0
1093
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

26.01.2000 00:00:00

Отдельно от "Спаса"

Александр Севастьянов

Об авторе: Александр Никитич Севастьянов - главный редактор "Национальной газеты", заместитель председателя Всеславянского союза журналистов.


В НОМЕРЕ газеты "НГ-религии" от 22.11.99 помещена заметка Николая Иванова "Спас" против "Радонежа". Православная общественность судилась с язычниками". В ней затронуто мое имя с легкомыслием, не приличным для "Независимой газеты", которую я люблю и уважаю и постоянным автором которой являюсь с 1993 года.

Начнем с названия заметки. Да, я подал в суд на "Радонеж" за публикацию, которую считаю клеветнической, чтобы защитить свои честь, достоинство и деловую репутацию. Но причем тут "Спас", в котором я состою? Я сделал это лично как гражданин и литератор, а вовсе не как член Центрального совета или и.о. председателя нашей организации. У читателя, немного более осведомленного, нежели "Николай Иванов", возникнет вопрос: почему же это с "Радонежем" судится "Спас", если в федеральный список этого избирательного объединения входил в первую десятку вместе с Севастьяновым секретарь-координатор Союза православных граждан Лебедев? Ведь "Радонеж" является одним из главных учредителей этого Союза. Таким образом, получается, что "Радонеж" в какой-то мере судится с самим собой: адепты православия, уподобляясь унтер-офицерской вдове, как бы лупцуют сами себя.

Подзаголовок усугубляет абсурд заголовка. Во-первых, из него неясно, кого следует считать православным, а кого - язычником, ведь и "Спас" и "Радонеж" в своих наименованиях содержат активнейшую православную семантику. Во-вторых, должен официально заявить, что "Спас" никакого отношения к язычеству не имеет. Являясь светской организацией, он не только объединяет в своих рядах многих лиц православного вероисповедания, но и шел на выборы в тесном сотрудничестве с Союзом православных граждан, куда входят 64 православные организации. (Персонально я также не исповедую язычества и не проповедую языческих вер или обрядов.)

Некрасиво получается. Мое личное дело раздувается до размеров столкновения двух организаций, отнюдь к нему не расположенных. Что это: обман? Подтасовка? Зачем это сделано? Чтобы столкнуть "Спас" и "Радонеж"? И через это оказать на меня давление, заставить отказаться от процесса, заведомо проигрышного для ответчиков? Допускаю, что это просто недомыслие, а не подлый прием "Иванова".

Далее по существу заметки. "Николай Иванов" пишет: "Оскорбительной для себя Севастьянов счел статью обозрения "Радонеж" "От Баяна до Брахмана. Зигзаги русских националистов", в которой подвергались резкой критике антихристианские высказывания Севастьянова, сочетающиеся с нападками на Русскую Православную Церковь". Да ничего подобного! За критику моих высказываний и воззрений, сколь угодно резкую, я никогда не подал бы в суд. Я открыт для любых дискуссий, мне есть что ответить критикам. Суть моего иска как раз в том, что "Радонеж" (в порыве благочестия?) приписал мне неблаговидные слова и мысли, которых я не писал и не говорил, а потом за эти приписанные слова и мысли - "разгромил" "борца с православием". В упомянутой статье я насчитал семь эпизодов, порочащих подобным образом мои честь, достоинство и деловую репутацию, и посчитал это достаточным для обращения в суд. Вместо того чтобы со слов ответчика (!) представлять дело читателю (и тем самым солидаризоваться с теми, кто обвиняется сегодня в клевете), "Николаю Иванову" самому следовало бы явиться на заседание суда 29.12.99 и заслушать мои претензии к "Радонежу". Тогда он понял бы, что ни о какой полемике в суде или вне его по существу религиозных проблем с газетой, допускающей подобные нечистоплотные приемы, не может быть и речи. И "оскорбительной для себя" подобную "критику" я также не мог бы счесть. Это ниже моего достоинства.

