0
1911
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

30.05.2001 00:00:00

Государственно-церковные отношения и православная молодежь

Сергей Кириенко

Об авторе: Сергей Владиленович Кириенко - полномочный представитель президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

Тэги: кириенко, государственноцерковные, отношения, православная, молодежь


Россия на пороге судьбоносных изменений в вопросах государственно-конфессиональных отношений. Существующее сегодня положение вещей не может устраивать ни государство, ни Православную Церковь, ни иные религиозные сообщества. Советская схема неприемлема в свободном обществе, дореволюционная - не отвечает современным политическим реалиям. Сказать, что выход из создавшейся ситуации в конкордате - пути, по которому пошли многие современные демократические государства, - это избежать ответов на куда более принципиальные, существенные вопросы. Сами по себе договорные отношения, прописывающие права и обязанности сторон, хороши лишь в том случае, когда общество четко понимает роль государственного и церковного институтов.

Зададимся вопросом, как Церковь и государство могут одновременно оставаться верными историческому наследству, традиции и отвечать на вызовы современности, т.е. быть готовыми к освоению новых, современных видов деятельности?

В отношении какого будущего эти два института с тысячелетней историей, собственной и совместной, должны слагать усилия, т.е. сотрудничать? Ведь договор предполагает сотрудничество.

Я уверен, что именно молодежи, в том числе воцерковленной, предстоит дать ответы на эти непростые вопросы. Ибо именно молодежи жить в том будущем, которое сегодня нами обсуждается, а ими планируется и осваивается. Молодежь не делится на государственную и церковную. Это наш общий "ресурс", общая надежда и общая забота. Именно в отношении молодежи государство и Церковь могут и должны в первую очередь договариваться. Таким образом, предмет договора (не в юридическом языке, а содержательном) - наша молодежь. Это как никогда важно в силу вызовов современности. Позвольте перечислить некоторые из них.

Во-первых, следует определиться с феноменом глобализации, создавшей мир без границ, мир, в котором формализуется цивилизация, а многообразные проявления человеческого гения сводятся к некоему единому знаменателю. Не будем впадать в панику, но задумаемся о том, что удержит и сохранит пространство России? Для нас этот вопрос должен быть ключевым. Какие признаки групповой идентичности позволят нам как народу сохраниться? Отвечая на этот вопрос, нам никак не обойти тему наших нравственных и культурных оснований. И вот здесь Церковь становится прямой участницей обсуждения.

Во-вторых, все большее значение приобретает стоимость человеческих качеств. В постиндустриальном укладе вопрос о человеческом капитале принципиален. И это не только профессиональные качества того или иного специалиста, это еще и качества коллективов, команд, профессиональных сетей, всего того, что модно сегодня называть антропоструктурами.

Церковь наряду со школой и семьей - стержневой институт именно в воспитании подрастающего поколения, а значит в выращивании и приумножении этого капитала. Нравственность лежит в основе формирования атмосферы доверия, без которой не может развиваться деловая активность. Доверия не только к партнеру по бизнесу, но и к государству, его институтам, а значит и к системе налогообложения, и к системе кредита. Без доверия нет кооперации, нет займа - ключевых понятий экономической, хозяйственной активности.

Новая деловая этика - вот в чем нуждается современное государство и российское общество. Можно сказать куда жестче: сегодня государство готово сформулировать заказ на деловую этику.

Кто ответит, какие нравственные принципы будут лежать завтра в основе деловой активности в России? Это вопрос стратегический. Если согласиться с тем, что современный западный капитализм берет свои начала из протестантской этики, китайцы деловую активность строят на основе конфуцианства, а исламский мир пытается опереться на нормы шариата, то можно предположить, что завтрашняя Россия не окажется исключением и будет искать опору в собственных исторических устоях. Конкуренция этик - еще один вызов современности, требующий ответа одновременно у государства и Церкви.

Теперь о деловой активности молодежи. Очень хорошо, что Православная Церковь есть утешение слабых, престарелых, нуждающихся в попечении и добром отношении. Но было бы еще лучше, если бы и православные молодые люди демонстрировали образцы успешности в современном мире. Успешность "молодых - грамотных - энергичных" и при этом православных людей станет свидетельством силы деловой этики. Ведь деловая этика - это не кабинетный труд, она выращивается в практиках, и она либо "работает", либо остается в пространстве рассуждений.

Где нужна наша активность? Там, где молодежь собирается проводить большую часть своего времени. Принимая все это как личный вызов, мы в Приволжском федеральном округе совместно с Синодальным отделом РПЦ по делам молодежи поддержали инициированный фондом свт. Феофана Затворника проект под названием НЕВОД. Проект ставит перед собой задачу "христианизации рунета" - русскоязычной части Интернета. Интернет рассматривается инициаторами проекта как пространство и средство православной миссии, что вполне согласуется с современными задачами России, стремящейся обрести свое место в мире.

Мы считаем, что необходимо бороться за интеллектуальное насыщение и нравственные основания в этой передовой сфере человеческой деятельности. Посудите сами, сегодня Интернетом пользуется в основном молодежь, а это значит, что скоро появится целое поколение энергичных и образованных людей, воспитанных в виртуальном пространстве, в среде технологического субъязыка. Это принципиально новый язык нового поколения и новой эпохи, которая предъявляет всем нам ультиматум: хватит в XXI веке говорить на языке XIX века! Одновременно возникает опасность превратиться в потерянное поколение, утратившее традицию. Такое положение вещей полностью бы оторвало молодежь от тех оснований, которые были опорой исторической России. Поддержанный нами и Церковью проект и есть пусть небольшой, но принципиальный пример реального сотрудничества государства, Церкви и живых общественных сил.

Мы полагаем, что русской культуре и православной традиции есть, что предложить новому веку.

Данная статья представляет собой тезисы выступления Сергея Кириенко на Съезде православной молодежи, проходившем 13-15 мая с.г. в г. Москве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1479
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3809
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2138
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2402

Другие новости