0
11539
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

15.07.2015 00:01:00

Железный Владимир

Сергей Макин

Об авторе: Сергей Николаевич Макин – журналист.

Тэги: князь владимир, памятник, лубянка, воробьевы горы, крещение руси, киев, москва


князь владимир, памятник, лубянка, воробьевы горы, крещение руси, киев, москва Один из вариантов размещения памятника Владимиру – Лубянская площадь в Москве. Коллаж Михаила Митина

Сергей Макин

Над Днепром возвышается памятник князю Владимиру – крестителю Руси, или, как считает президент Порошенко, Руси-Украины. Теперь, по замыслу творцов российского культурного пространства, аналогичная фигура появится и в Москве. Уже определена дата, когда москвичи и гости столицы увидят, как спадет закрывающая монумент ткань и взору откроется православный крестоносец: это 4 ноября с.г., День народного единства. Формальным поводом для установки памятника стало 1000-летие преставления крестителя Руси.

Князь Владимир Святославич из рода Рюриковичей крестился за границей – и сугубо добровольно. Зато в родном Киеве приобщал народ к новой вере добровольно-принудительно. Княжеские дружинники сталкивали мужчин, женщин и детей в Днепр. В Великом Новгороде власть в лице княжеских воевод действовала еще круче. Новгородцы сохранили об этом недобрую память: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем».

В то время Москвы как города не существовало. Почему же статую святого равноапостольного князя Владимира решено поставить в российской столице? Не только потому, что в Севастополе – античном Херсонесе, средневековом Херсоне (славяне называли этот город, где крестился Владимир, Корсунь) – она уже стоит. Как и в Великом Новгороде – на памятнике «Тысячелетие России».

Но Владимир в Москве – не столько дань памяти, сколько невольное признание того, что дело идет к выходу Украины из восточноевропейского братства, а Украинской православной церкви – из Московского патриархата. Поэтому траектория прихода православия в Первопрестольную чертится в обход «матери городов русских»: Севастополь – Великий Новгород – Москва. Итак, религия пришла к нам с черноморских и волховских берегов, а не с днепровских. Эту концепцию озвучил сам Владимир Путин: «Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение…»

Статуя святого Владимира должна будет подкрепить идею, что Белокаменная – если не родина отечественного православия, то его центр. Далеко, однако, окажется креститель от берегов – даже берегов реки Москвы.

Публика наверняка назовет статую Владимира Колоссом Московским – по аналогии с Колоссом Родосским. В самом деле, монумент огромен: высота вместе с основанием – 24 м. Колосса сперва хотели поставить на Воробьевых, одно время Ленинских горах. Может, авторы идеи вознести Владимира над Москвой хотели окончательно стереть с вершин атеистический след, но скорее всего находились под впечатлением горы Корковаду над Рио-де-Жанейро. Там, высоко над городом, раскинув руки, как бы обнимая его, стоит 38-метровая статуя Христа.

В таком случае, глядя на фигуру Владимира, можно было вспомнить Лермонтова: «Над Москвой великой, златоглавою… заря алая подымается». В смысле «заря истинной веры», с крестом и мечом. Правда, при взгляде снизу, от Лужников, святой по законам перспективы казался бы гигантом на фоне карлика-МГУ, символизируя примат религии над наукой. Но даже не протесты студентов могут стать главной причиной  отказа от «рассветной» идеи. Еще в первой трети XIX века отказались от строительства спроектированного архитектором Александром Витбергом храма Христа Спасителя на Воробьевых горах: с инженерной стороны это объяснялось слабостью грунта, не позволяющего возводить на обрыве (здание МГУ стоит на большом расстоянии от него) крупные сооружения. Авторам «владимирского проекта» не мешало бы сразу понять: креститель Руси неминуемо сам окунется в реку. Как могли не знать историю строительства храма Христа Спасителя в РПЦ, которая курирует проект? Может, там думали, что 300-тонная статуя Владимира устоит на зыбкой почве в силу его святости?

На данный момент существует множество вариантов, куда перенести место установки памятника, если Воробьевы горы будут отвергнуты. Основных три: Лубянская площадь; Смоленская площадь; территория в районе храма Христа Спасителя (понятно, что нынешнего храма, архитектора Константина Тона). Есть еще предложения возвести монумент на площади Европы (у Киевского вокзала), на Боровицкой площади и другие.

Идея поставить монумент православному святому на Лубянской площади довольно бестактна хотя бы с исторической точки зрения. 

Дело в том, что район Лубянки связан с не самой жестокой, но все же депортацией православного населения, и именно из Великого Новгорода. После того как в 1482 году, через 10 лет после битвы при Шелони, Иван III ликвидировал в Новгороде республику и присоединил Новгородскую землю к своему княжеству, московские власти приступили к своей обычной демографической политике. Считавшееся ненадежным население вновь присоединенных земель по возможности перемещалось в коренные области, а тамошний люд переселялся на новообретенные территории. Отправленные в Москву новгородцы назвали место своего нового жительства в память о Лубянице – одной из новгородских улиц, проходившей через богатый Торг.

