0
10942
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

04.02.2015 00:01:00

Невеселые картинки потрясли мир

Сергей Макин

Об авторе: Сергей Николаевич Макин – журналист.

Тэги: шарли эбдо, карикатуры, франция, сатира, кощунство, пророк мухаммед


шарли эбдо, карикатуры, франция, сатира, кощунство, пророк мухаммед Для одних карикатуристы – тролли с кривым зеркалом из сказки Андерсена, другие убеждены, что нечего на зеркало пенять... Иллюстрация Вильгельма Педерсена к сказке Андерсена «Снежная королева»

Французы привыкли действовать в духе афоризма Вольтера: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Но отточенная рапира галльского остроумия сломалась на днях о кольчугу восточного непонимания вольных шуток. Кто-то уже готов объявить это качество непробиваемым «тупоумием». Однако является ли умной сама тактика осмеяния? Ведь, перефразируя Джордано Бруно, высмеять – не значит опровергнуть.

Осколки зла

В сказке Андерсена «Снежная королева» злой тролль – «сущий дьявол» – смастерил зеркало, в котором все искажалось до неузнаваемости. Ученикам тролля надоело носить это зеркало по грешной земле, и они решили подняться в небо, чтобы поиздеваться над миром божественно прекрасного. «И чем выше они поднимались, тем больше кривлялось и корчилось зеркало, строя рожи, – трудно было в руках его удерживать. Всё выше и выше, всё ближе к Богу и ангелам летели ученики тролля, но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги». Осколки дьявольского зеркала попали в Кая. Тогда-то он и стал издеваться над бабушкой и Гердой.

Знаменитый петербургский юмористический журнал, где печатались ранние рассказы Чехова, назывался «Осколки». Думается, смысл названия состоял в том, что издание изначально сделало своим девизом отказ от идеи создать полную картину мира, ограничиваясь изображением мелких фрагментов, к тому же искаженных. Искусство всегда искажает жизнь – в большей или меньшей степени, в лучшую или худшую сторону. В наибольшей степени этим грешит карикатура. Если там плохое – оно суперплохое, если хорошее… а выходит ли из-под пера или кисти карикатуристов хорошее, светлое? Его можно найти у старых добрых Бидструпа и Эффеля, но не в современной политической карикатуре. Charlie Hebdo – своего рода «Веселые картинки», но в отличие от этого милого журнала рисунки тут злые: закон жанра.

Сатира, по сути, – «комната смеха» с кривыми зеркалами, в которой люди выглядят уродами, что вызывает у большинства гомерический хохот. Предположим, человек задался целью узнать реальную историю Жанны д’Арк. Он поступит опрометчиво, если начнет искать ее в сатирической «Орлеанской девственнице» Вольтера. Равно как и в правоверном католическом житии святой Жанны. Лучше прочитать основанный на документах роман Марка Твена «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря», а в идеале – обстоятельное исследование французских историков Режин Перну и Мари-Вероник Клэн. Почему же Твена, этого великого мастера смеха, потянуло к концу жизни на серьезное, возвышенное, святое? Потому что он пришел к выводу: настоящая правда жизни – та, которая возвышает душу.

Сатирическое, карикатурное отображение действительности – всегда одностороннее, однобокое. Но недостаточно осветить предмет даже с двух сторон, надо проникнуть вглубь, в суть. Обратимся к мнению француза, тем более что январская трагедия произошла с парижским изданием. Бальзак писал: «Насмешник – всегда существо поверхностное». Такое мнение восходит к Аристотелю: «Привычка находить во всем только смешную сторону – самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности». Аристотель наверняка говорил о смехе и хорошее, ибо все на свете имеет как минимум две стороны. 

Страх смеха

Умберто Эко не только писатель, но и историк-медиевист и прекрасно разбирается в духовной жизни средневековой Европы, в том числе в том, как тогдашние европейцы относились к смешному. Герои его культового романа «Имя розы» ищут таинственную книгу, скрывающуюся в потайной комнате монастырской библиотеки – утраченное сочинение Аристотеля о комическом. Ученый монах-францисканец Вильгельм Баскервильский, средневековый либерал и позитивист, отстаивает смех и считает, что даже Христос мог смеяться. Он восстанавливает общий смысл книги: «Аристотель рассматривает наклонность к смеху как добрую, чистую силу. Смех у него имеет и познавательную ценность. Смех обучает людей: иногда – посредством остроумных загадок и неожиданных метафор, иногда – показывая вещи даже неправильно, не такими, каковы они есть, а вводя нас в обман и этим понуждая внимательнее рассмотреть предмет. Рассмотрев, мы говорим: вот как, оказывается, обстоит дело, а я и не знал! Так истина добывается через показывание людей и мира худшими, нежели они есть или мы о них думаем, и во всяком случае гораздо худшими, нежели они выводятся в героических поэмах, трагедиях, житиях святых».

