0
1391
Газета Фигуры и лица Интернет-версия

26.09.2008 00:00:00

Страдание облегчает понимание

Тэги: боннер, кино


боннер, кино Сандрин Боннер: "Актерская профессия сделала меня спокойной и уравновешенной".
Кадр из фильма "Откровенное признани"

Сандрин Боннер – без оговорок звезда европейского кинематографа. Она сыграла в 42 фильмах. И ни разу не сделала это плохо, хотя снимается с шестнадцати лет. Кстати, за одну из первых ролей (фильм «За нашу любовь») и именно в 16 лет она получила высшую награду французской академии «Сезар». Двадцатого сентября Французский культурный центр в столичном кинотеатре «Художественный» представил документальный фильм «Ее зовут Сабина». Это режиссерский дебют Боннер в кинематографе. На протяжении 25 лет Сандрин снимала свою сестру, страдающую аутизмом. На следующий день после премьеры я взяла интервью у французской актрисы. Разговор начался с вопроса об аутизме, и Боннер сразу же закурила┘

-Сандрин, с вашей точки зрения аутизм – это болезнь или нет?

– Я бы сказала так: это какая-то разновидность инвалидности, но которую мы, вполне здоровые люди, субъективно определяем как инвалидность. Если же смотреть на ситуацию объективно, то аутисты – это люди, которые живут в своем мире, и их мир не совпадает с нашим.

– Почему мы пытаемся их лечить?

– Мне кажется, что единственная приемлемая форма лечения – если это можно назвать лечением – помочь аутистам приблизиться к нашему миру. Но именно мы, а не они, должны сделать это усилие. Именно мы должны пойти им навстречу, мы должны частично пожертвовать границами собственного устоявшегося миропорядка, расширить их и впустить туда таких, не похожих на нас людей. Никакого другого специального лечения им не нужно. Кроме случаев, когда у некоторых аутистов наблюдаются тенденции к саморазрушению, когда люди могут сами себе навредить. В целом же, я убеждена, главная проблема не в них, а в нас, в том, что мы хотим видеть их такими же, как мы, и сделать их такими же, как мы.

– Ну, это вообще самая глобальная проблема человеческого сообщества – испокон веков оно выбрасывает все «другое» на свалку. И, кажется, невозможно заставить здоровых, нормальных людей принимать все непохожее, непривычное, «другое».

– Надо начать с того, чтобы задать себе вопрос – а что есть «норма»? Что такое нормальный человек? Для меня лично «норма» – это не всеобъемлющее понятие, у так называемой «нормы» много градаций, бесчисленное количество отклонений, в связи с чем мне иногда кажется, что те же аутисты более нормальны, чем люди, которые считаются здоровыми.

– «Настоящее несчастье придает нашему лицу глубину», – так вы сказали в одном из интервью пару лет назад. Ваша точка зрения не изменилась?

– Я придерживаюсь мнения, что если в твоей жизни много чего происходит – много драм, много сложностей, это идет актеру только на пользу. Я, например, играю разных персонажей, с очень разной судьбой, и чем больше у меня в жизни разнопланового опыта, тем больше я могу рассказать. Эмоциональные знания формируют, строят нашу личность, благодаря им становишься глубже┘


Сандрин Боннер и Жерар Депардье. Две личности. Две харизмы.
Фото Reuters
Но я абсолютно не хочу сказать, что за «радость» стать глубоким человеком нужно обязательно заплатить сложностями собственной жизни, горем и так далее. Но вот в чем я убеждена, так это в том, что благодаря несчастью мы становимся более крепкими, и это, бесспорно, превращает, казалось бы, отрицательный эмоциональный опыт в большой плюс.

– Как правило, страдания не столько углубляют личность, сколько уродуют. Причем как внутренне, так и внешне. Вы не согласны со мной?

– Я совершенно не придерживаюсь мнения, что несчастья делают человека красивым, но вместе с тем я считаю, что если произошло несчастье и тебе удается побороть его – это делает тебя сильнее. Любое приобретенное знание помогает произвести внутреннюю ревизию своей жизни, всех ценностных ориентиров, которыми ты вооружен. Скажем, когда ты из своей благополучной страны выезжаешь в более бедную, например в Индию или, в частности, в Россию, начинаешь лучше понимать ценность вещей, которыми обладаешь, ценность всего, что у тебя есть┘ (Задумывается.)

