0
1203
Газета Армии Интернет-версия

26.11.1999 00:00:00

Все удары документируются


-ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ, за рубежом утверждают, что российская авиация применяет средства поражения не только по боевикам, но и по мирным селам. Справедливо ли это?

- Мы наносим удары в основном по точечным целям. По селам мы вообще не работаем. По Грозному несколько ударов нанесли, но там использовались корректируемые авиабомбы, вероятное отклонение которых примерно один метр. Удары наносились абсолютно точно по мостам, укрепленным районам, коммуникациям боевиков с конкретным указанием целей, которые надо уничтожить. Например, по дому Басаева. У нас есть фотопланшеты, на которых отчетливо видно, как это здание выглядело до нанесения удара и после него.

Все удары документируются. По каждому из них готовятся фотопланшеты, что позволяет отчитаться за каждое применение оружия.

Бомбардировочная авиация работает на безопасных дальностях от населенных пунктов - не ближе трех километров. Ближе применять оружие запрещено. Все, что находится к селам ближе трех километров, обрабатывает штурмовая авиация с помощью высокоточного оружия. Правила его применения вблизи своих войск аналогичны. Поэтому случайности здесь исключены.

- Какие трудности, характерные для сегодняшней боевой работы авиаторов, вы хотели бы отметить?

- На данный момент основные из них преодолены. Системы управления и обеспечения работают в нормальном ритме.

Конечно, проблемы возникают постоянно. Большая часть из них связана с тем, что авиационные полки всегда были частями постоянной готовности. А структуры частей обеспечения в штатах военного и мирного времени отличаются весьма значительно. Необходимо, например, подвозить боеприпасы, горюче-смазочные материалы, расход которых значительно увеличен по сравнению с мирным временем. В результате в частях обеспечения нагрузка по сравнению с повседневной жизнью выросла как минимум в два раза. То же самое происходит с частями связи и радиотехнического обеспечения, где военнослужащие несут боевое дежурство, отслеживают ситуацию в круглосуточном режиме. Проблема в том, что часть сил осталась на местах постоянного базирования. Авиационные подразделения и части продолжают там повседневную работу. А тыловые части, разорванные на две составляющие, попали в чрезвычайно сложное положение.

Для преодоления этих трудностей прорабатывается вопрос создания крепкой авиационно-технической базы, которая станет обеспечивать части, непосредственно участвующие в пресечении деятельности бандитов. Создание вблизи района боевых действий структуры авиационно-технического, тылового и связного обеспечения на постоянной основе позволило бы сразу избавиться от большей части постоянно возникающих проблем. Тем временем прибывающие, периодически сменяющиеся боевые авиационные подразделения работали бы на своей технике.

И все-таки самые большие трудности связаны с инженерно-техническим составом. Это объясняется сокращением Вооруженных сил. Из ВВС ушли многие инженеры и техники по авиационному вооружению. В эскадрильях осталось по одному такому "спецу". Сегодня надо подвешивать под самолеты и готовить к применению десятки тонн оружия, что не всегда под силу даже расчету таких специалистов.

- Возникают ли у проблемы во взаимодействии с подразделениями Сухопутных войск, с войсками МВД?

- Когда мы еще начинали работать в Дагестане, в Ботлихе, в Кадарской зоне, Новолакском районе были некоторые проблемы во взаимодействии с МВД. Это в первую очередь связано с неорганизованностью. Подразделения МВД начали работать раньше, не участвовали в аналогичных операциях, у них отсутствовал опыт взаимодействия с авиацией. Командиры не всегда знали положение своих войск, которым порой ставились задачи без учета реальной обстановки. Для нас сложность ситуации заключалась в том, что, когда мы получали для обработки объект, приходилось выяснять, где находятся подразделения МВД.

После создания объединенной группировки под единым командованием таких проблем не возникает. Создан Центр боевого управления (ЦБУ), который собрал представителей всех силовых структур на уровне заместителей под единое руководство командующего объединенной группировкой. Сюда включены и подразделения МЧС, и даже миграционная служба.

Создан штаб, создан ЦБУ и в объединенной авиационной группировке. Сейчас работаем как положено: ставится задача, согласовывается по времени, планируется огневое поражение. В результате, как правило, - абсолютно точное попадание.

- Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии командных пунктов и пунктов управления авиацией. Особенно интересно узнать о работе командного пункта поисково-спасательной службы (ПСС), ведь уже есть печальный опыт неудачного поиска пилотов, потерпевших бедствие.

- Система управления уже создана и проверена при выполнении боевых задач. На каждом направлении имеются оперативные группы и авианаводчики, у которых есть закрытая связь с ЦБУ армии. Работают они совместно с командующими направлений, и сбоев здесь у нас пока нет. Эта система управления доказала свою жизненность.

При реформировании ВВС и ПВО были расформированы или упразднены ЦБУ армий. Мы сохранили его внештатно. Когда начались боевые действия, вся специальная техника на подвижных средствах очень нам пригодилась. Сейчас уже принято решение - ЦБУ армий открыты и станут штатными. Задачи, связанные с функциями боевого управления, решаются в полном объеме.

Первоначально у нас были пробелы в работе службы поисково-спасательной службы. Уже в процессе боевой работы система ПСС оформилась и в настоящий момент организована как следует. На всех направлениях ведения боевых действий дежурят вертолеты ПСС, с парашютно-десантными группами и спецназом на борту, в состоянии готовности для немедленного вылета. Для вертолетов, в свою очередь, организовано прикрытие боевыми вертолетами и самолетами Су-25, которые тоже находятся в дежурстве.