Но почему монах-бенедиктинец Хорхе хранит сочинение Аристотеля за семью печатями, никому не выдает, убивает желающих его прочесть? «Потому, – отвечает тот, – что это книга Философа… Чем сопротивляться порядку, заведенному Господом, смейтесь и развлекайтесь своими жалкими пародиями на порядок, смейтесь после вкушения пищи, после опустошения кувшинов и фляг… Но тут, тут, – и Хорхе упорно долбил пальцем по столу рядом с книгой, лежавшей перед Вильгельмом, – тут пересматривается функция смеха, смех возводится на уровень искусства, смеху распахиваются двери в мир ученых, он становится предметом философии и вероломного богословия… В тот день, когда авторитетом Философа будут узаконены маргинальные игры распутного воображения, о! В этот день действительно то, что было маргинальным, побочным, перескочит в середину, а о середине утратится всякое представление… Ежели кто-либо в какой-либо день, потрясая словами Философа и, значит, выступая от имени Философа, преподнесет искусство смеха как своеобразное острое оружие; если риторика убеждения вытеснится риторикой осмеяния; если такая аргументация, как постепенное и утешительное созидание картины воскрешения из мертвых, заменится иной аргументацией – безудержным развалом, искажением уже созданных, самых священных и самых почитаемых картин, – о, в этот день и ты, и вся твоя наука, Вильгельм, будете сметены!»

Хорхе у автора – ретроград и мракобес, он говорит, что смех – «слабость, гнилость, распущенность нашей плоти». Вильгельм, главный герой романа, наоборот, считает, что смех хорош главным образом тем, что позволяет взглянуть на мир с неожиданной точки зрения. Попробуем взглянуть с этой же стороны и на смех. Способность смеяться современный человек гордо считает одной из главных отличительных черт нашего биологического вида. Откуда же взялся смех, есть ли он в природе? Приведу мнение Ивана Ефремова – недооцененного философа ушедшего века. Он, между прочим, предостерегал от увлечения «пошлым удовольствием смеха». И вот по какой причине.

Героиня романа «Лезвие бритвы» спрашивает у своего спутника-биолога, почему посетители зоопарка смеются над обезьянами. «Потому, что мы сохранили частичку их психологии, увы, – расхохотался Гирин. – Западные психологи назвали бы ее комплексом униженности. Вместе с развитием мозга обезьяны получили способность сравнивать и завидовать. Сознавать свою неполноценность перед могучими хищниками или огромными травоядными. И, завидуя, они всегда рады поиздеваться, оскорбить, осмеять, тем самым удовлетворяя свое недовольство на безопасной высоте деревьев… И, к сожалению, насмехаться над непонятным, издеваться над слабым или больным, унизить чужого – нередкое свойство и хомо сапиенс, стоящего на низкой ступени культуры и дурно воспитанного. В частности, смех над обезьянами, мне кажется, того же обезьяньего происхождения».

Сказанное выше не означает, что смех чужд Ефремову и его героям. Им присуще веселье – но от радости жизни, а не от того, что они удачно укололи кого-то острым словом. И хотя писатель был атеистом, у него содержится любопытная параллель с мнением Церкви о том, что дьявол – «обезьяна Бога» и что Люцифер восстал против Всевышнего, позавидовав Его славе.

Ефремов пишет о комплексе униженности. Но он тесно переплетается с комплексом превосходства. После убийства сотрудников Charlie Hebdo корреспондент российского телевидения спрашивал на парижских улицах: «Почему экстремисты не поняли журналистских шуток?» Один француз ответил: «Потому что они узколобые». Ответ получился двусмысленный, хотя ясно: имелись в виду экстремисты, а не шутки. Можно подумать, что сатирические журналы – для «высоколобых» и ими же исключительно создаются…

Здесь уже звучала мысль: смех хорош, когда позволяет взглянуть на вещь или явление с непривычной стороны, а это требует оригинальной направленности ума. Но является ли признаком большого ума шутить с теми, кто шуток не понимает? Неужели в головы нынешних французов не приходит мысль, что вседозволенностью, которую называют свободой, они сами провоцируют экстремистов, неужели не знают о высказываниях своих великих соотечественников на сей счет? Шамфор: «Осмеивать и вышучивать нужно так, чтобы осмеянный не мог рассердиться; в противном случае считайте, что шутка не удалась». Буало: «Остерегайтесь шутить в ущерб здравому смыслу».

Я не «Крокодил»

Характерная тенденция нашего времени: чисто сатирические издания вымирают. Закрылся знаменитый британский Punch, исчез наш «Крокодил». Профессиональные шутники перекочевывают в менее специализированные издания: это признание того, что комическое составляет лишь одну из многих сторон жизни, ее важную часть, которой все же не следует злоупотреблять. Еще Пифагор изрек: «Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью».

Интересно, а если бы наш главный сатирический журнал сохранился и на него (Боже упаси!) напали, вышли бы российские граждане на улицы с плакатами «Я – «Крокодил»? Лично я бы не вышел. Поскольку, что бы ни говорил товарищ капитан в известном анекдоте, крокодилы все же не летают. А мне по душе высокий полет мысли. И нравится смех, связанный с радостью бытия, а не с удовольствием от укола в чей-либо адрес.

Смех в современном мире – в какой-то степени уход от его чрезмерной сложности, от постоянно возникающих проблем, неразрешимых вопросов. Это знак усталости от традиционных религий, где говорится, что «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Это уход в иную, веселую реальность, уход иногда настолько полный, что хохот давно стал клиническим симптомом сумасшествия. В каком-то смысле смех – наркотик, означающий отказ от поиска смысла в «этом безумном мире», бегство в бессмыслицу, где люди парадоксальным образом пытаются обрести потаенную истину.

В Новом Завете осуждается мудрость, не сумевшая узнать Бога. Апостол Павел вопрошает: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор 1: 20). А в Евангелии от Матфея говорится: «Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Мф 11: 25). Другое дело, что и дети не все ангелочки.

Финал «Снежной королевы» у Андерсена таков: «Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому… Но, входя в низенькую дверь, они заметили, что выросли… Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2023
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4704
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2568
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2954

Другие новости