0
1472
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

19.01.2005 00:00:00

Совесть против насилия

Тэги: митрохин, смерть, память


7 января, незадолго до своего 75-летия, умер академик РАН Лев Николаевич Митрохин - философ, религиовед, культуролог.

Лев Митрохин окончил философский факультет МГУ в 1953-м, в год смерти Сталина, а в 1957-м, после аспирантуры, был принят в Институт философии, где проработал 17 лет. Начинал как логик, но позднее обратился к изучению религии. Его докторская диссертация посвящена баптизму - теме, которой он занимался всю жизнь. В 1997 году вышло новое дополненное издание его книги "Баптизм: история и современность" (первое издание в 1966 г.).

К религиозным феноменам он подходил не только как философ религии, но и как исследователь, будучи еще в конце 50-х годов участником экспедиций по изучению сектанства в центральных областях России под руководством А.И. Клибанова (результатом стали, в частности, их совместные публикации).

Митрохин принадлежал к тому особому поколению отечественных философов, которые в конце 50-х и в 60-е годы искали новые пути мысли, темы и подходы, оставаясь внутри советского идеологического пространства. Это порой приводило к жестким столкновениям с партийным руководством, к обвинениям в "ревизионизме" и т.д. В нескольких недавних публикациях Митрохин рассказал о перипетиях той эпохи, в частности, о разгроме в 1974 году редакции журнала "Вопросы философии" (главным редактором тогда был Иван Фролов, его заместителем - Мераб Мамардашвили, а Лев Митрохин - членом редколлегии).

После этой истории Митрохин меняет сферу деятельности и несколько лет работает в советском посольстве в США, затем там же в качестве представителя Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП). Однако он не сделал дипломатической карьеры, а продолжил заниматься религиоведческой тематикой на американском материале. Многие его работы посвящены протестантским теологам, таким, как Уолтер Раушенбуш, Мартин Лютер Кинг, Ричард Нибур, Билли Грэм. Одним из первых в отечественном религиоведении он обратился к исследованию новых религиозных движений (книга "Религии Нового века", 1985 г.), что, в частности, определило его достаточно жесткое отношение к этим проявлениям современной религиозности. В то же время Митрохин иногда выступал и в ином жанре, написав развернутые предисловия к ранее не изданным произведениям Стефана Цвейга ("Совесть против насилия") и Сомерсета Моэма ("Бремя религиозных страстей" и др.), в которых доминирует религиозная тема.

В конце 80-х Митрохин вернулся в Институт философии, где работал до конца жизни, возглавляя направление по изучению религии и культуры. Позднее он занял также должность председателя экспертного совета Высшей аттестационной комиссии России (ВАК) по философии, социологии и культурологии, а также был профессором кафедры религиоведения Российской академии государственной службы (РАГС).

После крушения советской идеократии в ситуации стремительных перемен положение так называемых "научных атеистов" оказалось непростым. Лев Николаевич в данном случае занял ясную позицию, четко обозначенную им в его публикациях (в частности и на страницах "НГР", 20.11.02). Он не приветствовал того, по выражению Бердяева, "религиозного мления", в которое впали многие бывшие советские идеологи и практики, и в то же время одним из первых резко выступил с бескомпромиссным осуждением того "конвойного атеизма", который господствовал ранее. Вспоминая прошлое, он писал: "Безнадежно обстояло дело с философией религии, которая была подменена "воинствующим атеизмом", обреченным на примитивизм", при этом не забыв и себя: "Целый ряд моих прежних интерпретаций и суждений представляются мне удручающе поверхностными".

Однако Митрохин не изменил своей принципиальной верности "высокому свободомыслию", лишь уточнив, что он - "православный атеист". Главным для него было сохранение строго научного подхода, который требует исследовать религию как особый феномен человеческого духовного опыта, что позволяет понимать "религиозную веру как бытийствующее сознание".

В своих работах последних лет он в противоположность старым схемам настаивал именно на том, что религия представляет собой особый род вненаучного знания, которое имеет отношение к решению смысложизненных вопросов, что религия - неотъемлемая часть духовной культуры, а православие - культуры России. "В последние годы религия предстает передо мной в некоем цельном виде, позволяющем интегрировать в него самые разные интерпретации", - писал он еще в 1991 году в предисловии к своей книге "Философия религии". И позднее добавил: "Я все больше убеждаюсь в неисчерпаемой глубине этой темы".

Такая позиция ставила его в двойственное положение. Религиоведы старой закваски обвиняли его в уклонении в фидеизм. В свою очередь, представители "нового религиозного сознания" конца XX - начала XXI века продолжали числить его среди последних могикан советского "научного атеизма". И то и другое было несправедливо.

Справедливо же то, что Лев Митрохин был не только человеком редкого ума, но и прежде всего философом, то есть человеком последовательного и неангажированного мышления, неотъемлемой составляющей которого является самокритика и самоирония. Это позволяло ему оставаться очень современным человеком, чувствующим эпоху и пребывающим в постоянном внутреннем духовном и интеллектуальном движении. Что не мешало и даже заставляло, как он говорил, "постоянно возвращаться к "свинцовому времени", в котором прошли наши лучшие годы".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1151
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3095
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1746
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2093

Другие новости