0
1507
Газета События Интернет-версия

03.02.2010 00:00:00

Восстановление храмов – еще не возрождение Церкви

Тэги: церковь, сша, россия


Сергей Александрович Шмеман – американский журналист русского происхождения, сотрудник Herald Tribune, имеющий в активе множество журналистских наград, в числе которых «Эмми» и престижнейшая Пулитцеровская премия. Он дважды возглавлял московское бюро New York Times – в начале 1980-х и потом, десятилетие спустя. Сын известного богослова, протопресвитера Александра Шмемана, которого в России многие знают благодаря его выступлениям на «Радио Свобода» и многочисленным богословским трудам. Сергей Шмеман рассказал журналистам Антону Куриловичу и Марии Ермаченко о миссионерском наследии своего отца и особенностях жизни Православной Церкви в США, а также взгляде на духовное состояние современной России.

– Как вы думаете, насколько труды вашего отца актуальны в современной России?

– Я считаю, что сейчас наследие отца Александра гораздо важнее, чем раньше. Прошло 20 лет с тех пор, как Горбачев дал свободу. Я хорошо помню эту атмосферу, потому что в то время я находился в России. Многим казалось, что все, что нужно сделать для духовного возрождения, – это рукоположить священников, открыть закрытые храмы, и Церковь возродится. Я вспоминаю, как мы жили на Самотечной улице в Москве, и вокруг нас за короткое время открылось пять церквей, после чего все бросились эти церкви восстанавливать и расписывать. И еще, я помню, как все бросились принимать крещение. Крестились сотнями, но через некоторое время выяснилось, что храмы восстановили, купола блестят, а Церкви-то нет! Есть лишь внешняя сторона церковности, а настоящей духовной жизни нет. К сожалению, часть людей, которая поначалу с большим энтузиазмом пошла в Церковь, не нашла там духовной опоры и вскоре из нее ушла...

Сейчас наступил следующий этап церковного возрождения. Мне кажется, именно теперь строится настоящая Церковь. И именно в это время наследие отца Александра, который свидетельствовал о существовании православия в сугубо секулярном, не православном обществе, приобретает особое значение. Его дневники, в которых он высказывается как западный человек и в то же время как русский священник, являются примером жизни в современном обществе. Интересно, что я от многих духовных лиц слышал, что в своих заметках отец Александр затрагивал вопросы, с которыми они только сейчас начинают сталкиваться. И мне кажется, что, читая его дневники, они вдруг начинают понимать, что те сомнения и проблемы, которые сейчас испытывают они, испытывал в свое время и он. И я думаю, что отец Александр помогает им понять, что этих новых явлений современной жизни не нужно бояться, а нужно их изучать и с ними работать, что Церковь – это не какой-то поп, который выступает раз в неделю с двадцатиминутной проповедью – а это часть жизни.

– Вы не так часто бываете в России, поэтому хотелось бы узнать, какой вы ее увидели за последние годы?

– В религиозном плане Россия сейчас во многом живет так, как и весь христианский мир. Есть определенный процент людей, которые постоянно ходят в храм, и в этом Россия ничем не отличается от Америки и Европы. Но это всего лишь цифры. Главное же заключается в другом. Я уверен, что Россия должна жить духовной идеей, как это было всегда. Например, когда я был в России в советское время, то наблюдал, как коммунисты пытались заменить все, что было связано с религией, на некий религиозный суррогат: создавались какие-то советские праздники, ритуалы, внешне очень напоминавшие религиозную символику. После падения коммунизма все хлынули в православие, потому что думали, что в Церкви найдут какую-то основу своей жизни. Некоторые ее действительно там нашли, некоторые все еще продолжают ее искать. Но, по-моему, в современной России все еще продолжается процесс поиска духовной идеи. Иногда это выражается в привычных нам уже антизападных настроениях, иногда в чем-то другом, но главное, что этот процесс еще не остановился. И поэтому у Церкви все еще есть возможность сыграть свою важную роль в этом поиске. Но прежде Церкви самой необходимо понять, что она может предложить обществу. И здесь нельзя начинать с системы запретов, например, возмущаться тем, что девушка в джинсах зашла в храм, и тому подобным вещам.

Если вернуться к наследию моего отца, то можно заметить, что все эти годы он говорил о Церкви как о месте, где человек может обрести подлинную свободу и смысл жизни.

– Вы сейчас сказали о таком часто встречающемся явлении современной церковности, как отсутствие деликатности и уважительного отношения к людям, которые, может быть, первый раз пришли в Церковь. Как вы думаете, с чем связаны подобные явления?

– Думаю, это связано прежде всего с тем, что в России в отличие, например, от Америки, Сербии или Греции большинство людей пришли в Церковь уже взрослыми, и у них не было церковной семейной традиции. И вот эти новообращенные в первую очередь стали искать в Церкви внешние правила: как вести себя в храме, какую одежду носить и т.д. При этом у этих людей сложилось убеждение, что священник знает ответы на все вопросы. Интересно, что за годы церковного возрождения из священника сделали такую фантастическую фигуру, которая все знает, не грешит и вообще никогда ничего плохого не делает. Мне часто приходилось слышать от церковных людей фразы: «Батюшка меня благословил на то или иное дело, и, конечно же, он прав, на то он и батюшка».

