Поддержка украинской автокефалии Александрийским патриархом Феодором II особенно болезненна для Русской церкви. Фото с сайта patriarchateofalexandria.com
Осенью 2019 года сразу два первоиерарха внесли имя главы Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополита Киевского Епифания (Думенко) в свои церковные диптихи – списки для поминания за богослужением. Для РПЦ это стало серьезным сигналом: раскол в мировом православии продолжается и все больше поместных церквей склоняются на сторону патриарха Варфоломея.
Первой прорвала блокаду ПЦУ Элладская православная церковь (ЭПЦ). 12 октября на внеочередном заседании Архиерейского собора иерархи во главе с архиепископом Афинским и всей Греции Иеронимом II пришли к заключению, что «Вселенский патриархат имеет право предоставлять автокефалию», то есть практически признали каноничность ПЦУ. 17 октября в Москве было созвано чрезвычайное заседание Синода РПЦ, на котором было решено прекратить «молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской церкви, которые вступили или вступят в общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ». После этого в храмах Московского патриархата на литургии имя архиепископа Афинского, как и главы Константинопольской церкви, упоминать перестали. Но Иеронима это не остановило, и 21 октября он направил Епифанию так называемую мирную грамоту – документ, подтверждающий законность рукоположения, а 10 ноября глава ЭПЦ впервые упомянул имя Думенко во время богослужения.
Пока в Московском патриархате пытались убедить общественность, что на Элладскую церковь оказывалось сильное давление как со стороны Константинополя, так и правительства Греции, а также представителей Госдепа США, ситуация усугубилась. 8 ноября каноничность ПЦУ признал глава одной из старейших православных церквей мира – патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II.
В Украинской православной церкви Московского патриархата, которую африканский иерарх осенью 2018 года заверял в своей поддержке, действия Феодора назвали «слабостью и предательством». В РПЦ с громкими заявлениями на этот раз решили не спешить. Назначили было на 22 ноября заседание Синода, на котором должна была быть выработана позиция по поводу признания Феодором ПЦУ, но потом без объяснения причин епископское собрание отменили. Вместе с тем патриарх Кирилл за литургией вовсе перестал поминать имена восточных патриархов. В Москве приостановили деятельность подворья Александрийского патриархата.
Поскольку сообщения о совместных богослужениях архиереев поместных церквей с представителями ПЦУ стали учащаться, со стороны Московского патриархата были активизированы межцерковные двусторонние переговоры. Иерархи РПЦ встречались с главами Кипрской, Антиохийской, Польской церквей, а также Православной церкви чешских земель и Словакии и Иерусалимского патриархата. Патриарху Иерусалимскому и всей Палестины Феофилу III в Москве была вручена премия Фонда единства православных народов за «непоколебимую твердость и следование каноническому порядку». Феофил в ответ предложил собрать Всеправославное совещание в Иордании для разрешения проблем между церквами.
Наконец, 26 декабря Синод РПЦ принял решение прекратить поминовение патриарха Феодора, но cохранить церковное общение с теми архиереями, которые не признали ПЦУ. Также все приходы РПЦ , находящиеся в Африке, были выведены из юрисдикции Александрийской церкви и подчинены Московскому патриарху.
комментарии(0)