0
10529
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

16.04.2014 00:01:00

Русь ушла, Церковь осталась

Роман Багдасаров

Об авторе: Роман Владимирович Багдасаров – культуролог.

Тэги: русь, корин, искусство, свобода


русь, корин, искусство, свобода Художник создавал образы духовенства, думая, что это – безвозвратно уходящая натура.

Более четырех месяцев (с ноября 2013 года) в стенах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу выставлялся спецпроект «Павел Корин: Реквием». Исчерпывающий визуальный рассказ о том, как художник работал над картиной «Русь уходящая», специалисты готовили около пяти лет. Как известно, Павел Корин (1892–1967) планировал соединить на 9,5-метровом пространстве фигуры современных ему священнослужителей русской Церкви. Однако холст до конца жизни художника так и остался белым. Зато появилась изумительная серия портретов маслом и карандашных эскизов.

Реалистичные до карикатуры динозавры «старого режима» глазами юноши эпохи «Тимура и его команды». Когда Павел Корин собирал свои типажи, повсюду маршировали загорелые физкультурницы, а в вузах молодежь приобщалась к вершинам мирового искусства и технической мысли. Он же выискивал, чтобы привести в свою мастерскую, нищих, юродивых, заштатных дьячков, торопился зафиксировать вымирающие виды «культурных героев».

К концу марта с.г. спецпроект посетило около 35 тыс. зрителей, и наименьшее внимание ему, как ни странно, уделили православные СМИ. Помпезная, имеющая лишь косвенное отношение к Церкви, выставочная франшиза «Романовы» в Манеже вызвала у изданий Московской Патриархии куда больший энтузиазм. На сайте pravoslavie.ru коринской выставке посвящена одна публикация, а романовской – 25; на официальном сайте patriarchia.ru о выставке Корина – ни одной публикации, о романовской выставке – более 30.

Секрет игнорирования прост. Социальные явления требуют визуальной репрезентации. Павел Корин запечатлел Церковь, чьи надежды и чаяния были диаметрально противоположны нынешней. Когда мы сегодня произносим «Русская Православная Церковь», перед глазами возникают священнослужители рядом со всевозможными государственными мужами, когда говорим «свободная российская Церковь», то… то вообразить что-то сравнимое по силе с коринским визуальным рядом сложно. Ибо поколение священнослужителей 1920–1930-х годов исторически – самое свободное поколение российских клириков. Это действительно странно, но это факт.

Задумав свою эпопею во время отпевания Патриарха Тихона в 1925 году, художник решил создать мегаполотно в жанре «Явления Христа народу» Иванова или «Христиане (На Руси)» своего учителя Михаила Нестерова. Пришедшие проститься с Патриархом в его лице прощаются с «миром сим», который покидают ради вечности, ну а мы, зрители, прощаемся с отлетающей от земной юдоли Русью церковной.

Ирония судьбы в том, что от имперских пут Российская Церковь освободилась синхронно с революциями 1917 года. В условиях наступившей большевистской диктатуры она так и не смогла реализовать внешнюю сторону своей свободы. Утвердив небывалые дотоле принципы соборности, избрав Патриарха, Поместный Собор 1917–1918 годов был разогнан.

В узах Российская Церковь обрела свободу внутреннюю, свободу исповедовать Христа перед лицом враждебного окружения. Именно тогда сформировался тот стиль ненасильственного сопротивления, который привлечет к Церкви тысячи верующих, и даже во многом предопределит стратегию диссидентского движения.

Главное полотно Корина осталось только в эскизах.	Фото Дарьи Курдюковой
Главное полотно Корина осталось только в эскизах. Фото Дарьи Курдюковой

Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов), протоиерей Сергий Успенский-старший, протодиакон Михаил Холмогоров, протоиерей Василий Соболев, иеромонах Алексий (Сергеев), Мария Елагина, cхиигумен Митрофан (Тихонов) и другие персонажи «Реквиема» – все они исповедники, в той или иной степени гонимые. Некоторые из изображенных Кориным (например, протоиерей Сергий Успенский-младший, Иоанн Рождественский из Палеха) удостоились мученического венца. Были канонизированы схимник Агафон (Лебедев), митрополит Трифон (Туркестанов), иеромонах Феодор (Богоявленский)…

Да и сам Корин, бывший иконописец-палешанин, женатый на бывшей послушнице Марфо-Мариинской обители, долгое время не был гарантирован от «сопричтения» к своим персонажам, одиозным для коммунистов. Ведь портретировал он их в апогее «социалистического реализма».

Как заметил искусствовед Александр Морозов, коринские герои «демонстрировали осмысленное неприятие как наивного оптимизма, так и в целом идеологии нового строя. Они олицетворяли духовную альтернативу последней, поистине дерзостную еще оттого, что «церковники» трактовались автором не сниженно, вовсе не как «враги». То была ситуация, когда нравственно-интеллектуальные, духовные ценности, исповедуемые Кориным, воспринятые им в русской культурной традиции, в открытой, патетической форме утверждали себя как альтернативу стандарту «социалистической личности».

Что же спасло художника, задумавшего апологию репрессируемых? Война. В годы войны советское руководство радикально пересмотрело свое отношение к религии, увидев в ней союзницу по мобилизации патриотических чувств. На этой волне Корин создает триптих «Александр Невский», где филигранно скрещивает поэтику русской старины с пафосом защиты социалистического отечества. Именно этот шаг, а не утратившее силу покровительство Горького, навсегда оградил Корина от нападок.

Художник смог продолжить работу над «Реквиемом», но картина вдруг утратила прежний смысл. Оказалось, что в советском обществе найдется место и для Церкви. На большом эскизе возникают Патриархи – преемники Тихона: Сергий, Алексий I…

Корин так и не завершил «Реквием» по двум причинам. Во-первых, Церковь не ушла с исторической арены. Во-вторых, радикально переменилась. «Соборное» поколение священнослужителей уступило место советским клирикам, которые лояльность строю поставили выше долга свидетельствования о Христе.

На глазах Корина храмы и архиерейские покои (куда он был вхож) заполняли совершенно новые типажи. Но у мастера не возникло желания проецировать их на монументальный экран своей хроники. (Этот экран был воплощен в дизайне экспозиции архитектором Юрием Аввакумовым.) Последним, кто удостоился взойти на «ковчег» «Реквиема», стал иеромонах Пимен (Извеков), причем 25-летним, таким, каким был запечатлен художником еще до войны.

Павел Корин умер в 1967 году, а через четыре года изображенный им на переднем плане Пимен станет предпоследним Патриархом советской эпохи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1254
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
948
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1135
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
742

Другие новости