0
6589
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

04.12.2013 00:01:00

Традиция или свобода совести?

Роман Лункин

Об авторе: Роман Николаевич Лункин – ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, кандидат философских наук.

Тэги: европа, церковь, ес, конституция, ценности, христианство


европа, церковь, ес, конституция, ценности, христианство По данным Центра Pew, Европа остается самой христианской частью мира. Фото Reuters

На протяжении XIX и XX веков в европейских странах происходил постепенный отказ от государственного статуса различных христианских Церквей – Католической, Православной, Лютеранской, Реформатской. Причины были разные – революционные события, секуляризация, постсоветская демократизация, внутренние стремления общества и Церкви к более независимому диалогу как Церкви и граждан, так и христиан разных конфессий. Однако, как ни странно, это не привело к абсолютной дехристианизации Европы. На сегодняшний день, по данным Центра Pew (США), Европа остается самой христианской частью мира: 26% всех христиан планеты живет именно здесь, 75% европейцев так или иначе относят себя к христианству, число мусульман продолжает оставаться не таким уже большим – 6% европейцев. Страны Евросоюза выработали многообразные ответы на вызовы современности для того, чтобы не потерять свою идентичность.

Один из главных вызовов, которого боится и Россия, – это унификация в соответствии с международными стандартами, которые установлены также Европейской конвенцией по правам человека, практикой Европейского суда по правам человека. В Конституциях и законах 28 государств ЕС отмечается безусловное равенство всех религий и верующих перед законом (ст. 9 Конвенции), а также свобода ассоциаций и собраний (ст. 11 Конвенции). Лиссабонский договор, заменивший собой Конституцию ЕС в 2007 году, довольно либерален в отношении того, как власти разных европейских стран могут определять свои религиозные приоритеты. Статья 16 (С) этого договора гласит, что «Союз уважает и не нарушает статус Церквей и религиозных объединений и общин, согласно национальному законодательству государств-членов» (наряду с уважением статуса философских и неконфессиональных обществ и необходимости поддержания диалога со всеми Церквами и организациями). На деле унификация носит относительный характер – если кто-то хочет добиться для себя «более равных прав», то в каждом конкретном случае обращается в Страсбургский суд (как это делали «Свидетели Иеговы» из Греции, мусульмане и атеисты из Норвегии, противники распятий в школах Италии и т.д.). В каждом отдельном случае Европейский суд оценивал, насколько то или иное ограничение прав верующих или неверующих необходимо.

В патриотическом сознании европейского общества и его элит подчеркивать принадлежность своего народа к какой-либо исторически укорененной религиозной традиции в законодательстве целесообразно для того, чтобы на практике регулировать отношения с одной или несколькими большими национальными Церквами. Вместе с тем в рамках национального государства, пусть и живущего в условиях глобализации и переселения народов, существует множество других способов для регулирования религиозного пространства.

Существуют государства ЕС, где никакая религия или конфессия не наделяется особым статусом или упоминанием в Конституции и законодательстве: Франция, Словения, Нидерланды, Чехия, Венгрия, Германия, Ирландия, Австрия, Хорватия, Эстония. Будучи формально абсолютно светскими, эти страны предоставляют особый статус исторически укорененным Церквам. Закон о религии, принятый еще в 1905 году, в светской Франции гласит, что «Республика не признает, не финансирует и не субсидирует никакую религию… Тем не менее в бюджеты государства или публичных лиц могут быть включены расходы на службу капелланов, гарантирующую свободное исповедание религии в публичных учреждениях, таких как школы, колледжи, дома престарелых, приюты и тюрьмы…». В Чехии объединения верующих лишь после 10 лет существования могут получить «специальные права»: преподавание религии в школе, создание своих школ, окормление тюрем и военных частей, получение государственных субсидий. В Германии этот особый статус корпорации публичного права для некоторых объединений прописан особенно четко. В Ирландии особый статус Католической Церкви был убран из Конституции в 1972 году. В Австрии, как и во многих других странах ЕС, отношения со Святым Престолом регулируются в рамках конкордата, закон о признании мусульманских обществ был принят в 1912 году, а Акт о равенстве католических и протестантских общин – в 1961 году.

