0
1440
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

14.03.2001 00:00:00

Куда ведет Европейская интеграция?

Тэги: Европейский, союз, Брюссель, европейских, Церквей


Можно усмотреть ряд параллелей между процессами, происходящими в Европейском союзе, и церковной жизнью. И европейская интеграция, и экуменическое движение порождены опытом двух мировых войн, начавшихся именно в Европе, а также экологического кризиса 30-х гг. Оба эти процесса касаются проблем мира и справедливости. Наконец, как формирование ЕС, так и экуменическое сближение Церквей происходили в условиях холодной войны и столкнулись с трудностями сейчас, когда холодная война закончилась, и по крайней мере отчасти потому, что она закончилась.

К проекту политического примирения, ныне именуемому Евросоюзом, сейчас хотят присоединиться все, но сам ЕС до сих пор проявлял инертность в поиске ответа на стоящий перед ним новый исторический вызов - объединение Восточной и Западной Европы. Кроме того, ЕС очень медленно самореформируется. На вопрос "идти вширь или вглубь?" был дан неизбежный ответ: и то, и другое, - но перечень проблем растет: институциональная реформа, принятие новых членов, введение евро, совместная оборона и т.д. При сохранении прежней структуры ЕС все это оказывается помехой для самого существа европейской интеграции, цель которой - заменить закон силы силой закона. В итоге Европейский союз может стать жертвой своего собственного успеха.

Что касается экуменического движения, в котором участвуют большинство протестантских и Православных Церквей, а также, в известной степени, Римско-Католическая Церковь, то здесь проблема в том, что неизвестно, как должен самообновиться этот проект сегодня. Всемирный Совет Церквей создан в 1948 г., и первые 40 лет его истории совпали с периодом холодной войны. Конференция европейских Церквей появилась в конце 50-х гг., когда холодная война была в разгаре. Сейчас, после ее окончания, некоторые Церкви используют свою новообретенную свободу для того, чтобы отойти от экуменического проекта, а другие проявляют все меньшую заинтересованность в нем. И это при том, что речь идет - как и в случае с европейской политической интеграцией - о мире вместо войны, о сближении вместо вражды, о терпимости и диалоге вместо ненависти, о единстве вместо раскола, о справедливости вместо нищеты и социального неравенства. Иначе говоря, о ключевых жизненных ценностях.

Но именно сейчас, когда эти ценности вновь оказываются в опасности, они стали предметом дискуссии в рамках обоих процессов примирения. Можно привести пример Хартии об основных правах, подписанной на саммите в Ницце, и Экуменической хартии, которую первоначально планировалось подписать весной 2001 г. (сегодня, однако, принятие такого документа представляется маловероятным). Существенно, что обе дискуссии о ценностях не привлекли к себе сколько-нибудь широкого внимания в обществе.

На этом, впрочем, параллели заканчиваются. В ходе брюссельской встречи говорилось о том, что Евросоюз эволюционирует от структуры Север - Юг к структуре Восток - Запад. Между тем экуменическое движение - в том числе в Римско-Католической Церкви - всегда было общеевропейским, то есть связывало в той же мере Запад и Восток Европы, что и ее Север и Юг. В годы холодной войны Церкви навели мосты через разделительную линию между Востоком и Западом - как на местном уровне, так и на уровне официальных общенациональных структур. Количество контактов на местном уровне, то есть на уровне гражданского общества, измерялось сотнями. Тогда это была своеобразная "разрядка снизу", сегодня можно говорить об "интеграции снизу". И если где-то существует Европа людей, Европа граждан, то ее следует искать именно здесь. Приходится констатировать, что в период холодной войны экуменическое движение было во многих отношениях процессом, в котором доминировал Запад, и эта нехватка реального диалога привела к тому, что сегодня трещина между Восточной и Западной Европой оказалась глубже, чем мы предполагали.

Когда в мае прошлого года в Москве представители Церковно-общественной комиссии КЕЦ обсуждали Хартию об основных правах и Экуменическую Хартию, со стороны Русской Православной Церкви последовало заявление: вы навязываете ваши западные ценности нам и всей Европе, тогда как ценности у нас разные. Мы, православные, не считаем западный материализм и индивидуализм мерой всех вещей. Для нас как православных людей территориальная целостность выше, чем права человека (взять хотя бы Чечню). Святыни для нас важнее, чем человеческая жизнь: когда горит храм, прежде всего спасают иконы, и только потом - людей.

Даже не разделяя идею о существовании двух совершенно различных ценностных систем, можно согласиться с тем, что вопрос, значимый для нас всех, состоит в следующем. Если при преодолении раскола Европы необходимо расширение ЕС, то оно должно быть чем-то большим, чем приспособление Востока к Западу. Можно не сомневаться в том, что западные принципы являются благом и для Востока, но подчеркивается: в результате расширения ЕС Западная Европа также должна измениться, и она непременно изменится. Мы должны из западноевропейцев стать европейцами. К этому может вести несколько путей. Так, Париж перестанет быть культурным центром Европы, и на смену ему придет Берлин. Западу следует уяснить разницу между понятиями "гражданство" и "национальность" в Восточной Европе, и это окажет влияние на ход дискуссий в западноевропейских странах. Надо надеяться, в этом процессе взаимного познания Восточная Европа усвоит, что поиск идентичности должен идти во взаимодействии с другими, в общении с другими, а не в изоляции от них. Плюрализм нельзя считать угрозой.

Существует и другая проблема - направление европейской интеграции. К чему она ведет? Сегодня стало казаться, что этот процесс развивается во всех возможных направлениях. Разумеется, при более чем 20 государствах-членах не только структура, но и сама природа ЕС будет другой. Но основополагающим для Церквей останется, во-первых, то, что в течение полувека благодаря принципу власти закона удалось сохранить мир в той части Европы, где этот принцип был осуществлен, и его необходимо сохранить в качестве главенствующего, теперь уже в масштабе всей Европы; во-вторых, не может быть мира без справедливости - между тем социальное начало в Европе сегодня остается слабым, а потому мы слишком мало можем предложить Восточной Европе и уже почти потеряли целое десятилетие.

Мы сейчас переживаем некий интеллектуальный кризис - кризис понимания перспектив ЕС и Европы в целом. Перед нами стоят действительно исторические задачи. Дело Церквей - активно участвовать в нынешних дискуссиях о будущем Европы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1222
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3235
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1831
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2160

Другие новости