0
1052
Газета Факты, события Интернет-версия

13.05.2004 00:00:00

Пробная разводка для лохов

Тэги: Ешкилев, Манифест


Владимир Ешкилев - западноукраинский литературный и художественный куратор - с 1998 года бывает в Москве один-два раза в год с презентацией своих очередных скандальных проектов. Его проекты пропитаны неотрадиционалистским конспирологическим духом - византизм, масонство, герменевтика и т.п. Его любимая самоидентификация - экзегет. "Все, что не касается метафизики, меня не интересует", - говорит он.

Самый значительный его проект - Малая украинская энциклопедия актуальной литературы (МУЭАЛ) - был позиционирован как внутренний "хазарский словарь" украинской богемной тусовки и представлял собой галерею "замурованных" заживо монструозных фигур украинских литераторов. Ешкилев, этот павич и борхес украинских реалий, подавал живых людей как тайную монастырскую библиотеку или коллекцию насекомых, и многие перестали с ним здороваться. Предпоследний его проект - "Топоc поразки" ("Топос поражения"), тематический номер культурологического львовского журнала "╞" - Владимир презентовал в Москве вместе с главным редактором журнала Тарасом Возняком весной 2003-го. В основе этого проекта - утверждение о том, что "интеллектуалы проиграли историю", во всяком случае, на Украине, и, как кажется Владимиру, в России тоже - тогда явно не вызвал горячего сочувствия московской публики.

Новый проект Ешкилева, презентованный на прошлой неделе в Зверевском центре - "Ткань и ландшафт", антология русскоязычной литературы Прикарпатья - артефакт не менее вызывающий, недвусмысленное свидетельство вырождения русского языка в пределах Западной Украины. Кажется, только у пяти-шести из 69 представленных авторов словарный запас ощутимо выходит за рамки туристического разговорника. Шокирующе на этом фоне выглядят роскошные, тяготеющие к австро-немецкой традиции тексты московского писателя львовского происхождения Игоря Клеха. Диковато смотрится в рамке антологии и неровная подборка самого Ешкилева, всегда маниакально стремящегося к расширению словаря. Третий автор, стоящий упоминания, - Юрий Султанов - так сказать, киник, стоик и куртуазный маньерист в одном стакане.

Впрочем, не один г-н Ешкилев злорадно подбирал беспомощные русскоязычные тексты. Антология создавалась довольно большим редакторским коллективом по инициативе Русской общины Ивано-Франковска. Идея ее издания, как свидетельствует вступительная статья, возникла еще в 1996 году. В это время Ешкилев не то чтобы под стол пешком ходил, но занят был другими большими делами. Почти все представленные тексты уже прошли испытание, публикуясь в рубрике русской поэзии местной газеты "Наша справа" ("Наше дело"), которую с 1998 года вел "украинский Дугин" Олег Гуцуляк, создатель торжественного, слегка параноидального "Сайта Премордиальной традиции "Мезогея" (http://www.mesogaia.il.if.ua). Г-н Гуцуляк же и является составителем поэтической части "Ткани и ландшафта".

Сам Ешкилев, кроме общего руководства проектом, составлял раздел "Эссеистика и проза", в котором помещена и пара его собственных эссе. Одно из них представляет собой манифест новой литературно-террористической партии.

Анализируя этапы поражения искусства в войне с властью, Ешкилев заявляет: "Но есть еще одно поле, на котором Бременские музыканты XXI века способны нанести поражение борзеющей власти. Это поле, на котором произрастают названия. Ведь власть способна видеть и подавлять только то, что правильно названо┘Ведь все неназванное или названное неправильно - невидимо для власти. И теперь, в начале XXI века, мы можем представить себе одно из новых и важных искусств надвигающейся эпохи. Это партизанское искусство преднамеренного, предельно ошибочного называния. Искусство выведения из-под контроля и видимости целых пластов бытия и выселение их на последние островки свободы, в последние резервации побочных смыслов┘ Как бы там ни было, а опытные партизаны готовят свои базы заранее. Возможно, само искусство пора прятать под иным именем в глубинах Мира Ошибочных Называний, отдав политтехнологам и кичменам его исконные - но прозрачные для щупалец и манипуляторов власти - территории. Пускай они потешатся на руинах жанров и стилей, собирая из обломков метамодерные конструкции. Этой мертвечины хватит, чтобы развести еще два-три поколения лохов".

Может быть, эта антология с ее не по-ешкилевски невинным названием "Ткань и ландшафт" - только пробная лоховская разводка?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
805
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
706
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
828
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
564

Другие новости