0
1457
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

17.10.2007 00:00:00

Несостоявшийся диалог

Тэги: православие, алфеев, католицизм


– Ваше Преосвященство, расскажите, что произошло в Равенне на заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православными Церквами?

– Поздно вечером 8 октября я приехал в Равенну. А 9-го утром обнаружилось, что в состав православной делегации Смешанной комиссии включены представители так называемой «Эстонской Апостольской Церкви», созданной в 1996 году Константинопольским Патриархатом на канонической территории Московского Патриархата. Они были приглашены православным сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) в одностороннем порядке, без согласования с другими Поместными Православными Церквами.

Я сообщил митрополиту Иоанну о том, что, если в списке участников останутся представители не признанной нами церковной структуры, нам придется покинуть заседание.

Затем на общем заседании православной делегации я изложил позицию Московского Патриархата и подчеркнул, что мы не признаем так называемую «Эстонскую Апостольскую Церковь» в качестве автономной канонической структуры, и потому, если ее представители не покинут заседание, это будут вынуждены сделать делегаты Московского Патриархата.

Митрополит Иоанн на это ответил в числе прочего, что согласно решению межправославного совещания, если какая-либо Церковь покидает диалог, он продолжается без нее. Таким образом, Константинопольский Патриархат был, очевидно, готов к подобному развитию событий.

На пленарном заседании Смешанной комиссии я проинформировал членов комиссии о позиции Московского Патриархата по данному вопросу. Сказал, что Московский Патриархат придает большое значение развитию богословского диалога с Римско-Католической Церковью, однако совместное участие делегатов Московского Патриархата и так называемой «Эстонской Апостольской Церкви» в официальном заседании означало бы имплицитное признание Московским Патриархатом каноничности этой церковной структуры, поэтому мы вынуждены будем покинуть заседание. Я также сказал, что Московский Патриархат готов будет возобновить свое участие в работе Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, как только Константинопольский Патриархат изменит свою позицию. После этого наша делегация покинула зал заседаний.

Ни в Балтиморе в 2000 году, ни в Белграде в 2006 году делегатов от «Эстонской Апостольской Церкви» не было, и мне непонятно, зачем было Константинопольскому Патриархату включать их в состав православных членов комиссии для настоящей встречи.

– Возможно ли было, тем не менее, найти какой-то компромисс?

– Я предлагал митрополиту Иоанну компромиссное решение: включите представителей из Эстонии в состав делегации Константинопольского Патриархата. Митрополит Иоанн отказался. Со своей стороны, он предложил: пусть «эстонцы» участвуют, а в списке участников мы поставим примечание, что Московский Патриархат не признает их в качестве автономной Церкви. На это мы пойти не могли. В общем, договориться не удалось.

Хотел бы отметить, что мое положение в Смешанной комиссии отличается от положения митрополита Иоанна. Так же как и во всех других подобных заседаниях, я здесь представляю исключительно Московский Патриархат, тогда как митрополит Иоанн, будучи сопредседателем комиссии, не только представляет в ней интересы своего Патриархата (Константинопольского), но еще и обязан заботиться о межправославном единстве. Ведь Константинопольский Патриархат позиционирует себя как гарант такого единства, однако предпринимаемые им шаги, к сожалению, наносят ему ущерб.

Что было важнее – любой ценой «протащить» на межправославное заседание «Церковь Эстонии» или сохранить единство православия? В очередной раз интересы Константинопольского Патриархата были поставлены выше интересов всеправославного единства.

Это вновь ставит вопрос о роли Константинопольского Патриархата в семье Поместных Православных Церквей, о его правах и обязанностях. Создание новой Поместной Церкви и включение ее в механизм диалогов между Православием и инославием, на наш взгляд, требуют согласия всей полноты Православной Церкви. Если Константинопольский Патриархат, пользуясь своим правом первенства чести, будет в одностороннем порядке создавать автономные Церкви на канонической территории других Поместных Церквей, это никоим образом не будет способствовать межправославному единству. Если затем Константинопольский Патриархат будет включать созданные таким путем церковные струкруры в комиссии по диалогу между православием и иными конфессиями без согласования с другими Поместными Церквами, это опять же лишь подорвет авторитет православия перед лицом наших инославных братьев и сестер.

– Каково, на ваш взгляд, будущее православно-католического диалога и участия в нем Русской Православной Церкви?

– Я полагаю, что в период до следующего заседания комиссии Константинопольский и Московский Патриархаты будут пытаться урегулировать данную ситуацию. Если ее удастся урегулировать, мы сможем участвовать в следующем заседании Смешанной комиссии.

Однако мы сейчас оказались в сложной и неоднозначной ситуации. Мы не участвуем в работе над текстом документа, который будет закончен в Равенне, а потому не сможем поставить под ним свою подпись. Каким образом мы сможем включиться в следующий этап диалога, если мы отсутствовали на нынешнем его этапе? Каков будет механизм оспаривания нами тех или иных положений равеннского документа, если мы не будем с ними согласны? Ясных ответов на эти вопросы на сегодня у нас нет.

Вопреки мнению митрополита Иоанна, я склонен считать, что отсутствие в диалоге крупнейшей Православной Церкви, численность членов которой превышает совокупную численность членов всех остальных Православных Церквей вместе взятых, ставит под сомнение легитимность православно-католического диалога. Это получается диалог не с Православной Церковью, а лишь с некоторой ее частью.

Хотел бы подчеркнуть, что Русская Церковь вышла из данного диалога исключительно по вине Константинопольского Патриархата. И теперь исключительно от позиции Константинопольского Патриархата будет зависеть наше возвращение к участию в диалоге.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2077
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4770
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2613
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3002

Другие новости