0
1067
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

23.08.2000 00:00:00

Ответ здоровых сил

Тэги: Собор, инославие


Завершившийся Собор принял несколько документов, которые являются четким ответом на вопрошания времени и общества. Безусловно, декларацией позиции Церкви следует считать "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", изложенные в докладе митрополита Минского и Слуцкого Филарета и одобренные Собором.

Данный документ в первых же строках весьма четко артикулирует положения, которые по целому ряду причин из церковной лексики последних лет исчезли.

"Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные┘ В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы".

Далее подробно говорится о природе церковного единства, причинах отпадения человека или группы от Церкви и возможностях воссоединения. Даются разъяснения понятию "отлучение", которое все чаще встречается в речах правых клерикальных деятелей и которое в обыденной речи почти приравнялось к духовной казни.

"Отлучая от общения своего члена, запечатленного ею в день его Крещения, Церковь надеется на его возвращение. Она рассматривает само отлучение как средство духовного возрождения отлученного".

Собор призвал вдумчиво и с пониманием относиться к тем, кто в различные эпохи отпал от церковного единства: "Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя, пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1-2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие".

Если в рамках секулярного сознания нового времени терпимое отношение к инаковости постепенно вошло в норму, хотя и несет порой отпечаток светского лицемерия, то в вероучительной сфере терпимость - явление более трудное, так как речь идет не о сиюминутных интересах, но об Истине.

Собор декларирует, что "Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия", при том сохраняя твердую убежденность в том, что Православная Церковь "сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознает тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви".

В свете многолетней эскалации национально-патриотической риторики, неоднократных призывов со стороны "патриотов" замкнуть православие в рамках "национальной традиции" чрезвычайно важна четкая формулировка, принятая Собором. Это ответ здоровых сил Церкви, нашедших в себе мужество стойко продекларировать базовые позиции, присущие христианству, несмотря на охранительные тенденции времени.

"Православие не является "национально-культурной принадлежностью" Восточной Церкви. Православие - это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви┘ Православная Церковь, смиренно свидетельствуя о том, что она хранит истину, в то же время помнит обо всех исторически возникавших соблазнах".

Собор нашел верный тон и в отношении проблемы разобщенности христиан, длящейся уже почти 1000 лет: "Вследствие нарушения заповеди о единстве, вызвавшего историческую трагедию схизмы, разделившиеся христиане, вместо того чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, стали источником соблазна. Разделенность христиан явилась открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом. Трагедия разделений стала серьезным видимым искажением христианского универсализма, препятствием в деле свидетельства миру о Христе. Ибо действенность этого свидетельства Церкви Христовой в немалой степени зависит от воплощения проповедуемых ею истин в жизни и практике христианских общин".

Говоря о разделении, Церковь подчеркивает, что не согласна с целым рядом положений, которые призваны оправдать или трактовать отсутствие единства: "Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. Подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные "модели" единства представляются неприемлемыми".

Диалог с инославными есть основной путь, предложенный Собором, диалог, в котором сочетаются догматическая твердость и братская любовь: "Свидетельство не может быть монологом - оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только "отверстые уши", но и "расширенное сердце" (2 Кор. 6.11)".

В документе говорится о создании в рамках богословских диалогов совместных исследовательских центров, групп и программ, о регулярном проведении совместных богословских конференций, семинаров и научных встреч, обмене делегациями, публикациями и взаимном информировании, о совместных издательских программах, обмене специалистами, преподавателями и богословами.

Диалог должен вестись и по широкому спектру проблем взаимодействия Церкви и мира, в том числе и совместная работа в сфере служения обществу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1031
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2880
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1618
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1986

Другие новости