0
4136
Газета Пять книг недели Интернет-версия

26.08.2020 20:30:00

Пять книг недели


32-9-11150.jpg

Восьмигласие мироздания: В 2 т. Т. 1. Константин Кедров-Челищев. – 312 с.: ил. Т. 2. Елена Кацюба. – 154 с.: ил.– М.: Издательство Российского союза писателей, 2020. ISBN 978-5-4477-3043-7

Двухтомник является итогом многолетнего творчества поэтическо-философского дуэта Константина Кедрова-Челищева и его супруги Елены Кацюбы (1946–2020). Название объясняется авторами так: восемь гласов мироздания – это волновые излучения, которыми пронизана Вселенная, и между звуковыми волнами в поэзии и гармонией мироздания есть неразличимая грань. «Гравитационные волны/ Гравитационные волны/ Мчат благодати вселенской полны/ Ты можешь плакати и рыдати/ Став передатчиком благодати/ А можешь купаться радости полн/ В океане бесплотных волн/ Будь затворник ты и безмолвник/ Этих волн мировых приемник/ Презираемый неудачник/ Светлой радости передатчик…» «Горизонтальная восьмерка – знак бесконечности, – отмечает Кедров, – а церковное восьмигласие есть бесконечность вертикальная, уносящая ввысь. Середина же этой звуковой восьмерки в человеческом горле».

32-9-12150.jpg

Дмитрий Гвоздецкий. Фосгеновое облако.– М.: Личный взгляд (Московский союз литераторов). – 100 с. ISBN 978-5-6043226-1-1

Нечасто мы отмечаем в данной рубрике первую книгу автора, но, думается, молодой московский поэт Дмитрий Гвоздецкий этого заслуживает. Он успел «отладить» характерную поэтику, в которой ориентируется на Ивана Ахметьева, Александра Макарова-Кроткова и Германа Лукомникова, а точнее, на их лаконизм, игру слов, парадоксальные столкновения смыслов, звучащие обрывы и пустоты. Однако это – школа, а поэтика все же собственная: характер ее мизантропичен, до краев насыщен иронией в наблюдении за собой и миром, и, кажется, именно эта мрачноватая ирония становится той самой «спичкой», которая, вспыхнув, освещает затемненные углы сознания: «меня так усердно опекали/ что я спекся»; «самый большой в мире// музей минимализма», «человеку нужен человек// чтобы было на кого наплевать»; «смотри не оглохни// от моего молчания».

32-9-13150.jpg

Марина Степнова. Сад: Роман.– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020.  – 412 с. (Марина Степнова: странные женщины). ISBN 978-5-17-118995-2

Автор романов «Женщины Лазаря», «Хирург», «Безбожный переулок», сборника «Где-то под Гроссето», лауреат премии «Большая книга» Марина Степнова перенесла действие новой книги в XIX век: у княжеской четы Борятинских, нарушая их практически идеальный семейный уклад, рождается нежданная дочь. «Поздняя беременность перечеркивала всё  – и разом. Она была непростительна, словно публичная оплошность. Светской женщине после сорока лет надлежало заниматься благотворительностью, а не любовью. При этом порядочный мужчина в любых годах мог позволить себе иметь любое количество детей  – как законных, так и нет. Sic. Борятинская разрушила этот стройный и понятный мир. Сама разрушила». Девочка Туся (Наташа) с детства отличается независимостью, живя по принципу «Суди людей не по сословию, не по достатку, не по намерениям или помыслам. А только по их поступкам», что в условиях окружающего ее мира несвободы и условностей практически немыслимо.

32-9-14150.jpg

Руй Кардозу Мартинш. «Я, может быть, очень был бы рад умереть» / Пер. с порт. М. Мазняк.– СПб.: Алетейя, 2020. – 244 с. ISBN 978-5-00165-088-1

В дебютном романе португальского журналиста и сценариста смешались разные жанры: это и роман-путешествие, и роман воспитания, и авантюрный роман, и подростковая литература. Произведение Мартинша посвящено такой мрачной теме, как суицид. Главный герой – молодой человек по кличке Штырь, он же Скелетон, он же Чел-Тянучка из португальской провинции размышляет об этом, а окружающие его люди самоубийства совершают:«– Эй, я его знаю, он могильщик.– Могильщик сам покончил с собой?!Такое местечко, что даже могильщик совершает самоубийство».Название книги отсылает к роману Достоевского: в «Преступлении и наказании» фраза «Я, может быть, очень был бы рад умереть», только со знаком вопроса, принадлежит Раскольникову.

32-9-15150.jpg

Александр Марков. Теории современного искусства.– М.: РИПОЛ классик, 2020. – 238 с. (ЛекцииPRO). ISBN 978-5-386-13750-2

Благодаря курсу лекций доктора филологических наук, профессора РГГУ можно лучше понять и современное искусство в его разнообразных проявлениях и направлениях, и обосновывающие его теории. «…Данный курс лекций  – не о том, как какой современный теоретик «учит об искусстве». Он о том, что независимо от предмета современной теории, даже если это самый необычный и «запутанный» предмет, она позволяет оказаться там, где искусство только и обретает свою силу...» – сказано в авторском предисловии. Подробности – в главах-лекциях «Что такое «теория», что такое «современное», что такое «искусство»?», «Как теории запустили современный художественный процесс» и др.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1099
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3000
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1689
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2046

Другие новости