0
5708
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

19.10.2016 00:01:00

Китайские церемонии Ватикана

Тэги: ватикан, кнр, тайвань, католичество, коммунисты, синцзянь, тибет, дипломатия, конфуцианство, асеан, сша


ватикан, кнр, тайвань, католичество, коммунисты, синцзянь, тибет, дипломатия, конфуцианство, асеан, сша Миллионы католиков Поднебесной могут получить возможность воссоединиться с братьями по вере. Фото Reuters

В октябре с.г. на борту самолета по пути из Азербайджана в Рим папа Римский Франциск сообщил журналистам: «Си Цзиньпин отправил мне подарок». Представители СМИ истолковали фразу по-разному. Кто-то написал о том, что председатель Китайской Народной Республики действительно отправил в дар понтифику некий предмет. Предположительно это репродукция стелы с надписью, свидетельствующей о признании присутствия христианства в Китае императором Тай Цзуном из династии Тан. Возможно, не ошибаются и те, кто счел, что подарок председателя КНР понтифику менее материален, утверждая, что речь идет о возможном подписании соглашения, которое может стать первым шагом на пути восстановления дипотношений между Святым престолом и Поднебесной.

Один Китай, две Церкви

Первые упоминания о возможном соглашении появились в прессе в конце июля с.г., когда глава Гонконгской епархии кардинал Джон Тон Хонь опубликовал в местных СМИ статью на китайском, английском и итальянском языках, сообщает Stampa, приводя оригинал статьи кардинала. В своей статье кардинал утверждает, что китайское правительство стремится достигнуть компромисса с Ватиканом по вопросу назначения епископов. «В результате многолетней проработки данного вопроса вопрос отношений с Католической церковью постепенно был пересмотрен китайским правительством, которое сейчас намерено достичь соглашения со Святым престолом по вопросу назначения католических епископов в Китай и ищет взаимовыгодный план по воплощению этого намерения», – пишет Джон Тон Хонь. «У Святого престола отныне будет право выбирать из рекомендованного списка кандидатов в епископы тех, кого он посчитает наиболее подходящими и, наоборот, право отвергать кандидатов, предложенных Конференцией католических епископов Китая», – раскрывает кардинал детали будущего соглашения, которое должно стать итогом более чем четырехмесячных консультаций рабочей группы, состоящей из представителей обеих сторон.

После разрыва дипотношений в 1951 году Китай последовательно называл два условия их восстановления: невмешательство Ватикана во внутренние дела Китая, что подразумевало отказ от практики назначения Святым престолом епископов, и проведение политики «одного Китая», то есть признание власти материкового Китая над Тайванем. Учитывая, что камнем преткновения для Святого престола в отношениях с Поднебесной был именно вопрос назначения епископов, а тайваньская проблематика стояла на втором месте, грядущее соглашение означает возможность полной нормализации китайско-ватиканских отношений. «Этому соглашению придается огромное значение, так как переговоры между Ватиканом и Китаем идут уже несколько десятилетий», – оценивает важность дипломатического процесса старший научный сотрудник Центра изучения религий РГГУ Борис Малышев.

В настоящее время в Китае сосуществуют две католические иерархии – одобренная властями официальная Католическая патриотическая ассоциация (КПА), созданная в 1951 году, и подпольная Церковь, куда ушли китайские католики, несогласные с огосударствлением веры.  В 1980 году была сформирована также Конференция католических епископов – как структура, более соответствующая каноническому устройству христианских Церквей. Однако фактически и она, и КПА находятся под контролем государства и Компартии. Догматических споров между официальной и подпольной Церквами нет. «Патриотическая Церковь ничем не отличается от других католических общин. Они даже признали литургическую реформу, которая была проведена после Второго Ватиканского собора», – поясняет Борис Малышев.

