0
1709
Газета Армии Интернет-версия

24.12.1999 00:00:00

Возрождение морского ракетостроения


На заседании военно-промышленной комиссии, проходившем в сентябре 1999 г. под председательством премьер-министра РФ Владимира Путина, было решено возобновить производство ракет РСМ-54. Этот заказ рассчитан на 5 лет. В кооперации по изготовлению ракет примут участие предприятия Челябинской области и Урало-Сибирского региона: Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени Макеева, который проведет реорганизацию производства, Миасский и Златоустовский машиностроительные заводы, а также их коллеги из Красноярска.

После 1986 г. макеевцы не дали морякам ни одного нового комплекса. Длившаяся более 10 лет работа над проектом "Барк" год назад по решению правительства РФ была свернута, а новая БРПЛ еще на стадии проектирования. Новый госзаказ на изготовление ракет РСМ-54 обеспечит поддержание заданной боеготовности морских СЯС в условиях реализации договоров СНВ-2 и СНВ-3 до 2010-2015 гг.

Если же США в одностороннем порядке выйдут из Договора по ПРО 1972 г., то России придется искать варианты асимметричного ответа. В частности, имея уникальные энергомассовые характеристики, ракеты РСМ-54 могут быть оснащены каждая десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Кроме того, часть ракет может быть оснащена фугасными моноблочными боевыми частями с массой взрывчатого вещества более 2 тонн для высокоточного поражения важнейших стационарных наземных объектов противника в обычной войне.

Нельзя исключить и еще одного нестандартного направления применения ракет РСМ-54 в условиях асимметричного ответа России. На стапелях Государственного центра атомного судостроения в Северодвинске в начале 1990-х гг. было заложено несколько корпусов атомных подводных лодок проектов 949А и 971. Учитывая малый стартовый вес РСМ-54 (40,3 тонны), возможна установка на них вместо комплексов "Гранит" и "Гранат" дополнительного ракетного отсека с комплексом Д-9РМ с двенадцатью и восемью ракетами соответственно. Кроме того, не исключено применение РСМ-54 в удобной для РВСН комплектации с железнодорожных подвижных платформ. Безвыходных ситуаций не бывает.

Этими возможностями Россия во многом обязана деятельности Виктора Макеева и коллектива, который он создал и 30 лет возглавлял.

В сентябре 1955 г. с подводной лодки Б-67 Северного флота был осуществлен первый в мире пуск морской баллистической ракеты Р-11ФМ, в создании которой вместе с Королевым принимал участие и Макеев. В июне того же года последний по предложению Сергея Королева был назначен главным конструктором СКБ-385 на Урале, которому передали все работы по баллистическим ракетам морского базирования.

Под руководством Виктора Макеева сформировалась разветвленная кооперация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решающая и по сей день задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов в интересах ВМФ. Плодами их труда стали три поколения морских ракетных комплексов с БРПЛ. Работы над первым поколением завершились созданием и принятием на вооружение в 1960 г. ракетных комплексов Д-2 с ракетой

Р-13 и в 1963 г. - Д-4 с ракетой первого отечественного подводного старта Р-21 с дальностью стрельбы более 1400 км.

В период с 1962 по 1974 г. были созданы два новых ракетных комплекса второго поколения. В 1968 г. принят на вооружение комплекс Д-5 с ракетой Р-27 (РСМ-25) первой малогабаритной ампулизированной БРПЛ средней дальности стрельбы (2500 км).

Очередной качественный скачок в повышении боевой мощи морских стратегических ядерных сил (МСЯС) СССР произошел с принятием на вооружение в 1974 г. комплекса Д-9 с ракетой Р-29 (РСМ-40) - первой БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы (9100 км) с астрокоррекцией траектории и всепогодным использованием. С его созданием наша страна на несколько лет опередила США, которые в эти годы только проектировали БРПЛ "Трайдент-1". После появления РСМ-40 отпала необходимость преодоления многоэшелонированной противолодочной обороны США.

В период с 1973 по 1986 г. под руководством Виктора Макеева было создано третье поколение морских стратегических ракетных комплексов. В 1977 г. принят на вооружение комплекс Д-9Р с ракетой Р-29Р (РСМ-50) - первой отечественной БРПЛ с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (от 3 до 7 РГЧ ИН), дальностью стрельбы до 6500 км и полной астрокоррекцией полета ракеты на активном участке выведения. В 1983 г. принят на вооружение ракетный комплекс Д-19 с первой отечественной трехступенчатой БРПЛ Р-39 (РСМ-52) на твердом топливе, способной нести до 10 РГЧ ИН, дальностью стрельбы до 8300 км, астрокоррекцией и радиокоррекцией по космической навигационной системе "Глонасс" на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ ИН на цели, за счет чего была достигнута точность стрельбы, сравнимая с точностью шахтных МБР РВСН.

В 1986 г., уже после кончины Виктора Макеева, был принят на вооружение комплекс Д-9РМ с трехступенчатой жидкотопливной ракетой Р-29РМ (РСМ-54) с РГЧ ИН с дальностью стрельбы 8300 км и наивысшим в мире энергомассовым совершенством.

В честь создателя морских стратегических ракет Виктора Петровича Макеева назван проспект в Миассе, установлены памятники и в этом городе, и в поселке Ненокса Архангельской области, а также бюст на его родине в Коломне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1070
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1710
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1554
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2928

Другие новости