0
1387
Газета Армии Интернет-версия

15.10.1999

Старые вертолеты решают новые задачи

Тэги: вертолет


-ВИТАЛИЙ ЕГОРОВИЧ, каковы особенности применения армейской авиации в последних локальных конфликтах - в Дагестане и Чечне?

- Во-первых, особенность применения вертолетов в Дагестане - это непосредственное соприкосновение наших войск и бандформирований. Кроме того, во время прошлой войны в Чечне не было в таком масштабе укрепрайонов, заранее подготовленных позиций, концентрации войск как с одной, так и с другой стороны на узком участке обороны. Практически во всех точках, где наши войска встречали сильное сопротивление - в Ботлихском и Цумадинском районах, мы могли выдвинуть авиационного наводчика на передний край и оттуда руководить вертолетами. При этом повышались уровень взаимодействия и результаты поражения.

Во-вторых, после того как появилось непосредственное соприкосновение с противником, нашлась возможность сосредоточить другие силы и средства для его поражения. Это артиллерия, штурмовая и фронтовая авиация. Такого в 1995-1996 годах в Чечне не было.

В-третьих, в наиболее сложных районах по целеуказанию наводчиков наносился удар артиллерией с закрытых позиций, а потом по точечным целям начинали работать вертолеты. В одиночку, без артподготовки, без поражения противника силами армейской и фронтовой авиации наземные части нигде не действовали. Раньше мы никогда не работали совместно с артиллерией, бьющей прямой наводкой.

Остальные задачи авиации Сухопутных войск в Дагестане - традиционные. Подвоз материальных средств, обеспечение боеприпасами, разведка, эвакуация больных, раненых, убитых.

По сравнению с другими горячими точками в Дагестане мы испытывали мощную моральную поддержку населения.

- Как реально осуществлялось взаимодействие с артиллерией?

- Если артиллерия не может разбить какое-то укрепление и оно находится в зоне прямого оптического видения, вертолет управляемой ракетой уничтожает этот объект. Мы также применяем пушки и неуправляемые ракеты.

- А какое оружие используется чаще: управляемое или неуправляемое?

- По опыту ведения всех боевых действий, расход неуправляемых ракет (НАР) гораздо больше. Это как патроны в автомате. Ни по стоимости, ни по характеру это вооружение нельзя сравнивать. Ведь НАРов на один вылет берется 100 штук, а управляемых ракет 4-8. Управляемое оружие работает лишь по определенной цели: машина, танк, дот. А неуправляемые ракеты - по живой силе, площадным целям. У нас в достаточном количестве имеется управляемое оружие, но оно используется, когда общевойсковой командир говорит, что какой-то конкретный малоразмерный точечный объект нужно уничтожить.

- В достаточной ли степени налажено взаимодействие с внутренними войсками, в том числе с авиацией?

- В Дагестане, например, на Ботлихском направлении действовали внутренние войска и ОМОН, они применяли там свою авиацию. Когда требовалась наша помощь, мы туда вылетали. В подразделениях ВВ есть авианаводчики - бывшие наши командиры экипажей, летчики. Так что взаимодействие между вертолетами Сухопутных войск и МВД сложности не представляет. Обучение наведению осуществляется по одной методике, которая у нас отработана. Некоторые недостатки есть при организации выше. Мы иногда не знаем, где какие силы применяются, особенно когда бывают вылеты на внеплановые, внезапно возникающие задания. Иногда нам информация поступает поздно.

Ми-28, вооруженный блоками НАР и управляемыми ракетами "Атака". Сравнимыми боевыми возможностями будут обладать модернизированные Ми-24.
Фото из каталога "Оружие России"
- А вообще нужны ли внутренним войскам свои вертолеты?

- Это вопрос спорный. Вертолеты Ми-8 двойного назначения, на мой взгляд, необходимо иметь любому роду войск. А что касается Ми-24, то, если ставить задачу войскам на участие в боевых действиях против крупных бандформирований, тогда, конечно, нужны. Но стоит разобраться, насколько целесообразно наращивание внутренних войск и сокращение Сухопутных.

- В последнее время появилось много образцов вертолетов, которые могут действовать ночью. Некоторые были представлены на МАКС-99. Какие из этих образцов предпочтительнее?

- Действительно, и у армий иностранных государств, и у нас появились вертолеты, на которых устанавливаются ночные прицельные системы. Американцы в какой-то степени ушли вперед именно по ночному оборудованию. Но сейчас активизировалась работа и у нас. Это было продемонстрировано в том числе и на авиасалоне в Жуковском. Мы сейчас модернизируем вертолеты Ми-8, Ми-24, и ночное оборудование обязательно ставится на новые машины. Но все зависит от финансирования. При достаточном количестве денег модернизацию можно провести в короткие сроки. Речь, безусловно, идет не о неделях и даже не о месяцах, ведь это дорогостоящая техника, нужно время, испытания, полеты. И все же это не очень большой срок.