Проблема официальной китайской Католической церкви заключается в том, что, согласно вероучению католиков, назначать епископов может только сам понтифик. Соответственно епископов, рукоположенных Церковью, официально признаваемой властями Китая, Ватикан не признавал. Китай же отрицал право Ватикана вмешиваться в его внутренние дела, то есть назначать епископов. По информации Reuters, в настоящее время в Китае насчитывается 110 епископов, из которых 30 принадлежат подпольной Церкви, остальные – национальной, но почти все из них, за исключением восьми человек, признаются Ватиканом, учитывая, что двое из этих восьми отлучены, потому что у них, в нарушение обета безбрачия, есть дети или возлюбленные.

Однажды Ватикан и Китай уже вплотную подошли к урегулированию вопроса о рукоположении епископов, тогда отношениями Святого престола с Поднебесной занимался кардинал Пьетро Паролин, который сейчас занимает должность заместителя ватиканского «министра иностранных дел» – секретаря по отношениям с государствами. Председатель КНР Си Цзиньпин начал свой срок в качестве лидера государства с кампании по снятию крестов с культовых сооружений в провинции Чжэцзян. Особое освещение в СМИ получили антицерковные действия властей в «китайском Иерусалиме» – Вэньчжоу, городе, получившем свое прозвище из-за обилия христианских храмов.

Признаки потепления в отношениях между Ватиканом и Китаем появились в 2014 году, когда папа Франциск, находясь в воздушном пространстве Китая, отправил приветственную телеграмму председателю КНР. В декабре 2014 года понтифик отказался дать официальную аудиенцию далай-ламе XIV Тензину Гьяцо – реверанс в сторону китайских властей, озабоченных проблемой Тибета. В 2015 году в КНР прошло первое за три года рукоположение в епископы, претендента негласно одобрил Ватикан. South China Morning Post отмечает, что иное Ватикан счел бы недружелюбным шагом со стороны Пекина. В январе с.г. китайская делегация посетила Ватикан, тогда же, по сообщению вышеуказанного издания, появились утечки из надежных источников о том, что вскоре папа может назначить нескольких епископов в Поднебесную.

Христианский фронт Пекина

Выгоды данного соглашения очевидны для Китая. Китайские христиане обеспечены и пользуются влиянием, поэтому могут выступать как двигатель экономического развития. Уже сейчас восточные провинции страны, в которых они проживают, относятся к числу наиболее экономически развитых регионов.

Кроме того, государство Ватикан может быть полезно для Китая с финансовой точки зрения. Так, профессор РУДН востоковед Юрий Тавровский указывает на то, что «Ватикан является могучим финансовым игроком на мировых рынках».

В политической сфере, которая тоже связана с экономикой, правительству Китая сотрудничество с Ватиканом помогает заработать очки со стороны западных стран. Здесь можно отметить недавний успех Китая по включению юаня в корзину валют для использования в качестве специальных прав заимствования МВФ.

Католичество в Китае предлагают еще больше «синизировать», то есть «окитаить».	Фото Юрия Тавровского
Католичество в Китае предлагают еще больше «синизировать», то есть «окитаить».
Фото Юрия Тавровского

Кроме того, послабления в отношении своих католиков нужны властям КНР, чтобы снизить негативный имиджевый эффект в глазах западных государств от ужесточения законодательства, направленного против Тибета и Синьцзяна.

«Перетягивание» Ватикана на сторону материка важно и для большей изоляции Тайваня, где в мае с.г. к власти пришла Демократическая прогрессивная партия во главе с Цай Инвэнь, которая выступает за формальную независимость острова. «Китай хочет избавиться от наследия холодной войны, когда Пекин не признавали, а Тайбэй признавали. Ватикан до сих пор признает законным правительством Китая тайваньские власти», – отмечает Тавровский.

Борис Малышев указывает, что к восстановлению отношений со Святым престолом КНР могут подталкивать и соображения престижа. «Поскольку в последние десятилетия престиж Китая в мировой политике, в мировой экономике резко возрос, то нормализация отношений со Святым престолом для Китая – момент престижа», – говорит востоковед. Согласен с этой точкой зрения и Юрий Тавровский.

