0
1028
Газета Факты, события Интернет-версия

30.08.2007 00:00:00

Добрая ссора лучше худого мира

Тэги: новиков


У Ольги и Владимира Новиковых, ведущих рубрики «Дневник двух писателей» в журнале «Звезда», в этом году тройное прибавление. Издательство Intrada выпустило книгу статей Владимира Ивановича «Роман с литературой», а у Ольги Ильиничны в ЗАО «Центрполиграф» вышли две книги: «Строгая дама» и роман «Гедонисты и сердечная».

«В нашей семье принято, что трудную работу – ходить по магазинам или по редакциям за гонораром – выполняет мужчина», – говорит Владимир Новиков. Владимир Иванович взял на себя труд и побеседовать с корреспондентом «НГ-Ex libris».

– Книги вы издаете порознь. А вот газетно-журнальной публицистикой, я смотрю, предпочитаете заниматься вместе. Вам так проще и быстрее работается?

– Наоборот, так сложнее. Это только в самом начале соавторство было для меня спасательным кругом. Когда я тридцать лет назад – даже больше – начинал работать как литературный критик, я не умел писать в одиночку. Самые первые рецензии для журнала «Детская литература» мы писали и публиковали вдвоем. Тогда и начала строиться наша общая эстетика и философия. В начале восьмидесятых, задумав написать о В.Каверине, мы еще не знали, как делаются книги. О чем пишется подробнее, о чем короче. Как искать дорогу? Вдвоем, естественно. Потом мы лет двадцать работали порознь. Ольга писала прозу: «Женский роман», «Мужской роман»... Их уже семь. А когда и я парочку романов написал, у нас снова возникла возможность взаимодействия на равных. И назрела потребность высказаться о нищете (без блеска) нынешнего литературного процесса. О самогубительном цинизме «жизни по понятиям», о попрании эстетической совести, о нахальстве тусовочного тоталитаризма┘ В жанре «не могу молчать». Мы начали публиковать в газетах памфлеты и эссе, в том числе и в «Ex libris» много печатались. А потом Андрей Арьев пригласил нас вести постоянную рубрику в питерской «Звезде». Мысль, по Бахтину, начинается с диалога, когда сразу два голоса ее развивают. Ссорясь и соглашаясь.

– И как это происходит?

– За компьютером сидит Ольга, а я бегаю вокруг нее. Оба предлагаем варианты фраз и мыслей, отбираем, покрикивая друг на друга. Как с миром ссоримся, так и друг с другом. Одни правила для всех. Мы уже не можем сказать, что является интеллектуальной собственностью каждого. У нас действует правило: все, что ты говоришь, может быть использовано собеседником. Так работать очень трудно. Каждый из нас в одиночку пишет быстрее. Но сейчас ситуация в литературе такова, что ее лучше познавать диалогическим способом. Дает объемность. Теперь мне хочется выступать только в парном разряде.

– Вообще не писать статей в одиночку?

– Да. По крайней мере, о современной литературе. До недавнего времени я вел в «Вечерней Москве» рубрику о культуре речи «Роман с языком». Но и там я был не совсем один, а как бы в диалоге с языком. Я слежу за ним, слушаю его. И повинуюсь в некоторых случаях. Пока же я его уговариваю: язычок ты мой, давай все-таки сохраним жесткое разграничение глаголов «надеть» и «одеть», оставим «кофе» в мужском роде, а жюри с мягким «ж».

– С кем еще вам доводилось работать в соавторстве?

– В свое время мы с Кавериным написали книгу о Юрии Тынянове «Новое зрение». В раздельном соавторстве, у каждого свои главы. Я попытался приблизить к читателю работу Тынянова «Проблема стихотворного языка», перевел ее с русского на русский. Юрий Николаевич тоже был моим соавтором – метафизическим. Как и другие персонажи «Романа с литературой» – Козьма Прутков, Виктор Шкловский, Виктор Соснора.

– А там есть еще статьи о понятии «постмодернизм», о филологической поэзии, об антиутопическом мышлении...

– Да, а на них я жду диалогической реакции от литературоведов. Литература – преодоление одиночества. Но это не обязательно идиллия, контакт бывает и конфликтным. Полемика – тоже форма соавторства. Мы с Ольгой в своих эссе вызывали на дуэль некоторых наших литературных коллег. Бросали перчатку и Сергею Чупринину, и Андрею Немзеру, и Дмитрию Быкову. Но они – не любители открытой полемики, предпочитают пока отсиживаться в кустах. А мы зовем в чистом поле сражаться, с поднятым забралом. На вызов отвечать тем же оружием. Над тобою смеются – остроумно вышучивай обидчика. Тебя не поняли – выдвигай новые аргументы.

– А зачем вам это все? Не лучше ли жить дружно, никого не обижая?

– Не люблю слово «дружба». Для творчества нет ничего вреднее. Если бы Достоевский дружил со Львом Толстым, а Блок, скажем, с Хлебниковым, у нас бы не было великой литературы. Наше хваленое русское застолье под девизом «хорошо сидим!» – маскировка пустоты, равнодушия и безответственности. А культура – напряженное, порой болезненное взаимодействие творящих личностей. Не в стаде и не в тусовке. Ценности создаются в конфликтах. Вот пародия, о которой я постоянно пишу, – это гротескная модель истинного диалога. Пародист агрессивно напрашивается в соавторы к пародируемому, и, если пародия удается, он таковым и становится. Из множества личных полемик строится здание общей истины – такова философия соавторства.

– Представим себе философский словарь будущего. Чьи имена там будут упомянуты в статье про вашу «философию соавторства»?

– Достоевский, естественно. Бахтин. Высоцкий, о котором я тоже много писал и пишу. Это очень диалогичный поэт. Вот Галич, Окуджава монологичны, они настраивают читателей или слушателей на свою волну. А у Высоцкого постоянно есть ощущение собеседника. Но наша с Ольгой философия – это еще философия любовная и семейная. Я вообще не люблю одиночества. Для меня это несвобода. Я вспоминаю свои детство, отрочество, юность – это было какое-то эмбриональное состояние. Человек, когда он один, – еще не человек. Я из тех, кто становится личностью, соединяясь с другим.

– Так все же, почему ни одного романа в соавторстве вы еще не выпустили?

– Конечно, обсуждали такой проект. Но почувствовали, что это невозможно. Выстраивать сюжет, композицию каждый из нас может только индивидуально. Это такой последний коридор, в котором пишущий выясняет отношения с Творцом. Только его берет в соавторы. Как у Юнны Мориц сказано: «В ту страну дорогой мнимой/ ездят все по одному». То есть в страну индивидуального творчества. «Мнимая» дорога – это дорога вымысла.

– Но другие же пишут вдвоем!

– Мы шутили в студенческие годы: самые смешные вещи написаны в соавторстве – «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»┘ «Манифест Коммунистической партии». Все-таки есть разница между «Двенадцатью стульями» и «Мастером и Маргаритой», правда? Но, кстати, в издательстве «Время» – ждем мы, когда же это время настанет, – должны выйти два наших романа. В сходном оформлении. Ольгин «Убить?» и мой «Любить!». В них – конфликт между мужской и женской природой. Женская точка зрения – убить «изменщика», а мужская – любить его. Два разных произведения образуют единую полемическую систему. Тоже ведь форма соавторства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1732
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4258
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2341
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2653

Другие новости