Насколько родным окажется святой Владимир на этом бойком месте? Уж очень оно светское, не намоленное. Устремятся родители в «Детский мир» – но не за иконами же, а исключительно в материальных целях: одеть, обуть и развлечь своих детишек. Пойдет свободомыслящая публика в «Библио-Глобус», оглянется на «Колосса Лубянского», буркнет: «Меры не знают», – начнет искать антирелигиозную литературу, не найдет и сложит пальцы в кармане характерным жестом. На твердокаменном лице поэта Владимира Маяковского, выглядывающего на площадь из двора своего музея, можно будет прочитать: «Долой ваше искусство, долой вашу религию! Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою…»

А как расположить колосса на Лубянской площади? Куда встанет Владимир крестоносным передом, а куда – задом? Обратит он крест с распятым Христом к детскому магазину или к книжному, или – неловко даже подумать – к зданию Федеральной службы безопасности?

На старом варианте украинской купюры достоинством в 1 гривну «Володимир Великий» походил на грозного византийского василевса со взглядом василиска. Потом сделали новый вариант купюры: князь смягчился, стал человечным, мудрым. По идее, таким должен был бы стать и московский Владимир. Увы, образ его лишен благостности, взгляд сумрачен, на поясе меч. Евгений Вучетич оказался более тонким психологом: он сделал Дзержинского, который ранее стоял на Лубянской площади, невооруженным, без знаменитого маузера на боку.

Объективности ради стоит сказать: реальный Владимир Святославич при всех минусах вполне мог претендовать на роль культурного героя своего жестокого времени. Он отменил смертную казнь и ввел вместо нее виру – денежный штраф (виру платили и за все остальные преступления). Это можно спроецировать на современную Россию, хотя отношение к отмене высшей меры в обществе неоднозначное. Другая историческая параллель: с введением христианства прекратились человеческие жертвоприношения. Это, в свою очередь, можно спроецировать на лежащий у здания ФСБ Соловецкий камень – память о репрессиях в эпоху, предшествующую нынешней.

Если местом возведения статуи святого равноапостольного князя Владимира изберут Смоленскую площадь, неизбежно встает вопрос: как расположить статую относительно здания Министерства иностранных дел? Поставить крестителя лицом к МИДу – значит показать, что наша внешняя политика греховна. Поставить к МИДу задом, а ко всему остальному миру передом – значит показать, что российская дипломатия несет народам веру, надежду, любовь. Идея, конечно, перспективная, но будет ли вдохновлять дипломатов «задний фасад» Владимира? Лучше всего поставить колосса к зданию министерства боком: самый дипломатичный выбор.

Наконец, представим себе третий вариант: статуя устанавливается в районе храма Христа Спасителя. И сразу все встает на свои места по целому комплексу причин. Если возводить монумент святого Владимира на Лубянской, Смоленской или Боровицкой площади, неминуемо возникают осложнения. К статуе потянутся крестные ходы, православные активисты начнут требовать проведения возле нее митингов. Но какие могут быть митинги рядом с ФСБ и МИДом или в непосредственной близости от Кремля? А рядом с храмом – пожалуйста!

С эстетической точки зрения не будет никакой эклектики, смешения стилей: тяжеловесный колосс Щербакова встанет рядом с тяжеловесным колоссом Тона. Критики, тем более протестов в адрес статуи не последует: верующие смиренно примут ее как дар бесценный и святой.

В конце концов, креститель окажется ближе к воде: и к Москве-реке, и к бывшей купели бассейна «Москва». Правда, третий вариант означает поражение святого Владимира в войне за светские земли и его отступление на «заранее подготовленный» церковный плацдарм.

Статуя мнится сторонниками ее возведения (Русской православной церковью, Российским военно-историческим обществом и министром культуры Мединским – тоже Владимиром) как наглядная иллюстрация возрождаемой идеи «Православие, самодержавие, народность». С двумя первыми компонентами скульптор Салават Щербаков справился легко, а вот с народностью вышло худо. Князь смотрится в стиле древнеегипетского искусства – огромным фараоном, под ногами которого мельтешат ничтожные людишки. Подобное впечатление создают рельефные изображения, опоясывающие постамент: на них, в частности, изображен народ, который принимает крещение. Насколько такой Владимир далек от христианства, настолько такая композиция далека от гениальной идеи Александра Иванова в «Явлении мессии» (более привычное название – «Явление Христа народу»): у художника на заднем плане небольшая фигура Иисуса, а на переднем – крупные фигуры не людишек – людей: сомневающихся и фанатично верующих, объятых тревогой и надеющихся на спасение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1953
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4613
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2507
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2885

Другие новости