Наконец, идеологически союз с Ватиканом может быть попыткой правительства Поднебесной оседлать волну идейных исканий местной элиты. Китайским властям христианские идеи традиционно внушают опасения еще со времен восстания тайпинов в конце XIX века, когда Хун Сюцюань объявил себя «новым Мессией» и «братом Христа». «Китай в отношениях с христианскими религиями, в том числе с Православной церковью, исходит из исторического опыта «унижений», который относится ко временам «опиумных войн», – рассказывает Юрий Тавровский. В настоящее время составлен список «вредных» культов, среди которых – христианские религиозные группы, понимание которыми христианства отличается от традиционного.

Однако в условиях смены идеологической парадигмы христианство становится привлекательным для китайцев. Британская исследовательница Герда Виландер в своей работе «Христианские ценности в коммунистическом Китае» отмечает спад популярности марксистских идей и образующийся идейный вакуум. Что еще более важно, христианские идеи набирают популярность в среде образованных жителей Поднебесной, часто даже представителей интеллектуальной элиты. Издание Economist отмечает, что если в 1980-х годах христианство в Китае в основном распространялось в сельской местности за счет предоставления медицинских и юридических услуг, то сейчас христианские идеи имеют особую притягательность для хорошо образованных слоев населения.

Более того, идет встречный процесс «легитимации» христианских идей в глазах приверженцев традиционных интеллектуальных направлений китайской общественности. Другими словами, китайская  элита начинает признавать таковыми христианских интеллектуалов. Например, на встрече китайской интеллигенции в Оксфорде в 2013 году кроме новых левых, новых либералов и новых конфуцианцев присутствовали христианские интеллектуалы.

Таким образом, власти Китая понимают, что в условиях смены идеологической парадигмы у христианства появилась реальная возможность стать авторитетным источником идеологии, и государство хочет вывести эти идеи и идеологов из тени и встроить их в складывающийся концепт китайского национализма, чтобы, следуя мудрости восточных единоборств, использовать силу противника против него самого. Издание Diplomat упоминает о попытке Компартии «синизировать» католичество в Китае. Под «синизацией» католичества понимается инкорпорирование христианских идей в новый идеологический сплав китайского национализма, который должен заместить маоизм.

Данный метод не нов для властей Поднебесной. «Пекин всегда, в том числе и до появления иностранцев, стремился контролировать религиозную жизнь. Так, «перерождение» нового Далай-ламы происходило при династии Цин только с одобрения соответствующих чиновников в столице», рассказывает востоковед Юрий Тавровский. Как отмечает в одной из своих статей китаист Любовь Афонина, допустимость существования религии в эпоху Мао Цзэдуна была сформулирована в «теории единого фронта», созданная ad hoc по случаю объединения «военных сил КПК с Гоминьданом для борьбы с милитаристами». Затем та же идея была задействована Дэн Сяопином. Даже отдел Компартии КНР, отвечающий за контроль в сфере религии, называется Отделом единого фронта.

Правда, самим членам Компартии быть верующими в нарушение Конституции 1982 года запрещено. В последнее время все чаще слышатся призывы отказаться и от этого принципа. Исполнительный вице-президент Центральной академии социализма в Пекине и заместитель главы Госсовета по реформам экономической системы Пан Юэ даже написал статью, озаглавленную «Религиозные взгляды членов Коммунистической партии должны соответствовать духу времени». В настоящее время, по неофициальным данным, около 3–4 тыс. партийных работников в Китае – христиане.

Свет с Дальнего Востока

Растет число и рядовых китайских христиан. Увеличение их численности, «христианизация Китая» – одна из основных причин все более пристального внимания Святого престола к Поднебесной.