И ни у кого из этих людей не возникало и мысли о том, что священник тоже человек, с которым можно дискутировать, а не просто беспрекословно слушать советы и указания. Ведь необходимо же понимать, что можно задавать вполне конкретные вопросы, а не только спрашивать: «Батюшка, благословите, что мне делать?» и «Как благословите?» Важно спрашивать: «А почему вы считаете, что мне это нужно сделать? А может быть, вот это будет для меня лучше, а вот это вообще не получится?» Думаю, что священник тоже должен уметь объяснить свои мысли и побуждения. Поэтому в отношениях со священнослужителем должна быть дискуссия, а не бегство от свободы. Я убежден, что люди, которые приходят в Церковь, не должны думать, что истина им уже дана сразу на какой-то тарелке, какими-то священнослужителями и больше не нужно никаких умственных усилий.

– Прошло уже 40 лет с момента получения автокефалии Православной Церкви в Америке от Русской Православной Церкви. Что сегодня собой представляет эта ветвь православия в США?

– Время доказало, что можно основать Православную Церковь и в Америке. И хоть корни у нее русские, она уже американская. Во многих городах православие является одной из основных американских общин, существующих на протяжении не одного поколения, поэтому для американцев в православии уже нет никакой экзотики. Тем не менее если вы зайдете в православный храм в Америке, то, конечно же, все узнаете: иконы и облачения те же, песнопения те же, только служба совершается на английском языке.

Необходимо отметить, что в Православной Церкви в Америке община играет очень большую роль. После службы все собираются на кофе и обсуждают какие-нибудь насущные вопросы, все вместе устраивают вечера и межхристианские встречи, вместе занимаются благотворительностью и собирают деньги на ремонт храма. Это не происходит хаотично, от случая к случаю. Миряне выбирают совет, который осуществляет благотворительные проекты на деньги, которые каждый прихожанин вносит ежемесячно. Миряне также занимаются всеми финансовыми и организационными вопросами прихода. Священник у нас от этого освобожден и занимается только богослужебной и просветительской деятельностью, в том числе – навещает прихожан, причем не только в экстренных ситуациях, когда они болеют или умирают, или для освящения новой квартиры. У нас принято приглашать священника в гости, просто на ужин, где он присутствует за столом как глава семьи. Вот таким образом у нас и строятся личные взаимоотношения прихожан со священнослужителем.

– Есть ли какие-нибудь особенности в приходской жизни Православной Церкви в Америке?

– Одним из важных элементов Православной Церкви в Америке является ее миссионерская направленность. Это во многом объясняется нашим соседством с католическими и протестантскими приходами. На одной улице могут находиться православный, католический и англиканский храмы. И поэтому люди могут выбрать то, что им больше нравится, и поскольку они выбирают, то приходы стараются показать, почему нужно выбрать именно их. В этом, конечно, есть некий элемент соревновательности, но в хорошем смысле этого слова.

Необходимо отметить, что отношения нашей Церкви с католическими и англиканскими общинами довольно теплые. К примеру, в небольших городах всегда есть специальные дни, когда все христиане из соседних храмов собираются и общаются, поэтому у нас нет никакого чувства отдаленности, нас уважают и признают как свою Церковь.

– Часто ли происходят переходы в православие из других христианских общин?

– Такие случаи, конечно, есть. Например, наш епископ в Канаде раньше был лютеранским священником и перешел в православие. После недавних перемен в Англиканской Церкви, таких как рукоположение женщин и гомосексуалов, к нам перешла их наиболее консервативная часть. Многие из этих англикан были священниками, и их опять рукополагали в нашей Церкви. Был случай, когда перешла целая монашеская община, а также целая католическая епархия, но это еще не значит, что мы какой-то магнит для всех. Это все-таки частные случаи.

– Известно, что отец Александр Шмеман дружил с Солженицыным. Расскажите поподробнее об истории их взаимоотношений?

– Когда отец прочитал «Один день Ивана Денисовича», он понял, что русская культура в СССР жива, что все продолжается. И это был символ того, что Россия продолжает жить после войны и ГУЛАГа и что еще есть писатели, которые продолжают традиции великой русской литературы. А Солженицын, как оказалось, часто слушал моего отца по радио, и вот однажды они встретились, начали общаться, причем виделись очень часто, обсуждали все. Но потом Солженицын начал работать над своим проектом, он интересовался исключительно темой России и совсем не интересовался Америкой, а мой отец служил в американской Церкви, был всецело связан с жизнью США... и они стали немного расходиться. И этот момент очень часто обсуждается в дневниках отца: Солженицын стал жить какой-то своей целью, только своей Россией, ни православие в Америке, ни сама Америка его не интересовали. Отец пригласил его в семинарию, но это предложение никакого интереса не вызвало. Так они и разошлись, но все-таки, несмотря на все это, взаимное уважение навсегда осталось.

– На протяжении многих лет отец Александр был ректором православной Свято-Владимирской семинарии в США. Что ему удалось сделать как ректору?

– Он воспитал несколько поколений православных священников в США. Они впитывали в себя дух, которым живет сейчас Церковь. Он был не только профессором и духовником, но и очень строгим воспитателем. При этом он был, можно сказать, хорошим менеджером и умел выбирать людей, которым можно было доверить дело. В наши дни в Крествуде под Нью-Йорком, где находится Свято-Владимирская семинария, вы можете увидеть целый комплекс зданий с большой библиотекой и красивым храмом – этим мой отец очень гордился... И что очень важно, сейчас есть люди, продолжающие его дело. На сегодняшний день Свято-Владимирская семинария является одной из известных в Америке богословских школ. Причем, что немаловажно, она имеет русские корни, так как была основана русскими эмигрантами, среди которых был и мой отец.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2129
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4852
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2658
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3060

Другие новости