0
7152
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

02.09.2015 00:01:00

Патриархат в мире природы

Сергей Макин

Об авторе: Сергей Николаевич Макин – журналист.

Тэги: экология, рпц, церковь, окружающая среда, творение, патриарх кирилл, библия, эволюция


экология, рпц, церковь, окружающая среда, творение, патриарх кирилл, библия, эволюция Птиц и зверей Господь сотворил раньше человека. Почему же их считают братьями меньшими? Якопо Тинторетто. Сотворение животных. 1553. Галерея Академии, Венеция

Священный синод Русской православной церкви 13 июля с.г. принял решение: отныне днем особой молитвы о Божием творении станет первое воскресенье сентября. В этом году дата приходится на 6-е число. До того – начиная с 2008 года – молитва совершалась 1 сентября, когда в церквах традиционно проводились еще и молебные пения об учащихся. В итоге два столь важных действа решили развести, тем более что по выходным храмы посещает гораздо больше людей, чем в будни, и празднование приобретает больший масштаб. А что может быть масштабнее Божьего творения?

Отношение РПЦ к тому, что мы называем заботой о природе, изложено в документе «Позиция Русской православной церкви по актуальным проблемам экологии», принятом Архиерейским собором 4 февраля 2013 года. «В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром. Бог благословил человека пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни (Быт. 1: 29). Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним (Быт. 1: 28) в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы». «Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах... Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение».

Сотворение мира Церковь рассматривает как учебник по эволюции. Сначала появляются растения, потом животные: причем сперва рыбы, а лишь затем «гады» и «скоты». В принципе верно, но с существенной оговоркой. Дело в том, что, по Библии, Бог создает рыб и птиц в пятый день творения, а наземных существ – в шестой. Логично: если вначале были воды и небо, а уж потом суша, то, естественно, Бог заселил в первую очередь моря и небеса, а во вторую – земную твердь. Однако палеонтология доказала: «небесные создания», летающие существа, начиная с насекомых, произошли от наземных. Это из разряда научных данных, которые и должна учитывать Церковь.

Обратим внимание на повторяющееся выражение «тварный мир». Оно означает как «сотворенный мир», так и «мир, населенный тварями». Термин «тварность» Церковь употребляет и по отношению к самой себе. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» содержится богословское положение: «Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе».

Слово «тварь» исконно значило «живое существо, сотворенное Богом». Почему же оно стало бранным? Потому что эти существа жили не по-божески. Тень «твари» легла и на словосочетание «тварный мир». Вот что говорит соборный документ: «Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1: 8–25)». А вот гностик Маркион Синопский, древний ересиарх, утверждал: «Демиург зол, и злы его творенья». Другая тенденция – отделять светлого доброго Творца от темного жестокого начала, постоянно сбивающего «тварей» с пути истинного. В поэме Альфреда Теннисона In memoriam A.H.H. Богу противопоставлена природа с окровавленными зубами и когтями:

Who trusted God was love indeed

And love Creation’s final law –

Tho` Nature, red in tooth and claw

With ravine, shriek’d against his creed.

«Кто верил в Бога, тот действительно любил, и любил окончательный закон Творенья, пусть даже Природа, с кровью на зубах и когтях, и рычала бы на его символ веры из своих дебрей» (перевод автора статьи. – «НГР»). Здесь содержится богословская мысль, общая для всех христианских Церквей: Творец преодолеет козни природы (или дьявола) и приведет мир к счастливому финалу. Но в отношении к «тварям» единства нет.

«Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых».

На таких занятиях кто-то из аудитории обязательно процитирует Есенина: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове», думая, что его похвалят за эрудицию и доброту. Однако, с точки зрения наших священников, эти строки – ересь, восходящая к католическому святому Франциску Ассизскому, который называл братьями и сестрами зверей, птиц, даже природные стихии. Православная церковь не рассматривает животных как братьев – даже меньших, младших, хотя с научной, эволюционной точки зрения они старшие, да и Создатель сотворил их раньше людей. Но, согласно православному вероучению, поскольку человек создан по образу и подобию Божию, между потомками Адама и Евы и остальными живыми существами лежит пропасть. Другое дело, что люди должны вести себя по отношению к животным как высшие и при этом добрые существа.

«Церковь свидетельствует о единстве сотворенного Богом мира и предлагает целостную картину человеческого бытия. Эта мысль подчеркивает отличие теоцентрического мировоззрения от позиции гуманистического антропоцентризма, рассматривающего окружающую среду как источник «эгоистического и безответственного потребления» (Основы социальной концепции Русской православной церкви, XIII. 4), и от языческого обожествления природы, подчас соединяемого с попытками возвысить ее над человеком, объявить ее самодостаточной, а человеческие усилия по ее преображению – ненужными».

Но душа жаждет преображения природы – все равно, человеческими усилиями или Божескими. Гуманные люди стремятся отказаться от зоологического эгоизма, заботятся о животных и растениях, мечтают превратить Землю в райский сад, вернуться в Эдем. Еще пророк Исаия, религиозный утопист, возвещал: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». Есть мнение, что природа преображается сама, путем очередного витка эволюции. Не вечно же ей рождать монстров! Даже лев, царь зверей, – просто котенок в сравнении с тиранозавром мезозойской эры.

«Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, международных организаций, общественных и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на природу, а через это – на здоровье и жизнь человека».

Еще в советские времена я открыл для себя село Дивноморское в 11 км от Геленджика. От набережной можно было пройти в тенистый парк, а оттуда выйти на старую джанхотскую дорогу, грунтовку, петляющую среди реликтовых пицундских сосен. В новейший период нашей истории я сделал другое открытие: неподалеку от начала маршрута появился огромный валун с православным крестом и надписью: «Сей камень водружен на месте строительства Духовно-культурного центра Московской патриархии и освящен святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II в лето 2005-е от Рождества Христова».

С каждым годом все труднее было проходить на тихую дорогу через две стройплощадки: рядом с патриаршим центром возводил дворец олигарх. Наконец, путь был окончательно перекрыт высоким бетонным забором с торчащими над ним наконечниками железных копий. А над остриями вознеслись металлические решетки, через которые пропустили электрический ток. Официально этот особо охраняемый объект называется «Патриарший и синодальный духовно-административный и культурный центр Русской православной церкви», неофициально его именуют «резиденция» или «дача» патриарха. Теперь отдыхающим приходится делать трехкилометровый крюк. Ну что ж, если Церковь призывает к аскетизму и самоограничению, да будет так: ограничим потребности, обойдемся без пицундских сосен. Подумаешь, вырубили при строительстве две с лишним сотни деревьев, занесенных в Красную Книгу!

«Церковь всегда откликалась молитвой и трудом на события, требовавшие взаимодействия человека и природы, и на ситуации, в которых природные стихии становились для человека враждебными. Церковь ежедневно молится о «благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных», совершаются и особые молитвы о людях, трудящихся на земле, об избавлении от стихийных бедствий, вредоносных животных».

Летом 2012 года произошло страшное наводнение в Краснодарском крае. Особенно пострадал Крымск, досталось Геленджику и Дивноморскому. Два года спустя при въезде в село поставили поклонный крест, который освятил епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност (Дмитриев). Минувшим летом в окрестностях духовного центра РПЦ горела роща пицундских сосен. Происходило подобное и в прошлые годы. Видимо, даже столь высокая концентрация церковности в этих местах не может усмирить ни водную, ни огненную стихии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1890
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4521
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2463
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2820

Другие новости