0
1479
Газета Факты, события Интернет-версия

25.10.2012 00:00:00

Журналисты-графоманы

Тэги: журналист, графоман


журналист, графоман О грани между журналистикой и литературой дискутируют Светлана Скарлош и Дмитрий Соколов-Митрич.
Фото автора

Маленький белый шатер на площади у музыкальной эстрады ЦПКиО им. Горького, совсем немного слушателей – практически семейный круг. Почему именно коллектив журнала «Русский репортер» решил поднять вопрос графоманства среди журналистов? По мнению редакции, журнал столкнулся с феноменом: рано или поздно журналисты издания приходят к написанию книги. Плохо это или хорошо? На этот вопрос отвечали заместитель главного редактора Дмитрий Соколов-Митрич, редактор отдела спецпроектов «Русского репортера» Светлана Скарлош и корреспондент Марина Ахмедова.

Соколов-Митрич сразу произвел культурный шок: «Писать книги в России вредно и даже аморально». Документалист отметил, что, по его мнению, журналистский труд более адекватен – это честный труд. А когда человек садится за написание книги – это не что иное, как акт самолюбования, трата времени на то, чтобы повысить самооценку. А весь итог заключается в том, чтобы сказать потом: «У меня вышла новая книга». Выпустить ее, а после сложить тираж в уголок квартиры. Если это произведение никто не покупает, значит, человечество неправильное, и тут у писателя начинает развиваться комплекс. «Может быть, величайшая задача в том, чтобы не написать книгу?» – предложила Светлана Скарлош.

Кстати, из-под пера Дмитрия Соколова-Митрича вышло несколько книг. Последним его творением стали «Непоследние времена» – сборник репортажей о современной русской жизни, который журналист презентовал 8 сентября сего года. Дмитрий говорил о том, что среди людей, мечтающих издать книгу, огромное количество графоманов: «Если ты хочешь работать – работай, если же хочется просто писать, то это уже какая-то патология».

Идейным оппонентом Дмитрию стала Марина Ахмедова. Марина – автор нескольких книг, последней из которой стал роман «Дневник смертницы. Хадижа», выпущенный в 2011 году, а в 2012-м вошедший в шорт-лист литературной премии «Русский Букер». Журналистка рассказывала о своей любви к литературе и согласилась с тем, что ей очень хочется просто сказать: «У меня есть книга, которую я написала». «Я не чувствую драйва эпохи, но я хочу его создать», – рассказывала она. Марина поведала о том, что, по ее мнению, для журналистов, которые много ездят по России и встречают разных людей, написание книги – это отличная возможность включить многое из услышанного, того, что не может войти в журнальную публикацию по причине ограниченности формата статьи. «Мне кажется, что если автор может передать то, что чувствует, если он знает, что хочет сказать, то, наверное, это важно. И пусть в книге, которую вы прочитаете, вы найдете всего два полезных слова – уже будет хорошо».

Ораторы соглашались с тем, что люди, пришедшие в журналистику потому, что хотели на самом деле стать литераторами, испытывают некоторые трудности. Дмитрий Соколов-Митрич заметил, что неправильно относиться к журналистам как к «недоделанным» писателям. «Я не люблю журналистов, которые параллельно пишут книги и сдают репортажи, в два раза превышающие необходимый объем, при этом обращают больше внимания на эфемерные вещи». Кто-то из слушателей предположил, что роль репортера – освещать новости сегодняшнего дня, а писатель ориентируется на вечность. На это Соколов-Митрич объяснил, что жанр репортажа уже не тот, что 100 лет назад. Современные возможности привели к тому, что о происшествии рассказывают не журналисты, а случайные свидетели, которые снимут увиденное на камеру мобильника и мгновенно расскажут в Твиттере. Роль репортера гораздо глубже, он должен докопаться до истины и разобраться, почему произошло то, что произошло.

Обсуждали и еще одну интересную тему: поиски «героя наших дней». Марина Ахмедова считает, что никакого героя в литературе сейчас нет, а связано это с тем, что нет его и в современной жизни. «Герои живут рядом с нами, но они никакие не особенные», – сказала журналистка. А Дмитрий Соколов-Митрич добавил: «Мы интересуемся неудачниками или героями, но совершенно не обращаем внимания на нормальных личностей. Что такое нормальный человек, я и сам еще не понял. Он должен быть скорее слабым, нежели сильным, потому что слабость – признак человечности».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2347
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5184
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2876
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3321

Другие новости