Василий Голованов. Остров, или Оправдание бессмысленных путешествий. - М.: Вагриус, 2002, 462 с. ISBN 5-264-00783-7
"Остров" - вторая книга Василия Голованова после "Тачанок с юга", лучшей исторической книги 1997 года. Несколько лет все ждали вторую, которая публиковалась по кускам то там, то здесь. А Голованов все интриговал: ездил на Север, за полярный круг, на Колгуев, возвращался каждый раз другим, со странным блеском в глазах, рассказывал истории, наслаивая текст за текстом, как песочную башню. И вот вам - возвел свой "Остров", тот самый, наверное, который хоть раз, да снился каждому: далекий, в океане или в горней выси, на котором так хочется поселиться навсегда, потому что там - хорошо. Голованов поселился. И все у него хорошо. О презентации книги читайте на полосе "События".
Иэн Бэнкс. Осиная фабрика. Роман. Пер. с англ. А.Гузмана. - СПб.: Азбука, 2002, 272 с. ISBN 5-267-00595-9
Шотландец Иэн Бэнкс, опережающий Толкина и Джойса в хит-парадах Би-би-си, един в двух лицах: первый пишет мейнстримовый фикшн (просто Иэн Бэнкс), второй - сайнс-фикшн под именем Иэн М. Бэнкс. Оба равно знамениты. Более того: мейнстримовый Бэнкс - готический, перверсный, темный, всегда скандальный, а научно-фантастический - оптимистичный, светлый и доброжелательный, что сказки Спилберга. Литпремии достаются второму (сразу две - за роман "Excession"). Первому - эпитеты омерзительный, порочный, глупый и т.д. Второго любит АСТ, издавшее "Вспомни о Флебе" и "Выбор оружия". Первого - "Азбука", издавшая памятные "Шаги по стеклу", и вот теперь - "Осиную фабрику", первый его роман. Судя по импортным рецензиям - нечто жуткое и неприличное до безобразия. В общем - мерзость, мерзость.
Харуки Мураками. Хроники заводной птицы: Роман. Пер. с японского Ивана и Сергея Логачевых. - М.: Независимая Газета, 2002, 567 с., ISBN 5-86712-135-6
Это поздний, 80-х годов, роман писателя, который вышел в нашем издательстве в переводе Логачевых: отца и сына. Роман огромен, сюжетен, состоит из блоков, знакомых вам по ранним романам писателя, но отсылает к "Братьям Карамазовым". Тут и философия глубже, и письмо медленней. Это уже не джаз, а опера, многоголосие на пространстве от Японии до Монголии с вкраплениями исторических эпизодов времен Второй мировой. Есть даже русские офицеры, а также глубокий колодец, куда забирается главный герой - и думает о жизни, пока его не находит девушка, и все начинается по новой.
Дмитрий Бортников. Синдром Фрица: Роман. - СПб.: Лимбус Пресс, 2002, 224 с. ISBN 5-8370-0184-0
"Книга покажется многим антигуманной, но на самом деле она разоблачает пресловутый "гуманизм для людоедов", - пишет в предисловии Юрий Мамлеев, номинировавший роман ныне парижанина Бортникова на премию "Национальный бестселлер". Фриц - прозвище, кликуха, погоняло. С детства. В той жизни, где детский сад - зона, школа - зона, армия - зона, весь мир - лагерь с законами не волчьими, но гиеньими, - он всегда Фриц. Детство, отрочество, юность... Наконец, попытка ухода, неучастия "в делах мира сего", но - невозможность вырваться из засасывающего, обволакивающего, убивающего вещного. И все-таки: "Пусть только ночью, но ты не одинок. Здоровые мужики рыдали и звали матерей. Только под утро все стихало. И мы все час перед подъемом были каждый в своем раю".
Филип К. Дик. Сохраняющая Машина. Сборник рассказов. Пер. с англ. - СПб.: Амфора, 2002.
Отрадно, что издали не сборную солянку переводов, а авторский сборник рассказов Филипа Дика. Более того, "Сохраняющая Машина", впервые изданная в 1969 году, - это первый сборник рассказов Дика вообще. И, наверное, это первый сборник его рассказов на русском. Дик обожал малый жанр, и рассказов насочинял несколько сот штук. Сколько точно - не знает никто, поскольку не всем из них удалось попасть в сборники и антологии. Не знал, наверное, и сам Дик, в лучшие времена строгавший по опусу в неделю. В рассказах Дик оттягивался, фонтанировал безупречно-безумными идеями, многие из которых перекочевали потом в романы. Каждый - сценарий. Бери, снимай блокбастер. Кстати, Спилберг, отказавшийся от экранизации Поттера, уже снимает.