По данным Pew Research Center от 2015 года, на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 13% всех христиан в мире, прогнозируется, что это единственный регион, в котором количество христиан будет увеличиваться не только в абсолютных, но и в относительных показателях. Китай находится на седьмом месте среди стран с наибольшим количеством христианского населения. Масштабы распространения христианства в Китае директор Центра по изучению религии и китайского общества в Университете Пердью (США) Ян Фенган сравнивает с Римом перед принятием христианства императором Константином и пишет: учитывая, что темпы прироста христианского населения в Китае с 1980 года составляли 10% в год (по его оценкам), к 2030 году в Китае будет 250 млн христиан. Ватикан хочет сделать склонных к принятию веры Христа именно католиками, считает Юрий Тавровский. Сейчас христиане составляют 5% населения Поднебесной, большинство из них – протестанты. Католиков, по разным подсчетам, от 6 до 12 млн. О значимости этого фактора говорит и Борис Малышев: «Ватикан заинтересован в возвращении в свое лоно многомиллионной китайской паствы, потому что католиков в Китае достаточно много и каждая столица китайской провинции имеет свои приходы». Кроме того, он указывает на экономическую состоятельность членов китайских католических общин как на важный элемент интереса Ватикана к католикам Поднебесной.

Ватикан может быть заинтересован в китайских католиках и потому, что после долгого сопротивления властям и стремления к воссоединению с Ватиканом от них можно ожидать полной поддержки папы. С другой стороны, нельзя забывать, что более половины китайских верующих принадлежат к Католической патриотической ассоциации, контролируемой государством. Значит, эти верующие нарушали некоторые из важных составляющих религиозной католической жизни, например учение о браке, следуя лишь недавно пересмотренной политике китайских властей «одна семья – один ребенок».

Нельзя отрицать и экономической заинтересованности Ватикана в Китае. «Ватикану как государству и одновременно центру мировой конфессии отношения с КНР важны, поскольку Китай – великая держава, вторая экономика мира, важный финансовый игрок», – говорит Юрий Тавровский.

Наконец, потепление в отношениях с Китаем можно будет отнести к прорывам ватиканской дипломатии и упрочению влияния Ватикана в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) через сферу неформальной дипломатии – религиозные католические обмены и культурные мероприятия с католиками других стран АТР. Здесь можно упомянуть значительное влияние Китая в таких организациях, как ассоциация стран Юго-Восточной Азии АСЕАН (в географически расширенном формате АСЕАН+) и Восточноазиатский саммит (ВАС). Например, АСЕАН в последнее время стала более чувствительна к проблематике прав человека. В октябре с.г. парламентарии АСЕАН направили письмо в индонезийское издание Jakarta Globe о нарушении религиозных свобод во Вьетнаме. «Добрые отношения с Ватиканом важны для отношений Пекина с католическим миром», – комментирует Тавровский.

Заинтересованность сторон в сближении взаимная. Например, Борис Малышев говорит: «Обе стороны в одинаковой степени заинтересованы в том, чтобы наладить отношения на официальном уровне». Возможно, сторонам удалось найти верные психологические ключи к взаимодействию друг с другом. В частности, американский исследователь Китая Том Плейт упоминает, что Ватикан буквально «отвешивает лицемерные поклоны» Пекину, но это вовсе не означает, что ему отношения с Поднебесной нужны больше. Это означает лишь то, что веками отточенная церковная дипломатия понимает, что на Востоке, а особенно в отношениях с Китаем, жители которого тысячелетиями считали все окружающие народы варварами, чтобы войти в расположение и получить желаемое, нужно проявить дипломатичность и даже некоторое смирение.

Плейт советует «учиться у Ватикана стилистике отношений с Пекином». Действительно, слова понтифика о том, что для него Китай всегда был воплощением величия, разительно отличаются, скажем, от деклараций Госдепа с его докладами о нарушении религиозных свобод в Китае. В конфуцианском каноне «Лунь юй» говорится: «Тому, кто знает сущность церемонии, легко управлять Поднебесной».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2030
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4713
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2575
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2961

Другие новости