Должен также заметить, что не стоило бы с чужих и непроверенных слов давать кому-либо характеристики, это тоже чревато юридическими неприятностями. Какими это, интересно, "откровенными восхвалениями Гитлера" я "известен"? Где это я называл себя "по собственному определению" "классиком русского национализма" (будь оно хоть трижды так)? Да, моему перу принадлежит большое эссе "Уроки Гитлера", опубликованное в 1995 г. в газете "Завтра", а затем - в сборнике "Национал-демократия" (рецензия на который своевременно появилась в "НГ"). Но оно было написано специально, чтобы предостеречь тех, кто делает "ставку на русский национал-социализм", напомнив им "не об успехах и торжестве немецкого нацизма первых лет гитлеровского правления, а об ужасной катастрофе, которой это правление увенчалось", ибо "цена, заплаченная за преступные ошибки гитлеровского режима, заставляет сегодня вновь и вновь возвращаться к их осмыслению". К жанру апологии это эссе никак не относится. Да, сегодня я вхожу в узкий круг разработчиков современной русской идеи; мои книги, статьи, редактируемая мной газета достаточно известны - это факт, которого я не стыжусь и не скрываю. Но я не занимаюсь публичным самовосхвалением. Когда очерняющие характеристики мне раздают мои противники - цена им известна. Но если свою подпись под этим ставит сотрудник газеты, не позаботившийся четко отделить свою речь от речи персонажей, он должен быть готов отвечать за последствия.

Наконец, я посоветовал бы впредь "Николаю Иванову" не позволять кому-либо ставить знак равенства между некоей околоцерковной организацией и Церковью Христовой. А именно такое впечатление складывается от прочтения тех абзацев разбираемой заметки, где излагается позиция ответчика. Подставлять на кон репутацию Русской Православной Церкви вместо репутации газетки, "православно" балующейся ложью и клеветой, неделикатно и опрометчиво. Это может кончиться конфузом: а ну как в суде признают мою правоту?

Кстати, о суде. Первое заседание состоялось. Не выдержав вопросов, которыми я его "прижал к стене", представитель ответчика Роман Замогильный сам предложил вызвать в суд в качестве соответчика истинного автора порочащей меня статьи, застенчиво поименовавшего себя "Иван Петров". Суд удовлетворил соответствующее ходатайство. Я на такой подарок и не рассчитывал! Теперь меня разбирает большое любопытство, кто же сей "доброжелатель", укрывшийся под нарочито русским псевдонимом? Скоро узнаем. Что-то мне шепчет, что не такой уж он и русский┘

* * *

В дополнение к тексту г-на Севастьянова мы не могли не дать заявление секретаря-координатора Союза православных граждан Валентина Лебедева, упоминающегося в статье. К сожалению, известный церковный журналист, главный редактор единственного приличного консервативного православного интеллектуального журнала "Православная беседа", попал в очень тяжелую ситуацию - он вдруг ни с того ни с сего решил идти в Думу именно по спискам "Спаса". Мы надеемся в одном из ближайших номеров дать читателям исчерпывающие разъяснения на этот счет самого г-на Лебедева.

"ЗАЯВЛЕНИЕ В ПОДДЕРЖКУ "РАДОНЕЖА"

Союз православных граждан выражает свою озабоченность в связи с участившимися нападками на Русскую Православную Церковь со стороны ряда деятелей, именующих себя "русскими националистами". До сих пор эти политические и общественные деятели, если и не понимали значения Православной Церкви для русского человека, то хотя бы старались сделать вид, что и они являются сторонниками традиционных ценностей. В последнее время, когда откровенный разгул политических страстей приручил как производителей, так и потребителей СМИ к любой безнравственности, лишь бы служила средством достижения нужной цели, уже не столь выделяются на общем фоне антицерковные политические идеи некоего А.Севастьянова, главного редактора малотиражной "Национальной газеты".

Мы понимаем, что в наше время уже трудно кого бы то ни было удивить предложениями легализовать проституцию и многоженство. Однако столь откровенные нападки на Церковь, призывы к "дехристианизации" как важнейшей задаче, заявлениями о том, что "коммунизм и демократия являются трупным ядом христианства", и другие столь безудержные и ничем не обоснованные призывы к борьбе с христианством, обильно содержащиеся в печатных работах Севастьянова, даже и в наше время не могу не встретить активного противодействия. "Товарищ, верь, работа адова будет сделана и делается уже", - это писал классик соцреализма, певец революции В.Маяковский. Поверьте, с тех пор эта работа не остановилась.

Недавно вышеупомянутый Севастьянов подал иск о защите "своих чести и достоинства" на редакцию "Радонежа" - одной из тех немногих православных газет, которые еще имеют смелость противостоять наступлению торжествующего зла. Не сомневаемся, что его исход будет показательным. Он покажет, кто мы, чего мы стоим и чего стоят наши противники, не наши лично - Церкви Христовой.

Секретарь координатор Союза В.В. ЛЕБЕДЕВ


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
785
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2359
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1410
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1749

Другие новости