Борис Веймарн. Классическое искусство стран ислама. - М.: Искусство, 2002, 496 с. ISBN 5-85200-288-7
Одна из лучших - если не самая лучшая - книг ярмарки. Роскошный альбом плюс монография Бориса Веймарна об искусстве стран Ближнего и Среднего Востока эпохи его расцвета, когда в Европе... ну, в общем, понятно, чем занимались в то время в Европе. Первая часть - искусствоведческий текст, он умен, хотя и скучноват, но зато вторая часть! Вот где собран материал! Тут и миниатюры (многие из которых вполне сносно воспроизведены, что редкость), и архитектура со схемами и чертежами знаменитых мечетей и усыпальниц, и предметы быта, и интерьеры. Что самое главное - собран материал не только общеизвестный, скажем, по Османской империи, но и тот, которым теперь владеют бывшие республики СССР. В конце книги - синхронистическая таблица, указатель личных имен и династий, а также словарь исламских понятий, слов и терминов. В общем, не книга - а сплошные именины сердца!
Хроника России. ХХ век. / А.П. Корелин, П.П. Черкасов, А.В. Шубин и др. - М.: СЛОВО/ SLOVO, 2002, 1104 с. ISBN 5-85050-655-1
Около 3000 статей и более 2500 иллюстраций, собранных в тысячестраничную летопись целого века - по дням, по датам, ознаменованным событиями в экономике и политике, философии и религии, культуре и спорте, в жизни людей, - вот итог шестилетней работы авторов издательства "СЛОВО/SLOVO" над поистине беспрецедентным для российского книгоиздания проектом. Как пишет в заметке "От издателя" автор идеи книги Григорий Ерицян, "может быть, и строгое изложение фактов, присущее жанру хроники, вызовет споры. Ибо прошедшее столетие не знает себе равных и мерой скорби, и мерой побед, выпавших на долю нашей страны". Так что мы не раз еще вернемся к этому энциклопедическому изданию на страницах "EL-НГ".
Л.Евсеева, Н.Комашко, М.Красилин, Игумен Лука (Головков), Е.Осташенко, О.Попова, Э.Смирнова, И.Языкова, А.Яковлева. История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI-XX века. - М.: АРТ-БМБ, 2002, ISBN 5-901721-12-8
До сих пор история иконописи считалась по преимуществу жанром сувенирным: минимум текста - максимум цветных картинок. Либо, наоборот, - жанром сугубо академическим: зубодробильный текст и никаких картинок. Эта книга - удачная попытка соединить эти два подхода. Издание изобилует репродукциями - все приличной полиграфии и по пять-шесть на каждый разворот. Текст же написан лучшими отечественными специалистами, а главное - освещает всю истории православной иконы: от первых образов VI века до конца ХХ столетия. Так что и русская иконопись предстает здесь не сама по себе (как порождение русского национального гения), а помещается в контекст других школ - византийской, греческой, грузинской, сербской, болгарской, украинской и румынской. Кроме того, составители решили предварить историческую часть экскурсом в богословие иконы и кратким обзором иконописной техники.
Эугениюс Алишанка. Божья кость. Избранные стихотворения. Пер. с литовского Сергея Завьялова. - СПб.: Симпозиум, 2002, 127 c. ISBN 5-89091-2
Редкая удача - выход в России целой книги действительно современного иностранного поэта, да еще и переведенной одним переводчиком - известным петербургским поэтом и филологом Сергеем Завьяловым. Алишанка родился в 1962 году в Барнауле, где его родители были в ссылке; живет же сейчас в Вильнюсе на бывшей улице Дзержинского, и к этому сквозному сюжету относится с грустной иронией. По-английски книга его стихов вышла в Америке в 2000 году, кроме того, его стихи переведены еще на 9 языков, русский - одиннадцатый. Советский опыт ему не чужой, и поэтому в некоторых отношениях его тексты, кажется, ближе российскому читателю, чем западноевропейскому.
Людмила Петрушевская. Поросенок Петр и магазин. Серия "Дети О.Г.И.". - М.: О.Г.И., 2002, 18 с. ISBN 5-94282-100-3.
Истории про поросенка Петра основаны на великом принципе "понарошку", непонятном никому, кроме детей, да еще самой Людмилы Стефановны Петрушевской. Принцип этот - совершенно функциональный, никакого украшательства он не приемлет, поэтому его, украшательства, в книжке и нет - ни вербального, ни визуального. Книжка без лирических отступлений, без розоволенточных пупсиков и прочих взрослых выдумок оказалась на диво хороша. Как раз такой и должна быть настоящая понарошечная книжка.