0
1422
Газета Пять книг недели Интернет-версия

20.06.2002 00:00:00

Пять книг недели


Иванов С.А. "1000 лет озарений. История вещей". - М: СЛОВО/SLOVO, 2002, 220 с. ISBN 5-85050-630-6

Книга или даже альбом доктора исторических наук Сергея Иванова - издание уникальное. Под одной обложкой здесь собрались атомная бомба и шариковая ручка, прививка от оспы и шоколад, героин, пылесос, ватерклозет, ксерокопирование etc. Короче, это в самом деле история вещей, в той или иной степени изменивших облик мира, да и самого человека. Пространства книги хватило на изобретения, начиная с ХI по XX век. Вот вы знаете, к примеру, что "идея оригинального предмета белья для женской груди носилась в воздухе, но запатентована она была лишь в 1914 году, причем в США". Как сказал один из сотрудников редакции: "Это ведь человечество, понимаешь, тьму веков без лифчиков прозябало! Что ж творилось-то?" С другой стороны - обидно все-таки за корсеты, оболганные в свое время Мопассаном.

Жорж Дюби. Время соборов. Искусство и общество. 980-1420. Пер. с фр. М.Ю. Рожновой, О.Е. Ивановой; коммент. Д.Э. Харитововича. - М.: Ладомир, 2002, 379 с. ISBN 5-86218-394-9

Первое издание этой книги вышло в 1976 году. По российским меркам ее вполне можно отнести к разряду последнего слова в современной медиевистике. Хотя изначально "Время соборов" вообще не мыслилось в академическом жанре: полное отсутствие привычных библиографических сносок тому подтверждение. Автор, известный французский историк, представитель школы "Анналов" Жорж Дюби написал ее по заказу издательства "Галлимар", задумавшего выпустить три роскошно иллюстрированных альбома по искусству Средневековья. Тексту отводилась скромная роль комментариев. Правда, Дюби подошел к своей задаче основательно. В трех главах-эссе "Монастырь", "Собор", "Дворец" он с дотошностью знатока и живостью беллетриста описывает быт и нравы средневекового общества. Так что от издания его книги в более доступном варианте - без дорогостоящих иллюстраций - текст совершенно не проигрывает. Тем более что русские издатели дополнили книгу необходимыми сносками и восстановили в правах желанную академическую строгость.

Виктор Астафьев. Пролетный гусь. Рассказы. Затеси. Воспоминания. - Иркутск, Сапронов; Эфлакс, 2002, 528 с. ISBN 5-94535-014-1, ISBN 5-94751-014-6

Посмертная книга, собранная из неизвестных рассказов, из воспоминаний об убитом собственной женой поэте Николае Рубцове, с которым Астафьев дружил в Вологде, а также из заметок о путешествиях - оказалась книгой страшной, неожиданной. Астафьев остался настоящим русским писателем, который может говорить о погибели русской земли так, что это не плодит политической рвоты, а рождает боль и сострадание. Почитаешь, и ясно - "все не так" в очередное смутное время России, кроме "лесов, полей и рек". Ну и немногих праведников. Астафьев и был таким писателем-праведником, который удивительным образом не замарался ни в какой гадости последних десятилетий.

Александр Скоробогатов. Земля безводная. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002, 313 с. ISBN 5-224-03748-4

Одиннадцатая по счету книга серии "Оригинал" представлена романом живущего все в той же преткновенной Бельгии Александра Скоробогатова. Экзистенциальный детектив: стойкая смесь "Постороннего", "Тошноты", "Ворот Расемон" и киношного "Сердца Ангела". Размякший в Бельгии эмигрант приезжает по делам фирмы в несентиментальную Москву, где его берут в оборот Злые Силы. Герой прячется от них в родной Бельгийской тюрьме, предпочтя общению со Злыми Силами казнь и бесчестье. На помощь к нему приходит Второй Герой - двойник первого. Разумеется, будучи двойником, Второй только думает, что помогает, а на самом деле - повторяет крестный путь Первого. Как и положено в экзистенциальном романе, по ходу действия обоих непрестанно тошнит. Как положено в боевике, трупы лежат рядами. Как положено в детективе, не поймешь, кто убийца. Впрочем, это и не важно - в экзистенциальном романе.

Майские чтения-2002. Сборник пьес. - Тольятти, 2002, 240 с.

Ежегодник современной драматургии по итогам фестиваля в Тольятти. Современная пьеса, которой кот наплакал, да еще в книжном воплощении, - уже событие. Под одной обложкой собраны пьесы начинающих, начавших и состоявшихся драматургов: от Ильи Фальковского до Евгения Гришковца. Пьесы делятся на те, что паразитируют на классике, и те, что пытаются отразить современность как она есть. Первый раздел выглядит сильнее второго, тут есть что почитать: умного, ироничного, стилистически яркого. Это прежде всего "Славянский базар" Вадима Леванова и "За стеклом" Сергея Носова. Из первого раздела отметим Родиона Белецкого и его "Забавное богоискательство". Все остальное - где-то посередине.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1091
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
768
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
380
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
524

Другие новости