0
2292
Газета События Интернет-версия

07.09.2016 00:01:00

В Риме канонизировали мать Терезу

Тэги: мать тереза, рим, ватикан, папа франциск, канонизация


мать тереза, рим, ватикан, папа франциск, канонизация Торжества по случаю канонизации матери Терезы прошли не только в Риме, но и в Калькутте – городе ее служения. Фото Reuters

Известная католическая монахиня мать Тереза была канонизирована 4 сентября с.г. Торжественные собрания состоялись в Риме и Калькутте – по месту служения матери Терезы. После религиозных торжеств прошла бесплатная раздача понтификом пиццы для полутора тысяч голодных. Папа Франциск призвал верующих к «подражанию евангелическому рвению» матери Терезы и предложил «совершить революцию нежности, начатую Христом».

Будущая святая Агнесс Гондже Бояджиу родилась в столице Македонии Скопье в смешанной армяно-албанской семье. По достижении совершеннолетия она отправилась в Италию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето», а после получила распределение в Калькутту. В течение 20 лет монахиня преподавала в женской школе, а в 1948 году основала монашеский орден «Сестры миссионерки любви», занимавшийся созданием школ, больниц и приютов, первый из которых – «Чистые сердца» – был основан в 1952 году.

Все же служение святой не было столь неоднозначным. В начале 1990-х годов британский врач индийского происхождения Аруп Чаттерджи, который имел возможность наблюдать за деятельностью будущей святой в Калькутте, начал искать документальные подтверждения своим неприятным наблюдениям. На основе его исследования в 1994 году британские журналисты Кристофер Хитченс и Тарик Али сняли документальный фильм «Ангел ада». Годом позже Хитченс опубликовал книгу «Миссионерская позиция: теория и практика жизни матери Терезы». В 2001 году журналист выступил перед специальной комиссией Вашингтонской епархии, в котором проходила подготовка к беатификации (причисление к лику блаженных в Католической церкви, предшествующее канонизации. – «НГР»). Тогда Хитченс описал свою роль как выполнение обязанностей «адвоката дьявола», настаивая на том, что многие чудеса будущей Терезы Калькуттской были сфальсифицированы, а сама она была другом «не бедных, а бедности». В 2003 году вышла книга Чаттерджи «Последний приговор». В перечисленных работах можно выделить несколько блоков проблем, которые привлекли внимание авторов.

Наибольший эмоциональный отклик вызывают сомнения в милосердии святой. Например, ей приписывают отказ дать умирающему от рака подопечному обезболивающее со словами: «Ты страдаешь, как Христос на кресте, это означает, что Господь возлюбил тебя». В свое оправдание будущая святая говорила: «Я думаю, в принятии своей судьбы бедняками, в их умении разделить с Христом его страдания раскрывается достоинство их положения. Мне кажется, страдания бедных помогают этому миру». Кроме того, звучали обвинения монахинь ордена в принудительном крещении нуждающихся, когда те находились в бессознательном состоянии перед смертью либо под угрозой отказа в помощи. Однако нужно отметить, что исходили эти обвинения от правых националистических сил Индии.

Второй блок критики заключается в сомнительности целей расходования пожертвований, поступавших на помощь делу милосердной монахини. В 2000 году бывший волонтер одного из приютов рассказала Forbes India, что, несмотря на то что через ее руки проходили чеки на суммы в 50 тыс. долл., до нуждающихся деньги не доходили. Согласно расследованию, опубликованному в немецком журнале Stern, до насельников домов милосердия матери Терезы доходило лишь около 7% от суммы пожертвований. Однако саму главу монашеского ордена в коррупционных схемах авторы не обвиняют, указывая, что пожертвования «Сестрам миссионеркам любви» проходили через каналы Ватикана. До сих пор монахини в ответ на вопрос о размере пожертвований отвечают: «Господь знает. Он наш банкир».

Наконец, вызывают вопросы и условия содержания обитателей приютов. Forbes India приводит сведения о неадекватном количеству пациентов числе медиков и обслуживающего персонала и неудовлетворительной квалификации волонтеров. В качестве доказательства плохого ухода за больными в приютах матери Терезы в издании приводится статистика смертности в приюте «Чистые сердца», согласно которой за время его существования там получили помощь 86 тыс. человек, из которых умерли 35 тыс. человек. Сообщается, что в учреждении плохо соблюдались санитарные требования. «Иглы промывали в холодной воде, а больным давали медикаменты с истекшим сроком годности. Некоторые пациенты могли бы выжить, если бы они получали надлежащий уход», – пишет издание.

Наконец, Терезе Калькуттской ставится в вину то, что сама она проходила лечение в платных клиниках, а не в собственных приютах, а также ее поддержка введению бывшей тогда премьер-министром Индии Индирой Ганди чрезвычайного положения после требования Верховного суда одного из штатов об ее отставке в 1971 году. В целом критики будущей святой указывают на то, что ее деятельность шла в традиционном для белых колонизаторов ключе христианских миссий и ее заслуги не могут быть признаны исключительными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2077
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4771
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2615
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3004

Другие новости