0
1651
Газета Факты, события Интернет-версия

04.08.2005 00:00:00

Введение в орнитологию духа

Тэги: Зоософия, птица, искусство, литература, крымский клуб


Образ птицы - один из наиболее распространенных образов живых существ, встречающихся в искусстве. Птица как символ свободы и стремительности, хищности и глупости, легкости и зоркости, смиренности и музыкальности - вот далеко не полный набор важных метафор, традиционно связываемых с нашими крылатыми соседями по планете. Для осмысления этого сколь интригующего, столь и запутанного смыслового пространства в Институте проблем экологии и эволюции РАН им. Северцова собрались авторитетные деятели художественного и научного мира - писатели и орнитологи.

Круглый стол Крымского клуба в цикле "Зоософия" под условным заглавием "EPEA PTEROENTA, или ПТИЧИЙ БАЗАР. Птица в небе и в литературе" объединил таких разных людей, как прозаик Андрей Битов, эссеист и философ Михаил Эпштейн, поэты Виктор Коваль и Татьяна Щербина, директор Союза охраны птиц России Елена Зубакина, директор Центра независимых экологических программ Мария Черкасова, глава Фонда поддержки русской канарейки Роман Скибневский и другие писатели и ученые. Акция, инициированная Эпштейном, была приурочена к тридцатилетию знаменитой повести Битова "Птицы, или Новые сведения о человеке".

Цикл "Зоософия", как считается, нацелен на углубление взаимопонимания между учеными и литераторами, на поиск общего языка для представителей противоположных типов мышления - аналитического и синтетического. Однако, едва начавшись, круглый стол обозначил огромное зияние, практически пропасть между писательским и зоологическим взглядом на птиц. Для ученых птица - объект изучения, принципиально и досконально, до косточек, познаваемый объект. Мысль эта, сквозившая в выступлениях директора Центра независимых экологических программ Марии Черкасовой, старшего научного сотрудника кафедры зоологии позвоночных МГУ Ксении Авиловой и других орнитологов, была окрашена искренней и беззаветной любовью к предмету. "Птицы - те же люди: есть бескрылые, есть крылатые. Среди птиц крылатых больше. Бескрылые чаще вымирают", - утверждает директор Союза охраны птиц России Елена Зубакина. Кстати, редактируемый Еленой журнал "Мир птиц" планирует один из своих номеров целиком посвятить теме образа птицы в мировом искусстве. Следует предположить, этот выпуск еще дополнительно продвинет читателя в понимании того, что же такое птица.

Роман Скибневский (Фонд поддержки русской канарейки) заявил, что человека с птицей объединяет потребность в музыке, в музыкальном творчестве, и рассказал об удивительной отечественной породе певчей птицы, полтысячи лет назад привезенной с Канарских островов - русской канарейке, которую можно научить петь как и что угодно. Русские канарейки исполняли в свое время и "Боже, царя храни", и "Вдоль по Питерской", в советские годы - "Интернационал" и Гимн Советского Союза. Оказывается, птица может быть не только предметом, но и носителем патриотизма!

Писатели - совсем другое дело. Во взгляде их на проблему исследования и понимания предмета сегодняшней дискуссии преобладал если не пессимизм, то уж точно агностицизм. Уже в первом представленном литературном тексте - книге-эссе "Великая Совь" (1984-1988) Михаила Эпштейна - перед слушателями предстал обскурантистский (от лат. obscurus - "темный") концепт, мрачная трактовка нашей недавней советской родины как государства ночных крылатых созданий неясного происхождения. Название существ и имя страны этимологически возводились к обычным - если только эти существа можно назвать обычными - совам. Невольно вспомнился парадоксальный афоризм, почти коан, Дэвида Линча - "Совы не то, чем они кажутся". Прозвучал даже слушательский упрек в злонамеренной политизации автором образа нежных и очаровательных ночных птиц.

Андрей Битов в своем выступлении обосновал безутешные выводы, сделанные в ходе многолетних наблюдений над представителями царства пернатых и в давних дискуссиях с орнитологами на эту тему. Птица есть непостижимый объект, вещь в себе, этакий летающий "черный ящик". Но в безуспешных попытках понять это творение, обладающее воистину нечеловеческой этикой, человек может лучше понять самого себя и свое место в общем с птицами мире. Гораздо более скромное на поверку, чем ему (человеку) хотелось бы. Пафос выступления был внятен и целенаправлен: нет антропоцентризму и антропоморфизму! Смысл человеческого усилия в том, чтобы признать чужое существование - существование иного и не сводимого к самому человеку.

Молодой украинский панк-литератор и музыкант из Львова Ирена Карпа (автор, между прочим, рок-альбома "Болезни певчих птиц"), оказавшаяся в Москве, как было подчеркнуто, "пролетом", представила фрагмент новой прозы о представителях экзотической профессии - переворачивателях пингвинов. Поэт Татьяна Щербина рассказала о таинственном воздействии встреч с конкретными птицами на судьбы ее близких и на ее собственную судьбу.

И только поэт Виктор Коваль (автор великого множества птицеориентированных произведений) и "человек-синтезатор" Юрий Кулиш (со своим "Орнитологическим клипом") в своих выступлениях продемонстрировали небезнадежность попыток постичь непостижимую птицу. А куратор Крымского клуба Игорь Сид обратил внимание дискутантов на интернациональный термин "авиация" (от латинского avis - "птица"), буквально переводящийся как некое "птицевание" или "оптицевление" и тем самым выражающий некоторую надежду на дальнейшее наше продвижение на пути освоения образа (и образа жизни?) наших крылатых визави.

В целом дискуссия позволяла отметить некоторую любопытную закономерность: орнитологи оказались значительно более экспансивными и более общительными (во всяком случае, в диспуте с деятелями сферы искусств), чем представители многих других зоологических дисциплин. Благодаря интеллектуальному и эмоциональному вкладу птицеведов акция действительно, согласно заявленному названию, отчасти напоминала птичий базар. Начав в семь вечера, диспутанты с трудом разошлись едва ли не в полночь.

В финале встречи была заявлена предположительная следующая "зоософическая" тема - "образ рыбы в литературе". Однако в ближайший год, вероятно, можно ожидать и акции "Птицы-2": как и было заявлено в начале, круглый стол далеко не исчерпал тему, на раскрытие многих важных литературно-орнитологических проблем просто не хватило времени. Не прозвучало, скажем, эссе Андрея Пустогарова об индейцах как о павших птицах, которые потеряли свои перья и "ковыляют по земле, как орлы в зоопарке, как мокрая курица, как спившийся летчик". Не хватило времени для оставленного "на десерт" отрывка из эпштейновской "Великой Сови" об эротической составляющей в государстве ночных птиц. Не было осмыслено вынесенное в заголовок акции выражение из Гомера "epea pteroenta" ("крылатые слова"), символизирующее особое сродство птичьей проблематики и литературного творчества как такового.

Еще одна не прозвучавшая на вечере соблазнительная тема - необыкновенная частота "птичьих" фамилий у писателей и их возможное влияние на характер носителей. Прояснение всех этих животрепещущих вопросов у нас еще впереди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
851
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
458
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2763
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2187

Другие новости