В словах, которые вы процитировали из моего интервью, я скорее всего имела в виду профессиональные навыки актера и необходимость обогащать свой инструментарий благодаря наблюдательности. Наблюдение – это основной рабочий инструмент. Особенно когда существуешь в рамках реалистического жанра. Важно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Причем не довольствоваться малым, а постигать жизнь во всех ее проявлениях. Если ты живешь, будучи полностью защищенным от воздействий внешнего мира, то у тебя сужены творческие возможности, скуден инструментарий для работы над ролью.

– Во время интервью известные актеры довольно часто жалуются, что их профессия губительно сказывается на психике, изнашивает ее. Если это так, почему никто не бросает работу, которая буквально сводит с ума?

– Я придерживаюсь противоположной точки зрения. Меня актерская профессия сделала спокойной и уравновешенной. Я более здраво стала смотреть на жизнь, стала относиться ко многим событиям без истеричного ажиотажа; я научилась не шарахаться от страшного и сложного.Поэтому я не люблю, когда актеры – причем именно успешные и знаменитые – начинают жаловаться на жизнь и говорить, что актерская судьба их ужасно разрушает, подкашивает и так далее.

У нас, успешных актеров, есть все! Есть признание, деньги. Мы можем говорить «да» или «нет», выбирая роли. У нас есть возможность самовыражения, и через то, что мы делаем в профессии, и через интервью, которые мы даем┘ И еще, мы можем наблюдать за развитием своей актерской работы и за развитием своей личности. Поэтому наша профессия, с моей точки зрения, дает возможности человеку быть более устойчивым и сильным в социальном пространстве, в отношениях с людьми. Хотя, возможно, мне просто повезло... (Закуривает.)

– Кем из партнеров по съемочной площадке вы действительно восхищались?

– Я, пожалуй, назову только двух людей. Это Марчелло Мастроянни и Жак Дютрон. Они восхищали меня своим удивительным талантом, своим актерским мастерством и своими человеческими качествами. Это были очень щедрые люди и вместе с тем совершенно ненаивные┘ напротив, они умели дистанцироваться от реальности и смотреть на вещи трезво. Это были крепкие и сильные люди.

– Играли ли вы в театре? И не кажется ли вам, что театральные актеры в кино сильно отличаются от своих коллег, которые никогда не выходили на сцену?

– У меня был один театральный опыт: я играла в пьесе Брехта. Конечно, игра на сцене резко отличается от того, что ты делаешь в кино. И, честно говоря, в театральной работе меня смущает излишняя экспансивность, несколько вычурная, неестественная манера говорить и двигаться. Я, как в театре, так и в кино, сторонница минимализма. И мне не близка свойственная миру театра глубокая аналитическая работа над ролью. Мне не кажется, что актер должен углубляться в анализ. Я начинала свою карьеру у Мориса Пиала и до сих пор использую в работе многое из того, чему он меня учил. Пиала считал, что актеру требуется больше жить и меньше думать. Актер обязан приносить с собой жизнь в кадр. И я по сей день убеждена, что актер прежде всего должен играть своим телом, лицом. А ум четко следует за действием. Когда ты слишком много анализируешь, ты пытаешься слишком много контролировать, и это нехорошо.

– Почему нехорошо?

– Потому что когда ты слишком много контролируешь – твое «эго» выходит на первый план и берет верх над ролью┘

– Можете ли вы сыграть то, что не испытали, то чувство, которое вам совсем не знакомо?

– Работа актера состоит не в том, чтобы воспроизводить то, что знаешь. Скорее в том, чтобы воспроизводить то, чего ты не знаешь. Что тебе совсем не близко. Когда я играю какой-то персонаж – я себе его представляю. Я знаю, что это не моя история, не моя жизнь, но я представляю себя на его месте и говорю себе, что «он» – это «я». Моя работа – это смесь фантазии и реальности. И слава богу, что человеку неизвестны все ощущения, все эмоции, все духовно-душевные хитросплетения, потому что это было бы слишком скучно. Какой ужас, если бы я знала все чувства на свете?! Но воображение помогает мне сыграть все или многое. Например, я себя совершенно не считаю ревнивым человеком, но могла бы сыграть ревность, и для меня это не очень сложно (улыбается).

– Чувствуется ли во Франции экономический кризис и не падает ли в связи с возникшими проблемами интерес общества к культуре?

– Интерес к культуре во Франции, да и в других странах уже давно понижается. Посмотрите, к примеру, на профессию писателя. Еще в начале двадцатого века писатель был уважаемой фигурой, его социальный статус был необыкновенно высок. А сегодня? За исключением двух-трех имен в литературе – ни писатели, ни их книги никого не интересуют. Но такое положение дел сегодня – некий социокультурный факт, с которым нужно считаться. И это очень печально.

Перевод Татьяны Карасевой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1179
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3143
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1774
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2111

Другие новости