесточайшим запретом «на убийство ни в чем не повинных людей без всякой связи с их религиозной или национальной принадлежностью». В то же время отмечается, что «в случае нарушения семи заповедей Ноя нет запрета на убийство такого человека». Поясним, что семь заповедей Ноя, согласно иудаизму, – это заповеди, которые обязаны соблюдать все народы в отличие от 613 заповедей иудаизма, наложенных исключительно на евреев. Среди семи заповедей Ноя: кровопролитие, идолопоклонство, присвоение чужого и т.д. Подчеркивается, что самосуд запрещен в любом случае, но убийство допускается лишь «после решения судебной системы, решающей вопросы нарушений семи заповедей Ноя», то есть духовного суда.

Еще одна ситуация, в которой, по мнению авторов книги, допускается убийство, – это «ситуация, при которой существует реальная опасность еврею, или этот человек оказывает помощь тем, кто несет опасность для Израиля». Отметим, что подобные доводы звучали 15 лет назад после побоища, учиненного в Пещере Праотцев в Хевроне Барухом Гольдштейном, застрелившим 29 арабов.

Отмечается, что, несмотря на общий запрет самостоятельной инициативы, по мнению авторов книги, существуют «исключения, допускающие самостоятельные действия».

Особое место уделяется в сочинении вопросу об убийстве ради возмездия. «Чтобы победить зло, необходимо ему мстить и вести себя по принципу возврата равной мерой за содеянное», – утверждают авторы книги. «Возмездие – это та форма поведения, которая превращает содеянное зло в невыгодное. Да, иногда совершаются жестокие поступки, однако они продиктованы желанием покарать зло», – заявляют раввины Шапиро и Элицур.

Несмотря на то что в книге речь идет о взаимоотношениях евреев с «неевреями вообще», всем, кто читает эту книгу, очевидно, что под неевреями понимаются палестинцы, с которыми Израиль находится в состоянии постоянной войны. В этом контексте отметим, что йешива «Од Йосеф Хай» находится в одном из наиболее конфликтных районов, даже по меркам поселенцев Западного берега. Там регулярно вспыхивают инциденты и стычки между поселенцами и местными арабами.

Авторы книги заявляют, что в своем сочинении опирались на источники в еврейском законе (Галахе). Однако в религиозном мире Израиля не все разделяют такую трактовку еврейского закона. Отметим, что и сама йешива, и ее глава являются маргинальными фигурами среди религиозных израильтян. Достаточно сказать, что ведущие раввины решили просто никак не реагировать на эту книгу и на развернувшийся скандал. Характерен комментарий депутата израильского парламента от религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» Ури Орбах: «Будет лучше, если раввины, вместо того чтобы заниматься вопросами, убивать или не убивать арабов, занялись вопросом, как жить евреям».

В свою очередь, раввин Шмуэль Шатах, представляющий либеральное направленние в религиозном сионизме, заявил, комментируя выход в свет книги, что «заповедь «не убий» ясна и понятна». «Она состоит всего из двух слов именно для того, чтобы ее нельзя было трактовать иначе, опираясь на фальсификацию еврейских источников, – сказал раввин Шатах. – Вопросы морали и этики во время войны крайне важны, однако они должны проясняться с максимальной осторожностью и под каждой строчкой должно быть написано, что полномочия на действия есть исключительно у государства, но никак не у частных лиц».

Вместе с тем израильские политики не упустили шанса раздуть очередной скандал. Один из депутатов парламента поспешил обратиться в прокуратуру с требованием начать расследование против авторов книги по подозрению в подстрекательстве к убийству. Сам раввин Шапиро заявил в интервью религиозному интернет-сайту, что он вообще не знает о том скандале, который развернулся вокруг его имени. «Я не подключен к Интернету, не читаю газет, не слушаю радио, и поэтому весь шум проходит мимо меня», – заявил он.

В окружении автора книги заявляют, что не опасаются уголовного преследования. «Раввин представил свое толкование Галахи, в Израиле за это не преследуют», – сказал один из учеников йешивы, которую возглавляет Ицхак Шапиро.

Как уже отмечалось выше, в национально-религиозном движении подобные взгляды находятся далеко за границами любого общественного консенсуса. Даже на фоне раскола, возникшего в отношениях между государством и национально-религиозным движением после разрушения еврейских поселений в Газе, подобная трактовка Галахи осталась уделом маленькой группы маргиналов. В Израиле, кстати, отлично это понимают, и скандал затих так же быстро, как и начался. Для сравнения отметим, что дискуссия вокруг отказа религиозных военнослужащих принимать участие в демонтаже форпостов и депортации еврейских поселенцев из сектора Газа и Западного берега стала темой, которая несколько дней не сходила с передовиц израильских газет. Скандальная книга раввинов Шапиро и Элицура такого успеха не имела. На сегодняшний день она распространяется исключительно в Интернете и, судя по всему, не пользуется заметным спросом.

Иерусалим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1261
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3353
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1903
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2206

Другие новости