0
1255
Газета События Интернет-версия

23.12.2009 00:00:00

Кишиневский синдром

Александр Белобродов

Об авторе: Александр Семенович Брод - директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ.

Тэги: кишинев, ханукия, евреи


кишинев, ханукия, евреи Обломки ханукии были сложены у памятника господарю Стефану Великому.
Фото с сайта www.toaca.md

13 декабря с.г. группа членов православного братства Блаженной старицы Матроны Московской во главе со священником Анатолием Чибриком разбила установленную в центре Кишинева ханукию – светильник, зажигаемый иудеями на праздник Ханука, и установила на ее месте деревянный православный крест. Обломки ханукии были сложены у памятника господарю Стефану Великому (1457–1504). Они требовали, чтобы евреи «убирались из Молдовы», выкрикивали оскорбительные антисемитские лозунги. Анатолий Чибрик заявил собравшимся, что Стефан Великий защищал православную Молдавию «от всякого рода жидов», а теперь они «пришли и установили здесь свою менору», что, по словам священника, в православной стране недопустимо. В дальнейшем выяснилось, что это не первая антисемитская акция, которой руководил священник. Примерно в середине ноября на стенде перед церковью Святой Параскевы в Кишиневе, где служит Чибрик, были вывешены листовки, в которых сообщалось, что «евреи убивают христианских младенцев».

Стоит отметить, что подобные инциденты имели место и в России. 19 января 2007 года разрушена ледяная скульптура «Звезда Давида» возле красноярской синагоги. И совсем недавно, в ночь на 14 декабря 2009 года, в Смоленске антисемиты пытались повредить ханукию, но лишь повредили праздничные вывески и плакаты.

Вспоминаю 90-е годы, когда вождем консервативного крыла РПЦ был митрополит С.-Петербургский Иоанн (Снычев), существенной частью мировоззрения которого являлось подозрительное отношение к евреям-выкрестам. Патриархия тогда направляла запросы в комиссию по расследованию убийства царской семьи, требуя расследовать версию о ритуальном характере убийства. В книжных лавках православных храмов в разных регионах активно продавалась антисемитская фальшивка «Протоколы сионских мудрецов», черносотенные труды Сергея Нилуса, Олега Платонова.

В 2007 году епископ Чукотский Диомид (Дзюбан) выступил с рядом посланий, отражающих идеологию православных фундаменталистов: у христиан не может быть общего Всевышнего с иудеями, про которых было сказано: «Отец ваш – Диавол». В дальнейшем он предложил ввести в молитвы просьбу об избавлении от «богопротивного ига иудейского», а также составил специальную молитву «о поминовении от иудеев умученных», в которой иудеи именовались «сатанинскими клевретами». В 2008 году Диомид был снят со своего поста, а затем и запрещен в служении, но не в связи со своими антисемитскими инвективами, а потому, что встал в прямую оппозицию к Патриарху и Синоду. Кстати, кишиневский протоиерей являлся активным сторонником епископа Диомида.

28 февраля 2007 года секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов фактически поддержал обращение епископа Диомида, заявив о неприятии РПЦ положений Экуменической хартии, которые «предлагают христианам каяться за преследование евреев».

Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин в последние годы не позволяет себе громких высказываний подобно Диомиду. Однако именно по его благословению в 2009 году были выпущены антисемитские опусы преподавательницы Академии Генштаба Татьяны Грачевой «Невидимая Хазария» и «Святая Русь против невидимой Хазарии».

Чего стоит «открытие» протодиаконом Андреем Кураевым, что происхождение традиции празднования 23 февраля и 8 Марта восходит к еврейскому празднику Пурим, трактуемому исключительно как день истребления евреями конкурировавшей с ними персидской элиты.

31 января 2008 года председатель православного братства «Радонеж» Евгений Никифоров в интервью интернет-агентству «Русская линия» выразил недовольство от проведения в российских школах уроков Холокоста на том основании, что в России должны изучать «русский Холокост» – так радикальные националисты именуют террор 1917–1953 годов, полагая, что он направлялся евреями исключительно против русских.

В апреле 2008 года доцентом кафедры социальной работы Института гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета и членом Миссионерского отдела Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви Светланой Шестаковой была прочитана лекция в рамках курса «Основ религиозной культуры» при кафедре религиоведения Института гуманитарных наук Тюменского нефтегазового университета для желающих преподавать ОПК в школах. В лекции содержались оскорбительные и ксенофобские пассажи в отношении значительного числа конфессий и деноминаций.

В отношении иудаизма Светлана Шестакова воспроизвела пресловутый «кровавый навет», заявив о том, что в маце «в малом количестве кровь православных людей, которые мученически замучили там» (стиль оригинала сохранен - А.Б.). Затем последовало обвинение в ритуальном убийстве евреями семьи Николая II: «они были исколоты, там надо исколоть живого человека, пока он не умер, пока он мучается, вытечет вся кровь. Именно так замучили царевича Алексея на глазах родителей, потом убили царя и царицу».

Отмечу, что синагоги, офисы еврейских общин, общинные центры в России остаются одними из наиболее часто атакуемых национал-радикалами культовых зданий (в 2006-м было зафиксировано 14 подобных случаев, в 2007-м – 8, в 2008-м – 9, в январе–ноябре 2009 года – 9). Наиболее известной акцией подобного рода стала резня в синагоге на Большой Бронной в Москве 11 января 2006 года, когда 20-летний москвич Александр Копцев напал с ножом на прихожан во время молитвы. В результате пострадали восемь человек, среди которых – граждане России, Израиля, Таджикистана.

Никто из лидеров РПЦ это преступление не осудил. Промолчали они и в связи с инцидентом в Кишиневе. Видимо, забыты слова Патриарха Алексия II, произнесенные 13 сентября 1991 года перед американскими раввинами: «К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления... Задача Русской Церкви помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
590
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
515
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
618
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
438

Другие новости