0
1084
Газета Факты, события Интернет-версия

29.09.2005 00:00:00

Литературный цирк

Тэги: фестиваль, поэт, биеннале


Во вторник, 27 сентября, в Москве открылся Четвертый международный фестиваль Биеннале поэтов в Москве. Основная его тема в этом году - "Диалектика преодоления". Два главных зарубежных гостя фестиваля - Германия и Израиль, приехали представительные делегации поэтов из Германии, США, Украины и других стран. По словам президента биеннале Евгения Бунимовича, "Диалектика преодоления в этой ситуации - очевидная тема. Политика - это политика, а взаимоотношения культур и народов - это другое. Именно голоса интеллектуалов, их сегодняшние отношения должны сегодня держать нить связи между народами".

Уже на открытии читались стихи, была вручена премия "Москва - транзит", присуждаемая фестивалем от лица московских поэтов звездам русской поэзии, живущим в разных концах России и мира. Лауреатами этого года стали Виталий Кальпиди (большая премия) и Полина Барскова (малая). Специальных премий удостоены Наталья Горбаневская и Алексей Парщиков.

Фестиваль продолжается, а на открытии мы задали гостям и участникам биеннале пару вопросов, которые звучали примерно так: нужно ли вообще поэтам сбиваться в стаи? Что в этой связи они думают о поэтическом фестивальном движении вообще и московском фестивале в частности?

Полина Барскова (Нью-Йорк)

Мне кажется, иногда нужно сбиваться в стаи, чтобы просто понять, что ты еще не сошел с ума, потому что само по себе занятие поэзией требует почти полной изоляции. И периодически это начинает действовать на тебя всякими специальными способами. Скажем, я пишу стихи в основном для своей дочери, которой 13 месяцев, мамы и четырех белок. Но в какой-то момент начинаешь немножко сомневаться в собственной правоте. А так - слышишь тех же Кекову, Горбаневскую, Кенжеева, и уже сомневаешься в чем-то другом. Ну то есть в своем праве, и всякие такие глупости! Но это приятно, и есть в этом какой-то точный момент.

Наталья Горбаневская (Париж)

Вы знаете, я думаю, что поэтам можно сбиваться в стаи, когда они еще очень молоды и нуждаются во взаимной поддержке, когда они еще не разошлись в своих вкусах, направлениях, а ищут отчасти вместе, как это было в нашей молодости: сидим, может быть и десять человек, и начинается чтение по кругу. И мы слышим друг друга и слышим себя! Но в таком состоянии долго держаться не полезно. Потом поэты расходятся, начинают жить в одиночку, ну могут как-то дружить... Но когда поэт уже встал на ноги, ему снова не опасно время от времени (конечно, не постоянно) сбиться в такую стаю, и опять - не только себя показать и на других поглядеть, но и поглядеть на себя чужими глазами, глазами людей, которые, может быть, его считают соперником, или он их считает соперниками. Погляди на себя: ты стоишь в толпе, а может, ты вообще никто? Потому что я, например, всегда сомневаюсь - кто я или никто? Но сегодня странным образом почувствовала себя немножко "кто". И даже не когда я на эстраде была, а когда ко мне потом люди подходили.

Что же касается этого конкретного московского фестиваля, мы видим, что, несмотря на толпу поэтов (а толпа поэтов это все-таки место, где поэзия должна погибнуть), русская поэзия жива и живет! У меня, правда, на этот счет есть теория, я считаю, что в этом виноват русский язык, который продолжает порождать поэзию, столько в нем возможностей нового, новизны, новаторства, новшества или, как теперь говорят в России, новаций (что самое последнее и, по-моему, самое неудачное из употребленных мною слов!). Убедиться в этом не просто сидя дома, глядя в интернет и читая стихи из журналов или еще откуда-то, а видя действительно людей, для меня было очень важно. Я думаю и надеюсь, что для других участников фестиваля - тоже!

