0
1436
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

25.10.2000 00:00:00

Культовая жертва как великая святыня

Олег Шведов

Об авторе: Олег Шведов - член Синодальной рабочей группы по выработке "Основных начал социальной концепции Русской Православной Церкви", преподаватель МДА, Москва.

Тэги: жертва, церковь, налог, доход


Начну с конечного вывода: с доходов религиозных организаций не следует брать налогов не потому, что они гуманитарные учреждения, но потому, что их доходы - это культовая жертва, приносимая в дар Богу и в силу этого почитаемая как Великая Святыня, прикасаться к которой или пользоваться которою никто не имеет права, кроме священнослужителей или уполномоченных лиц.

Современное экономическое сознание оставило без внимания особый вид богатства, который имеет специфическую природу своего образования, - это достояние религиозных сообществ, имеющих в основе своих культовых действий и вероучения специальный вид проявления религиозности - жертвоприношение.

Жертва как особый вид благодарения или умилостивления божества является древнейшей формой перемещения личного и общественного богатства. Даже примитивные культуры, не имевшие регулярных экономических отношений производства и обмена богатством, знали жертвоприношение как форму добровольного отчуждения богатства ради нематериальных идей и принципов.

В отличие от жертвы иные формы перераспределения богатств являются вынужденными и регулируются законами производства и потребления, обмена и распределения; при этом регулятором является по преимуществу государство как орган управления всей социальной жизнедеятельностью человека.

Жертвенное перераспределение богатства добровольно обусловлено религиозно-нравственным законом и регулируется совестью индивидов. Православная Церковь принцип жертвоприношения возвысила до крайней степени своего культового значения: весь культ Православной Церкви целиком сводится к жертве духовной и материальной.

Можно выделить следующие онтологические свойства жертвы. Во-первых, жертва является святой, т.е. в прямом смысле принадлежащей Богу; жертвователь подает Богу, а не священнику. Во-вторых, цель жертвы нематериальна и трансцендентна, в частности, это стяжание спасения в Боге, т.е. очищение от греха, восстановление гармонии между людьми и Богом, освящение людей или, как говорится в Новом Завете, усыновление их Богу. В-третьих, жертва - это форма добровольного отчуждения собственного богатства в пользу божества в лице культовых учреждений - храма и его служителей. Причем закон добровольного отчуждения носит всеобщий характер для всех членов данного религиозного сообщества, он дается народу в целом, а не каким-либо отдельным сословиям.

В-четвертых, жертва как материальный продукт не может быть уменьшаема, но всегда составляет некоторую постоянную долю имущества, отчуждаемую в пользу божества, и в своей некоторой части принадлежит лично священнослужителям. В-пятых, жертва служит благосостоянию не только служителям культа, но и для всего народа Божия. В-шестых, жертва, посвященная Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил. И наконец, в-седьмых, жертва стоит в ряду самых фундаментальных заповедей, данных человеку его Богом.

Итак, жертва - это культовое действие человека, связывающее его земное бытие с небесным; жертва как форма использования богатства находится вне экономических и социальных отношений; посягательство на предметы культовой жертвы - преступление перед людьми и Богом.

Такое отношение к культовой жертве, заданное Моисеевым законом, почти полностью сохранилось в ортодоксальном христианстве, в частности в Русской Православной Церкви.

Кажется, что в храмах Православной Церкви происходят как будто бы акты купли и продажи. Ничего подобного. Это видимость. В основе актов "псевдопокупок" лежит не денежно-стоимостная оценка объекта обмена, но религиозное чувство добровольного отчуждения своего богатства в пользу Милующего и Любящего Бога. Сама некоторая "таксовость" исполнения культовых действий - это элементарная дань современным условиям общественной жизни.

Итак, культовая жертва, являющаяся основой материального благосостояния Церкви, имеет внеэкономическое происхождение, и поэтому на нее не должны распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности государственное налогообложение. Церковь заявляет, что если ее доход не носит культового характера, то он может быть облагаем налогами, но жертвоприношение облагать разными поборами недопустимо. Отождествление культовой жертвы с любого рода доходами, рентой и коммерческим результатом является недобросовестным подлогом, тривиальным святотатством, т.е. кражей святыни.

Принимая вышесказанное во внимание, можно смело утверждать, что нынешнее российское законодательство, удерживающее в государственной собственности храмы Православной Церкви, культовые предметы - иконы, книги, церковную утварь и все прочее, так или иначе отобранное у религиозных организаций, - является законодательством богоборческим, стоящим в оппозиции тысячелетней духовной истории человечества и поэтому носит откровенно антицерковный характер, несмотря на абстрактно пустые и псевдообъективные формулировки Закона "О свободе вероисповеданий".

Антицерковность большевистского законодательства решительно осуждена Священным Собором Православной Российской Церкви в его Постановлении от 6 (19) апреля 1918 года: "Священнослужители..., содействующие проведению в жизнь враждебных Церкви положений декрета о свободе совести и подобных сему актов, подлежат запрещению в священнослужении и в случае нераскаяния извергаются из сана" (ст. 3). "Миряне, виновные в упомянутых 2-й и 3-й статьях преступлениях, подлежат отлучению от Церкви..." (ст. 8).

В заключение замечу еще более поразительную вещь. Сегодня органы статистики, финансов и налоговой службы не предусматривают само бытие особого рода собственности - собственности религиозных организаций. Внешним наблюдателям и в голову не приходит, что это не возвращение, а новая, более изощренная форма экспроприации собственности религиозных организаций.

Любой храм передается Церкви не в собственность, а в бессрочное пользование с условием восстановления его за счет личных средств верующих. Храм остается в собственности государства, и его стоимость увеличивается за счет культовой жертвы верующих, так жертва снова экспроприируется государством тихо и мирно, без большевистского насилия и якобы на законных основаниях.

У православных христиан России не может быть иной точки зрения и иного требования, кроме тех, которые устанавливают Поместные Соборы Русской Православной Церкви: Постановление Священного Собора Православной Российской Церкви от 5 (18) апреля 1918 года: "Принять меры к возвращению всех отобранных имуществ церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий" (ст. 11).

Доколе государство не возвратит Церкви все оставшееся от поругания церковное имущество, до тех пор оно будет нести на совести своих адептов груз проклятия, посылаемый на них отошедшими в мир иной жертвователями.

www.sobor.ru/doctrina/


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1310
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
975
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1166
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости