0
2761
Газета Факты, события Интернет-версия

08.08.2013 00:01:00

Идентификация В.О.

Тэги: василина орлова, дача на покровке, литературный вечер


василина орлова, дача на покровке, литературный вечер Дмитрий Данилов рад видеть Василину Орлову на Московской земле. Фото Глеба Домненко

Сергей Ташевский

В клубе «Дача на Покровке» прошел один из последних литературных вечеров затянувшегося литературного сезона… Стихи 33-летней Василины Орловой, автора двух поэтических книжек, известны многим – и не только в Москве. Как раз в Москве, которую покинула несколько лет назад, она, пожалуй, пока известна меньше, чем у себя на родине, в Приморье, или даже в Америке (последние годы Василина живет в Техасе, не в иммиграции – во временном отъезде, который, как часто случается с временными вещами, становится бессрочным). Хотя в литературной жизни она задействована куда как плотно: за ней числится почти десяток книг, в том числе два романа, рассказы, эссе, множество статей в периодике. Участвовать в московской поэтической жизни из Техаса, да еще с маленьким ребенком на руках – трудновато. Да и сама перемена участи продиктовала паузу в писании стихов. Несколько последних лет о Василине Орловой (уехавшей в США как бы «почти известной», яркой, но еще «поэтессой», не поэтом, и вдруг замолчавшей) было ничего не слышно. Вот почему этот вечер для Москвы стал такой неожиданностью.
Для тех, кто читал стихи Василины на бумаге (или, что все-таки хуже для восприятия, с экрана компьютера), по идее, никаких неожиданностей не полагалось. В последней книге «Босиком», вышедшей во Владивостоке пять лет назад, уже все есть: ясное и емкое поэтическое послание, отточенная форма, местами почти классических образцов ритмика, интонационная «раскачка», блестящая игра с образами. За этими текстами видны «разумная погруженность» в литературу, умение понять и использовать весь метафорический и ритмический арсенал от Серебряного века до лучших образцов советской лирики и находок современников. Причем это «пропущенное через себя», через свой опыт знание. И стихи – со своим голосом. Да, книжка была очень удачной. Но, пожалуй, для читателя тут не хватало какого-то «спускового механизма», идентификации автора. Это очень важно иногда в культуре: соединение картинки и голоса, человеческого образа и образа лирического героя. Это и произошло в «Даче на Покровке».
Собралось человек 30, что для маленького зала почти аншлаг. Василина начала без длинных предисловий, сразу перешла к стихам, попросив не аплодировать. Но читала так, что аплодисменты еле сдерживались, нет-нет, да срывались. Ровно, а все-таки музыкально. Сдержанно, но со звенящей, как струна, интонацией. С подчеркиванием голосом «ступенек» между образами, добавлением звуковых теней к словам. Пожалуй, тут был тот редчайший случай, когда с голоса сложный текст воспринимается лучше, чем глазами. В конце вечера прозвучала поэма, которую Василина называет «эссе», но это сложнейший верлибр, с экзистенциальным посланием и многоступенчатой, философской образностью. Здесь от слушателей уже требовалась серьезная работа – оставаться в теме, следовать за образами, между которыми – десятки смысловых шагов. Нужна большая смелость, чтобы читать такие тексты, рассчитывая, что их услышат. Но здесь все сложилось – и холодок по спине, как награда за пройденный путь. Картинка выстроилась. Вот – поэт, вот – его голос, вот то, чем он дышит. «Ворованный воздух», как сказал Мандельштам.
А воздух и правда ворованный. Диапазон интонаций и форм в стихах Василины Орловой кажется почти невероятным. От классического ритма до верлибра (сейчас как раз она пишет в основном верлибры), от заплачки до холодного отстранения. Кому-то может показаться, будто это блистательная имитация. Но в каждом стихотворении – вопрос, причем предельно ясный, личный, четко сформулированный. У автора с этой жизнью, с этим миром свои счеты, и форму она использует именно как материал, в котором скрыт вопрос. Таково общее ощущение от этих стихов: они – настоящие.
Часто, возвращаясь с поэтических чтений, хочется купить книгу автора, чтобы теперь спокойно прочитать стихи глазами. В случае с Василиной Орловой все наоборот. Важно услышать, как она читает свои тексты.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1448
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3744
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2104
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2377

Другие новости