0
1368
Газета Армии Интернет-версия

28.07.2000 00:00:00

Рождается новая морская стратегия России

Владимир Куроедов

Об авторе: Владимир Иванович Куроедов - адмирал флота, главнокомандующий ВМФ РФ. Настоящая статья основывается на материалах диссертации автора, защищенной 25 июля с.г., где присутствовал президент РФ Путин. Докторский совет выступил с ходатайством о присвоении главкому ВМФ ученой степени доктора политических наук.

Тэги: Куроедов, флот, Россия


Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота Владимир Куроедов часто встречается со школьниками - курсантами морских школ и кадетских корпусов. В них - будущее флота России.
Фото Сергея Сидорова
Российская история многократно подтверждала, что недостаточное внимание руководства нашего государства к флоту всякий раз оборачивалось крупными поражениями и потрясениями для всей страны. Так было в Крымскую войну 1853-1856 гг. и в Русско-японскую 1904-1905 гг. Дабы уберечь нынешнюю Россию от подобных испытаний указом президента Российской Федерации от 4 марта 2000 г. предусматриваются конкретные меры по реализации государственной морской политики и возрождению морской мощи России, содержащиеся в прилагаемых к этому документу "Основах политики РФ в области военно-морской деятельности до 2010 года". Это важное событие дает основание при рассмотрении проблематики морского права и регулирования военной деятельности на морях и океанах уделить должное внимание концептуальным системам защиты и реализации национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане с целью адекватного восприятия специалистами и учеными как России, так и других стран, смысла и значения предпринимаемых ею шагов в данной области.

Одной из таких систем является единая морская стратегия России, которая рассматривается специалистами и учеными в наши дни в качестве одной из основных составных частей стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. С позиций системологического подхода единая морская стратегия представляет собой теорию и практику широкомасштабных совместных действий субъектов морской политики, ориентированных на достижение поставленной перед ними цели - комплексного решения проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны.

Как область практической деятельности, единая морская стратегия должна способствовать: активизации деятельности России в Мировом океане в соответствии с целями и задачами развития страны; ориентации деятельности России в Мировом океане на получение конкретных практических результатов в ближайшей перспективе; поддержанию военно-политической стабильности в Мировом океане, обеспечению военной безопасности и нейтрализации угроз с морских и океанских направлений, укреплению международного авторитета страны. Поэтому совершенствование и развитие единой морской стратегии, включая цели, задачи, новые научные подходы, основные направления и механизм претворения в жизнь национальной морской политики, приобретают исключительную актуальность.

Достижение поставленной цели осуществляется путем последовательной разработки с единых методологических позиций частных научных задач:

1) обобщение и систематизация по основным сферам деятельности (военной, экономической, политической) национальных интересов России в Мировом океане;

2) анализ факторов, предопределяющих сдвиг национальных интересов России в океаны и моря на рубеже веков;

3) раскрытие и обоснование проблематики, задач и концептуальных основ защиты и реализации национальных интересов России в Мировом океане;

4) разработка единого системологического подхода и выбора методов комплексных исследований по проблематике защиты и реализации национальных интересов России в Мировом океане;

5) исследование возможных угроз в реализации национальных интересов России в морях и океанах со стороны ВМС США и других стран НАТО;

6) создание методологии и приоритетных направлений совершенствования и развития единой морской стратегии России.

Обобщая результаты исследований, проведенных по разработке задач 1-3, можно сделать следующие закономерные выводы.

1. События последнего десятилетия резко изменили геополитическую расстановку сил в области мировой морской деятельности, создав реальные угрозы национальной безопасности Российской Федерации: ограничением выхода России к ресурсам и пространствам Мирового океана, магистральным морским международным коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях; резким изменением соотношения военно-морских сил не в пользу России; усиливающимся экономическим, политическим и международно-правовым давлением на Россию с целью ее вытеснения из активной морской деятельности; усилением неконтролируемого и безнаказанного доступа к морским ресурсам России.

2. Наличие мощного военно-морского, торгового, рыбопромыслового, речного и других флотов является для Российской Федерации в новых геополитических условиях объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения национальной безопасности, социально-экономического и культурного развития страны.

3. Системологический подход к решению научной задачи исследования существенно расширяет изучаемый механизм морской деятельности и возможности применения для разработки методологических основ и приоритетных направлений совершенствования и развития единой морской стратегии современного научного аппарата.

Обобщая результаты исследований по задачам 4-6, следует учитывать:

1. Анализ угроз национальным интересам России в Мировом океане позволяет сделать заключение, что ее внутренние воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, а также акватории морей и океанов являются в современных условиях районами, из которых может исходить реальная угроза со стороны морских носителей высокоточного оружия, способных нанести существенный ущерб.