Александр Кабанов (Киев)

Скопления поэтов в больших количествах я не люблю, как человек, который не выносит слишком большого количества стихов. И поэтов как таковых я не люблю. Но в связи с тем, что столь глобальные фестивали происходят не часто, сама их редкость придает всем действиям некий аромат очарования. Когда встречаешь человека раз в два года, успеваешь соскучиться по нему, по его стихам, и особенно прекрасно, когда появляются новые книжки. Кроме того, московский фестиваль, как я понимаю, во многом ориентирован на поэтов, которые живут вне России. Этот концепт очень важен. И невзирая на то, в какой языковой среде мы находимся - украинской, молдавской или, к примеру, сенегальской, - важно, что можно раз в два года сказать человеку в лицо: милый друг, ты подлец! Или наоборот: ты мой любимый поэт, я тебя обнимаю и люблю! Что я и сказал, например, Бахыту Кенжееву или Алексею Парщикову, с которым я до того общался виртуально (и очень плодотворно), но увиделся сейчас впервые. За такие встречи я именно этому фестивалю благодарен!

Виталий Кальпиди (Челябинск)

В стаи сбиваться не надо, надеюсь, это определение не совсем точное в данном случае. Ну а вычленить какую-то унифицированную формулу - нужны фестивали, не нужны - не очень правильное занятие. Если они происходят, то чаще всего по инициативе некой группы людей или даже одного инициатора, которому кажется это интересным и необходимым. А коли так - фестиваль все равно будет.

Я человек частный. Я вообще редко выезжаю куда-либо. За рубеж не езжу принципиально, по одной простой причине, что мне не нравится оформлять бумаги, не нравится общаться с чиновниками по этому поводу, и я решил, что мне легче сидеть дома. Потом, у меня работа достаточно энергоемкая - 3D-графика (в частности, я привез три анимационных клипа, буду их показывать молодежи московской).

Так что есть фестивали - так есть, нет - не будет. Ведь что такое объективность в культуре? Когда индивидуальные, периодические, долгосрочные усилия начинают работать "юзом" - это и создает иллюзию традиции. Вся традиция такова - это езда юзом в культуре. Это не пробуксовка, это движение несмотря на то, что все стоит на стопоре.

Евгений Бунимович уже провел, считайте, четыре фестиваля. "Юзом" будет, если он проведет 10 фестивалей, и нельзя уже будет отказаться от марки. Нельзя сегодня закрыть Большой театр (даже если им самим захочется). Когда событие становится культурным знаком, а потом - культурным клише, это диалектика культуры. И это неплохо, это реальность. А вот насколько органично чувствует себя в этом частный человек - это уже дело частного человека.

Бахыт Кенжеев (Канада)

Человечество богатеет. У него появляются деньги, чтобы оплачивать какие-то такие причуды, которые не имеют экономического смысла. Но явление это не новое. Есть конгрессы биологов, физиков, нумизматов или филателистов┘ Фестивали поэтов, на которые, слава богу, каким-то образом у народа, у экономики появляются деньги, - это великолепный способ для поэтов профессионально пообщаться друг с другом. Да, позлословить, да, послушать друг друга, да, выпить водки! Но в реальности это очень способствует литературному процессу. Для меня, например, это вещь незаменимая. Особенно в нынешних условиях. В советское время, когда поэты были в основном деклассированными элементами, у них все время уходило на общение друг с другом, а сейчас - это роскошь. И кроме того, это возможность познакомиться. Я, например, именно на этих фестивалях познакомился с любимейшим моим поэтом из относительной молодежи - Александром Кабановым. Сейчас благодаря фестивалю имею возможность и огромное удовольствие после 15 лет разлуки повидаться с Натальей Горбаневской. Это человеческое и профессиональное удовольствие одновременно.