При выполнении массированных ударов в районе боевых действий в воздухе дежурят вертолеты ПСС. Они в случае возникновения аварийной ситуации способны достаточно быстро выполнить задачу по спасению экипажей, терпящих бедствие.

Однако 100-процентной гарантии дать нельзя. К примеру, первый самолет мы потеряли из-за погодных условий, которые в районе падения самолета были таковы, что вертолет просто не мог дойти до места бедствия. Поэтому спасательные работы было невозможно организовать.

- Оснащены ли парашютные системы оружием, позволяющим исключить до подхода сил ПСС попадание в плен пилота после раскрытия парашюта и приземления летчика?

- К сожалению, на сегодняшний день этого еще нет. Пилоты пользуются специальным жилетом, который имеет название НАЗ-7и (неприкосновенный авиационный запас). Он очень удобен. Количество этих жилетов в штурмовой авиации минимально. В бомбардировочной авиации объединенной группировки их вообще нет. Сейчас заказан их пошив, и первая партия из 60 жилетов завезена. Всего же мы заказали порядка 300 комплектов для этих целей. Кроме того, пилоты пожелали, чтобы быть готовыми к отпору после того, как вынужденно покинули самолет, оснастить НАЗ пистолетом Стечкина. Автоматы будут укладываться в НАЗы, пистолеты в случае необходимости окажутся сразу под рукой. Сразу после раскрытия парашюта их можно будет применять. Сейчас пилоты летают с автоматами, в НАЗы их укладывать не хотят, чтобы быть в полной готовности к встрече с противником. Это не очень удобно. Но вполне может возникнуть ситуация, когда до приземления придется применять автомат.

- Блок НАТО в Югославии применял десятки типов летательных аппаратов. Можем ли мы хоть в какой-то мере поспорить в этом с ними по итогам этой операции?

- Разница, конечно, есть. Мы летаем на самолетах третьего поколения. Боевые задачи выполняют только Су-24 и Су-25. Поступление новой техники, которая существует и принципиально не уступает ни в чем зарубежным образцам, напрямую зависит от экономического положения в государстве.

Замечу, что хотя по количеству вылетов мы уступаем операции НАТО в Югославии, но авиационная группировка, которая здесь создана, успешно решает те задачи, которые перед ней ставятся. Нехватка в каких-либо боевых средствах у нас отсутствует. Есть и резерв, в штурмовой и бомбардировочной авиации.

- Как обеспечивается точность работы штурмовиков Су-25? Ведь эти машины не оснащены радиолокационными приборами?

- Действительно, прицела, обеспечивающего боевую радиолокационную работу, на нем нет. Поэтому Су-25 используются только для ударов по видимым целям. В результате их действия зависят от метеоусловий, например от высоты нижней границы облачности. Тем не менее подразделения штурмовой авиации, которые участвуют в решении задач этой операции, достаточно подготовлены и имеют опыт ведения боевых действий. Точность применения боеприпасов с самолета Су-25 вполне достаточна для решения поставленных задач.

- Вносят ли пилоты предложения по совершенствованию тактики действий штурмовой авиации и ее модернизации исходя из опыта уже этой операции?

- По штурмовику Су-25 много изменений, связанных с живучестью и с применением вооружения, было внесено в ходе войны в Афганистане и после нее. Самолет отвечает тем требованиям и задачам, которые стоят перед ним. Новый Су-25ТМ имеет более совершенный прицельный комплекс, позволяющий применять новые виды бортового оружия, в том числе и ночью. Было бы неплохо его опробовать. Тем более на Су-25Т не все так замечательно, как хотелось бы.

- Но, кажется, пилоты очень любят этот самолет.

- Разумеется. У него хорошая боевая нагрузка, простой прицельный комплекс, который обеспечивает отличную точность применения оружия. Самолет неприхотлив в обслуживании, пилотирование достаточно простое, для среднего пилота. Правда, Су-25Т заставляет сосредоточиться пилота при взлете и посадке, а также на пробеге в связи с конструктивной особенностью шасси и прямым крылом. Но по большому счету - это хороший боевой самолет.

- Ожидается ли поступление новой техники в объединенную авиационную группировку?

- Нет, не ожидается. Что будет в следующем году, покажет время и утверждение нового бюджета, а в нем - расходы Министерства обороны и соответственно количество средств на закупку нового вооружения и авиационной техники. Она нам крайне необходима, самолеты стареют.

- Почему летчики часто скрывают свои лица от фото- и видеокамер?

- В правительстве и Министерстве обороны знают, что пилоты в особом списке у бандитов, потому что удары с воздуха в 95% случаев достигают цели и достаточно эффективны. И достаем мы их везде, где бы они ни прятались: в пещерах, в горах, в лесах. Авиация наносит им существенный, ощутимый урон. Поэтому у них отношение к летному составу вполне определенное. Они хотели бы свести с летчиками счеты. Угроз очень много, в том числе в отношении семей пилотов. А боевиков никто не боится. Сейчас пусть они боятся. А то, что летный состав избегает фотожурналистов, - это скорее суеверное отношение, традиционное в авиации. Существует негласное табу на любые съемки перед вылетом. От этого никуда не денешься.

У всего состава авиационной группировки, не только у летчиков, настрой боевой. Все хотят одного - завершить эту операцию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
793
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1046
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
839
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
683

Другие новости