0
1386
Газета Exlibris Интернет-версия

28.02.2002 00:00:00

Мир старой светописи

Тэги: фотография


Шипова Т.Н. Фотографы Москвы - на память будущему. 1839-1930. - М.: Издательство объединения "Мосгорархив", АО "Московские учебники", 2001, 367 с.

Kто может объяснить обаяние старинных фотографий, ту непреодолимую силу, с которой тянут они нас в свой призрачный мир, золотисто-коричневый или туманно-серый?

"Случалось, бывало, в каком-нибудь чужом доме взять в руки старый фотографический альбом. Странные и сложные чувства возбуждали лица тех, что глядели с его поблекших карточек!.. Что за существа - эти лица?.. Это все люди, когда-то и где-то жившие, каждый по-своему, разными судьбами и разными эпохами, где было все свое: одежды, обычаи, характеры, общественные настроения, события┘ Вот суровый чиновный старик с орденом под двойным галстуком, с большим и высоким воротом сюртука, с крупными и мясистыми чертами бритого лица. Вот светский щеголь времен Герцена с подвитыми волосами и с бакенбардами, с цилиндром в руке в широком сюртуке и таких же широких панталонах, ступня которого кажется от них маленькой"┘ Это Бунин, "Жизнь Арсеньева". И обширную цитату можно бы еще продолжать, находя подходящие к классически-четким описаниям лица и типы в лежащем передо мной свежем альбоме, ибо все они здесь, конечно, встречаются. Но довольно.

Книга посвящена московским фотографам XIX и отчасти первой трети ХХ века и отличается редкой для этой темы документально-строгой проработкой обширного и еще не изученного материала. "Альбом-справочник" - тип издания несколько парадоксальный, однако в данном случае уместный. В нем сведения о полутора сотнях московских фотографических ателье, скрупулезно собранные по архивным и печатным источникам, и привязанный к ним очень богатый изобразительный ряд, в основе которого собрание Государственного литературного музея, немного дополненное материалами частных коллекций и старинных альбомов фототипий.

Естественно, на снимках много знакомых: писатели, деятели культуры. Конечно, такова специфика данной коллекции. Фотографии, выбранные из фондов другого музея - исторического, городского или, скажем, архитектурного, показали бы иные срезы русской жизни. А все же и знакомые фотографии здесь выглядят как-то по- новому, рассматриваются иначе. Они представляют не литературу (и не культуру в целом), а именно фотографию. А с нею и тот аспект, о котором писал Бунин, - загадку ушедшей жизни, сам дух позапрошлого века, воплощенный и в лицах, знакомых и не знакомых, в костюмах и манере держаться перед фотографией - иной, чем в другие времена, чем сейчас. Дух времени несут в себе и фотографии архитектурные (их меньше, но все-таки довольно в альбоме), хотя политики, конечно, могут быть разного времени. Увиденные тогдашним взглядом, включенные в городское пространство XIX столетия, они демонстрируют - таково органическое свойство фотографии - определенный момент своего существования и не менее определенное ощущение жизни, свойственные этому моменту.

К тому же в альбоме все это представлено необезличенным. Любой снимок - произведение определенной мастерской. А тексты, при всей их документальности и деловитости, перерастают иной раз в удивительные новеллы о весьма любопытных людях, промышлявших когда-то фотографией. К тому же любопытно узнать, что фотографиями владели предки хорошо тебе известных людей. Я нашел в книге дедушек известного искусствоведа А.Г. Габричевского и коллекционера живописи, основателя музея Тропинина Ф.Е. Вишневского. Документальные тексты образуют с фотографиями прочное единство. Выявляется своеобразное соответствие документа и зрительного образа, как бы близкая мера их достоверности, соотнесенности с жизнью.

Так, книга, казалось бы, на узкую, конкретную тему - по истории фотографии показывает связи своего предмета с весьма различными сторонами старомосковской жизни, оказывается интересной, а порой и необходимой не одним только специалистам по этому именно предмету.

Все снимки в альбоме подробно аннотированы, снабжены сведениями об изображенных лицах, о самих фотографиях - их датах, размерах (отдельно - самого снимка и бланка), инвентарных музейных номерах и прежних владельцах. Приведены - и часто воспроизводятся - наклейки фотографов и тексты их рекламных надписей. Иногда воспроизводятся и характерные обрамления старинных дагерротипов. Нам позволяют - и заставляют! - ощутить старые фотографии очень конкретно и вещно.

Итак, интересная книга Т.Н. Шиповой может быть принята и использована различно. Как альбом, глубоко вводящий нас в мир ранней российской светописи, галерею исторических лиц, где немало имен, значительных в нашей культуре. Как исследование, сообщающее важные факты об организации фотографического дела в старой Москве. Наконец, как справочник, помогающий раскрыть имена авторов и установить крайние даты снимков. Но здесь к книге следует предъявить и некоторые важные претензии. Внимательный читатель заметит, что среди полутора сотен изученных составителем имен преобладают ранние. Что касается рубежа XIX-XX вв. и далее - 1-й трети нового века, то к этому времени относится лишь краткое приложение: "Адреса фотографических заведений по отдельным годам (с 1886 по 1930 г.)". Но где граница между подробно изученным и лишь названным материалом?

Она в книге никак не обозначена.

Далее. Вопрос более сложный. Справочник посвящен, в сущности, не фотографам, но лишь владельцам "фотографических заведений". В большинстве случаев они и были фотографами. Но всегда ли? Да и там, где сам владелец фотографировал, могли быть кроме него другие мастера, об этом говорит, в частности, наличие у некоторых фотографий филиалов. Имена фотографов, не имевших собственных "заведений", также могут быть нам интересны. Существовали фотографы при различных учреждениях, были и любители. Кажется, лишь один из последних, граф И.Г. Ностиц, фотографировавший Шамиля, попал, нарушая общий порядок, в книгу.

Исследование всех этих проблем достаточно сложно, и те ограничения, которые установил для себя автор, возможно, вполне оправданны. Но их, безусловно, следовало бы оговорить: читатель имеет право знать, что именно он может найти в книге. К сожалению, интересное предисловие, посвященное общим вопросам истории фотографии в Москве, об этом умалчивает.

О мелких огрехах, вроде того, что известный фотограф Надар снимал Париж "с аэроплана" (на самом деле с воздушного шара, а это существенно меняет возможную дату съемки) говорить не будем - кажется, их немного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1473
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1046
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1261
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
808

Другие новости