Дмитрий Кузьмин (Москва)

Надо понимать, что участие в фестивале автора ни к чему не обязывает. Это ведь не значит, что он к чему-то присоединяется, входит в какие-то союзы, коалиции и тому подобное. Задача тут совсем другая. Во-первых, пропагандистская, потому что любое событие такого рода - это привлечение внимания к поэзии в целом. Что нелишне в современном мире, где фокус внимания перемещается все больше на искусство, работающее с визуальными каналами информации. Но слов никто не отменял, и хотелось бы, чтобы искусство, работающее со словом, с мыслью, свое место тоже удерживало.

Во-вторых, данность текста - это не то, с чем мы имеем дело напрямую. Важно, как мы работаем с текстом, какие каналы понимания включаем. Авторское исполнение - это одна из интерпретаций, и интерпретация не рядовая. И в этом смысле послушать поэта живьем - вещь полезная и интересная. Особенно если ты понимаешь, кто это, если ты видел эту вещь на бумаге. И это не столько рассчитано на людей "посторонних", сколько на тех, кто в курсе дела. Много новой и неожиданной информации мы получаем именно от авторской манеры чтения.

Наконец, поскольку фестиваль - это большой информационный повод, это и возможность привлечь деньги. А деньги нужны не для того, чтоб накормить поэтов фуршетом, а для того прежде всего, чтобы привезти этих поэтов из дальних стран. Тех, кто сам до Москвы не очень-то доезжает. Мы ведь вообще ничего не знаем - что в мире люди пишут. Это очень плохо, потому что всю жизнь сильные толчки в развитии русской поэзии проистекали из международных контактов.

Но мы в Москве редко слышим и русских поэтов, живущих в Канаде, в Германии, в Израиле, во Франции... На этом фестивале есть авторы, не бывавшие в Москве по 10 лет, а некоторые и никогда. В израильской делегации есть поэт Леонид Шваб, который в Москве не выступал никогда, а, например, Полина Барскова выступала последний раз в 1994 году, как и Марина Темкина из Америки. В общем, это редкая возможность послушать то, до чего мы при всей активности московской литературной жизни просто не можем добраться.

Алексей Парщиков (Германия)

Мы все думали, что с приходом интернета коммуникации приобретут какой-то самодостаточный характер. Оказалось - не так! Все-таки живое общение незаменимо. Важно видеть мимику, жесты, темперамент человека, цвет лица и тому подобное. И потом - очень многое внезапно рождается в обыкновенной беседе. Поэтому я думаю, что такие форумы - а они ведь совершенно свободны и не идеологизированы - это хорошо!

В биеннале в Москве я участвую впервые, но мне кажется, что здесь представлены все известные мне слои, издательства и какие-то новости есть, но в общем, думаю, и что-то неизвестное во всем этом тоже существует. То есть люди не пришли с чем-то готовым. Мне вообще кажется, что это неамбициозная публика. Все настроены собеседнически!

Олег Юрьев (Германия)

В стаи сбиваться никому не надо, но к фестивалю это вряд ли имеет прямое отношение. В мире существует такой поэтический цирк: довольно определенный круг международных поэтов странствует от города к городу. И в этом, наверное, есть много прекрасного. Потому что, вообще-то говоря, поэты - тоже люди и им нужно как-то зарабатывать. Это один из способов, потому что в западной культуре литература и особенно поэзия является десертом, излишеством, но которое можно себе позволить ввиду накопленного избыточного богатства.

Что касается этого фестиваля - это замечательная вещь, в том числе и потому, что она создана из собственного внутреннего волевого усилия. А его нам по любому поводу, как известно, недостает. А кроме того, как я понял, фестиваль финансируется все-таки на деньги города, то есть на народные деньги, а не на какие-то гранты и подачки. И таким образом столица показывает, что она может и хочет себе это позволить. Для меня, в сущности, этот факт, этот редкий акт воли важнее, чем даже содержание фестиваля. И я, конечно, рад, что меня пригласили, я ведь не был в Москве 15 лет, с 1990 года, но это, как говорится, уже другая история.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2345
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5182
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2875
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3320

Другие новости