Государства ЕС, в Конституциях которых упоминается единственная религия (конфессия) в качестве государственной: Великобритания, Швеция, Дания, Мальта, Греция. Ситуация в сфере отношений Церкви и власти в каждой из этих стран радикально отличается. В Великобритании сложилась сложная система: главой Англиканской Церкви является королева, однако Церкви в Уэльсе и Северной Ирландии были отделены от государства, а в Шотландии существует своя Церковь Шотландии. Королева является также членом Пресвитерианской Церкви на севере. При этом негосударственные Церкви организованы как добровольные ассоциации в соответствии с обычным секулярным законодательством.

В Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии с 1990-х годов идет процесс отделения Церквей от государства и выведения их из-под контроля правительства. Особняком стоят лишь Мальта, где на государственном уровне признана Католическая Церковь, и Греция, где государственной религией является православие. В Греции в 1980-е годы были приняты законы, уравнивающие в правах православных и неправославных верующих, прежде всего католиков и протестантов, а тесная связь Церкви с государством, особенно в условиях кризиса, вряд ли стала благотворной для греческого православия. Его независимость относительна: в июле с.г. было создано специальное агентство по управлению имуществом Церкви совместно с правительством. В других странах Церкви скорее отказываются от тесной связи с властью ради того, чтобы быть ближе к людям.

Государства ЕС, в законодательстве которых в качестве привилегированной упоминается одна конфессия: Италия, Испания, Португалия, Кипр, Польша, Люксембург. В Италии были подписаны соглашения не только с Католической Церковью, но и еще в 1980-е годы с адвентистами, пятидесятниками, баптистами, мусульманами, позже со «Свидетелями Иеговы» и буддистами. В Испании в Конституции осталась лишь корректная ссылка на католицизм: «Никакое вероисповедание не может быть государственным. Власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Католической Церковью и другими вероисповеданиями». Конституция Польши отличается особым упоминанием нации как сообщества людей, верующих в Бога, а отношения со Святым Престолом опять же строятся в рамках конкордата.

Финляндия отличается тем, что в качестве государственных Церквей признано две – Лютеранская и Православная. В отличие от централизованной Католической Церкви отношения с ними регулировать сложнее.

Государства ЕС, в законодательстве которых в какой-либо форме выделены конкретные религиозные объединения: Латвия, Литва, Бельгия. В Латвии особо выделяются в Гражданском кодексе только те Церкви, которые имеют право совершать церемонии бракосочетания: Лютеранская, Католическая, Православные, старообрядческие, методистские, баптистские Церкви, Церкви адвентистов седьмого дня и иудейские религиозные общества.

В Литве ст. 5 закона о религии перечислены 9 традиционных общин: римско-католическая, греко-католическая, евангелическо-лютеранская, реформированная евангелическая, русская православная, старообрядческая, иудейская, мусульманская (сунниты) и караимы. В Бельгии статус «признанной религии» имеют католицизм, протестантизм, иудаизм, англиканство, ислам и Православная Церковь (греческая и русская).

Государства ЕС, в законодательстве которых есть ссылка на какую-либо общую духовную традицию: Словакия, Болгария, Румыния. В Словакии в преамбуле Конституции признается значение кирилло-мефодиевского духовного наследия и исторического наследия Великой Моравии. В ст. 13 Конституции Болгарии говорится, что традиционной религией является восточноправославное вероисповедание. В Румынии фактически особым положением обладает православие, а приведенный в Конституции (ст. 82) текст присяги президента страны заканчивается словами «Да поможет мне Бог!».

Отсутствие упоминания христианства в общих документах Евросоюза, мощное секулярное лобби в европейском обществе отнюдь не уничтожили религиозную самобытность ни Италии, ни Швеции, ни Болгарии. В Конституциях и законах европейских стран нашло отражение общеевропейское признание принципов свободы религии и убеждений, на региональном уровне европейцы по-прежнему защищают свои национальные интересы, и именно это укрепляет ЕС. Как и Россия, Евросоюз – это многонациональное и многоконфессиональное сообщество, сильное в своем многообразии. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
642
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
562
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
674
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
471

Другие новости