2. Все морские державы - исторические соседи России на морских театрах располагают в настоящее время военно-морскими силами, сопоставимыми, а некоторые и превышающими количественно и качественно, флоты, которыми обладает Россия в этих регионах. Увеличение морского присутствия других государств в прилегающих к российской территории морях и наращивание в них военно-морских группировок действующих военных блоков не может не рассматриваться Российской Федерацией как источник военной опасности.

3. Результаты исследований показывают, что в наши дни существуют постоянно действующие факторы, дестабилизирующие международную обстановку, и потенциальные источники военной опасности для России с морских и океанских направлений на северо-западе, западе, юго-востоке и востоке страны. Сложившаяся в настоящее время геополитическая обстановка в мире и формирующиеся опасные тенденции ее развития, ставящие под угрозу национальные интересы России в Мировом океане, заставляют считать наличие высокоразвитого, системно сбалансированного ВМФ - объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения военной безопасности и международного авторитета, защиты и реализации национальных интересов в морях и океанах, а также поддержания стабильности на морских и океанических пространствах.

4.Эффективная военно-морская деятельность России, направленная на достижение национальных интересов и целей РФ в Мировом океане, связана с применением ВМФ в мирное и военное время как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами Вооруженных сил, и предполагает выполнение комплексных, взаимосвязанных мер, совокупность которых должна отвечать определенным требованиям: защите стратегических интересов в области взаимного сдерживания враждебных государств от агрессии, обеспечения национального влияния на мировые процессы, безопасности экономической деятельности в Мировом океане и обороны страны с морских направлений.

5. Анализ содержания сформировавшихся за последние годы основных положений морской деятельности РФ в новых геополитических условиях и рассчитанных на перспективу (до 2010 г.) основ ее политики в области военно-морской деятельности показывает, что решительный поворот к наращиванию вклада морской мощи в устойчивое экономическое развитие, обеспечение национальной безопасности и повышение международного авторитета российского государства возможны лишь при его лидирующей роли в этих процессах.

Исходя из ведущей роли и главенствующего значения ВМФ в реализации приоритетных направлений политики Российской Федерации в области морской деятельности, решение проблем его строительства, подготовки и применения в мирное и военное время, а также его дальнейшего развития должно базироваться на единой государственной стратегии защиты и обеспечения реализации национальных интересов России в Мировом океане.

Сложные материальные и концептуальные системы национальной безопасности являются в наши дни основным предметом исследования новой предметной области знаний - системологии национальной безопасности как теории создания, функционирования и развития системы национальной безопасности России, ускоренно формируемой в последние годы в качестве современной методологии, инструмента и технологии исследований по проблемам защиты интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Вооруженная борьба на море в войнах будущего должна рассматриваться и анализироваться как процесс противоборства сложных динамических организационно-технических систем - боевых систем (БС)ВМС противника и ВМФ РФ, ход и исход которого предопределяется не количественно-качественным соотношением сил сторон, а придаваемыми БС основными функциональными свойствами.

На основе проведенного авторами укрупненного анализа развития военного искусства за период от наполеоновских войн до наших дней вскрыта формирующаяся в наше время закономерность перехода к "стратегии метасистем военного назначения". Показано, что в качестве таких метасистем военного назначения сегодня могут выступать вооруженные силы развитых стран мира и даже их отдельные виды: сухопутные войска, военно-морские силы и другие виды ВС.

Основными целями функционирования "метасистемы ВМФ" в мирное время являются: обеспечение достижения объявленных политических, экономических и военных целей РФ в морях Арктики, северной Атлантики, в Балтийском, Черном морях и в северо-западной части Тихого океана путем демонстрации и при необходимости применения военно-морской силы, а также участия в миротворческих и гуманитарных акциях, осуществляемых мировым сообществом путем сдерживания, в том числе нестратегическими ядерными средствами, развернутых и действующих там группировок ВМС вероятного противника от применения или угрозы применения ими силы с морских (океанских) направлений против России и ее союзников.

В угрожаемый период основной целью функционирования "метасистемы ВМФ" должно стать своевременное создание боевых систем, необходимых для проведения планируемых операций и боевых действий, с приданием им таких функциональных свойств, которые позволили бы успешно противостоять развернутым боевым системам ВМС противника.

Теория боевых систем (включая боевые системы тактического, оперативного и стратегического назначения) Военно-морского флота в современных условиях рассматривается в качестве методологии моделирования вооруженной борьбы на море в войнах будущего. Исследования показывают, что ее использование в этом качестве способно существенно повысить адекватность воспроизведения на моделях анализируемых процессов применения сил и средств флотов.

Главная цель системного анализа и исследования совокупности выделенных на операцию своих войск (сил) и средств, обеспечивающих их боевое применение в процессе выполнения поставленной задачи, состоит в том, чтобы создать из них единую боевую систему и придать ей необходимые функциональные свойства. Только тогда она будет успешно противостоять БС противника, а в случае необходимости сорвет ее функционирование, заставит противника отказаться от агрессивных замыслов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2366
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5217
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2899
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3352

Другие новости