Необходимо на всех вертолетах провести модернизацию по навигационному комплексу - это позволит добиться улучшения обзора и точности пилотирования. Второй этап - модернизация боевых прицелов, чтобы летчик с помощью тепловизоров, телевизионной аппаратуры мог обнаружить и распознать объект атаки, прицелиться и поразить цель на удалении от 200 до 4000 м. Работа в этом направлении проходит активно, несмотря на малое финансирование. Частично КБ работают даже за свой счет, предлагают альтернативные варианты. Мы должны проверить, что лучше, выбрать и затем уже внедрить в серийное производство.

- Что эффективнее - очки ночного видения или тепловизорная система?

- Очки ночного видения сами по себе для боевого применения ничего не дают. Все нужно рассматривать только в комплексе. Очки позволяют, не включая фар, навигационных бортовых огней, подлететь к площадке, сесть, забрать раненых или высадить тактическую группу дозора и улететь. Не более того.

- То есть оружие применять нельзя?

- Нет. Но в целом, когда будет прицел ночного видения, адаптирована кабина, вся система будет работать вместе. Мы и сейчас можем поставить несколько единиц очков в строевые части, но это пока ничего кардинально не изменит.

- Сообщалось, что на Дальнем Востоке поступил в строевую часть вертолет Ка-50. Какая из новых всепогодных машин: Ми-28Н, Ка-50, Ка-50-2, на ваш взгляд, предпочтительнее?

- Ми-28Н - машина неплохая, целиком из отечественных комплектующих. Лишь из-за недостаточного финансирования затянулись ее госиспытания. Есть Ка-50-2 в варианте с иностранным оборудованием - с итальянскими и израильскими комплектующими. Для нас это, конечно, не подходит.

На Дальнем Востоке по мере поступления Ка-50 мы будем перевооружать один из полков авиации Дальневосточного округа. Он находится недалеко от завода-изготовителя в Арсеньеве, и там легко переучивать летный и технический состав. В случае необходимости все проблемы по эксплуатации можно решать прямо на заводе. На первых этапах освоения новых вертолетов большой объем работ приходится выполнять представителям завода. Специалисты из Арсеньева будут разбираться с теми агрегатами, которые мы еще не имеем права ремонтировать сами.

- Все-таки основной всепогодной машиной будет Ка-50 или какая-то другая?

- Основными будут модернизированные Ми-24 и Ми-8. Ведь Ка-50 ночной и Ми-28Н стоят около 6-8 миллионов долларов, а новый Ми-24 с этой же начинкой - 2,5-3 миллиона. И у нас огромный парк Ми-8 и Ми-24, которые можно модернизировать. По характеристикам полета старые машины не на много отличаются от новых. Ми-24, конечно, "петли" крутить и "бочки" делать, как Ка-50 и Ми-28, не может. Но с новым прицельным оборудованием по боевой мощи они одинаковые. Боевую мощь определяют ракеты, прицельная система и общий облик - аэродинамические качества и летно-технические характеристики. По ним вертолеты во всем мире не очень отличаются. Теоретически невозможно, чтобы вертолет летал на скорости больше 300 км/ч. Поэтому, если камовские машины могут летать со скоростью 300-310 км/ч, а Ми-24 - 280 км/ч, - это не такая уж большая разница для ведения боя по наземным целям. Для целей авиационной поддержки Сухопутных войск нужна живучесть, высокая огневая мощь и точность поражения. То прицельное оборудование, которое мы при модернизации ставим на старые вертолеты, и то, которое устанавливается на новых, - идентичны, значит, и боевые возможности у них сопоставимые. Так что нам пока выгодно заниматься модернизацией. За два новых вертолета мы можем на 10-15 лет продлить жизнь десятку старых.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва отдает Пекину остатки советского наследия

Москва отдает Пекину остатки советского наследия

Михаил Сергеев

Пекин скупает технологии строительства тяжелых вертолетов и самолетов на постсоветском пространстве

3
16311
На форуме «АРМИИ-2017» Новикомбанк заключил сделок на 11,5 млрд рублей

На форуме «АРМИИ-2017» Новикомбанк заключил сделок на 11,5 млрд рублей

Степан Гроздев

Главный акционер финансового учреждения - госкорпорация «Ростех» - представил в Кубинке рекордное количество вооружения и военной техники

0
827
Отечественная оборонка не упустила свой шанс на мировом рынке оружия

Отечественная оборонка не упустила свой шанс на мировом рынке оружия

Владимир Гундаров

Лидером вновь стал концерн ВКО "Алмаз-Антей"

0
2465
Вслед за Ка-52 в Сирию хотят отправить Ми-28УБ

Вслед за Ка-52 в Сирию хотят отправить Ми-28УБ

Владимир Гундаров

Восемь машин поступят в ВКС в этом году

0
4181

Другие новости

24smi.org
Загрузка...