0
1149
Газета Армии Интернет-версия

11.08.2000 00:00:00

ВВС ищут свое место в трехвидовой структуре вооруженных сил

Борис Чельцов

Об авторе: Борис Федорович Чельцов - начальник Главного штаба ВВС, генерал-лейтенант.

Тэги: ВВС, ПВО


В результате проведенного в 1998 г. объединения Войск ПВО и ВВС был создан, по сути, новый вид Вооруженных сил. На сегодня он является важнейшим наступательно-оборонительным и основным маневренным компонентом ВС, предназначенным для завоевания и удержания господства в воздухе в вооруженных конфликтах любого масштаба.

Проведенные в период 1997-1998 гг. преобразования позволили достичь весомых позитивных результатов. Ныне вооруженная борьба в воздушном пространстве, как при нанесении удара по противнику, так и при обороне своих войск и объектов, осуществляется по единому замыслу и плану под единым руководством главнокомандующего ВВС. Открылись более широкие перспективы в вопросах формирования единой технической политики, в первую очередь в области развития авиационного вооружения и техники. Повысилась профессиональная подготовка офицеров, прежде всего в оперативных и оперативно-стратегических штабах, что в итоге приводит к более качественному решению поставленных задач. Продвинулось вперед создание единой автоматизированной системы управления разнородными войсками и оружием.

Однако реформа повлекла и негативные последствия. Так, заметно сократились возможности по противовоздушной обороне важнейших объектов государственного и военного управления экономики и инфраструктуры страны, основных группировок Вооруженных сил. Кроме того, в результате проведенного сокращения и систематического недостаточного финансирования ВВС идет снижение уровня боевой готовности. Сроки полного развертывания группировок ПВО возросли.

СТРАТЕГИЯ И ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

После образования нового вида ВС главкомату пришлось пересмотреть ранее существующие формы и способы применения объединений ВВС в контексте использования разнородных сил и средств, вошедших в состав ныне существующих объединений ВВС и ПВО.

Существенное уменьшение боевого и численного состава ВВС, а также значительное сокращение финансирования деятельности войск потребовало практически отказаться от проводимых объединениями ВВС операций и выдвинуло на первый план такую форму применения, как боевые действия.

Вместе с тем ВВС сохранили способность ведения боевых действий как в глубине территории противника, так и над своей территорией, что, в свою очередь, позволяет рассматривать формы их применения как на стратегическом, так и оперативном, оперативно-тактическом и тактическом уровнях.

К стратегическим формам применения можно отнести операцию по отражению воздушно-космического нападения противника, в которой ВВС играют главенствующую роль. Она является единственным возможным ответом на планируемую потенциальным противником стратегическую воздушно-космическую наступательную операцию.

В эту же категорию применения входит операция СЯС, где доля участия ВВС составляет 12-15%, а в случае реализации договора по СНВ-2 - до 25%.

На оперативном, оперативно-тактическом и тактическом уровнях применение ВВС возможно как в ранее существовавших, так и в новых формах.

К разряду новых форм принадлежат:

- воздушная операция (оборонительного и наступательного характера) фронта, округа (армии при существенном ее усилении) ВВС и ПВО;

- сражения (боевые действия) округа, армии, отдельного корпуса ВВС и ПВО;

- противовоздушное (воздушное) сражение (боевые действия) зоны ПВО.

Не утрачивают своего значения и такие формы действий войск (сил), как противовоздушная (воздушная) операция на театре военных действий, операции (боевые действия) зон (районов) ПВО, операции (боевые действия) воздушной армии ВГК стратегического назначения, специальные боевые вылеты авиации ВВС.

Объединенные ВВС прошли проверку в ходе событий на Северном Кавказе, где авиация решала огневые (ударные), разведывательные и специальные задачи по уничтожению опорных пунктов, огневых точек, отдельных транспортных средств и групп боевиков, а также выполняла транспортные перевозки и осуществляла авиационную поддержку наземных войск. Всего было совершено более 12 тыс. боевых вылетов. Из общего объема задач, возложенных на Вооруженные силы РФ в ходе контртеррористической операции, на долю ВВС пришлось более 60%.

УПРАВЛЕНИЕ

Серьезнейшей задачей для ВВС было создание системы управления (СУ) нового вида Вооруженных сил, которая должна обеспечивать управление как авиационной составляющей СЯС, так и силами общего назначения. Базой для этого стали существующие системы ВВС и Войск ПВО.

Ныне СУ ВВС развернута, находится в постоянной боевой готовности и не требует существенной перестройки при переходе с мирного на военное время. Ведутся работы по ее совершенствованию и развитию с целью создания единой системы управления объединениями, соединениями и частями ВВС, органами единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Она должна обеспечить централизованное автоматизированное управление Военно-воздушными силами по единому замыслу их применения в мирное и военное время при решении всего круга оборонительных, наступательных и обеспечивающих задач в воздушной сфере ведения военных действий. Кроме того, она станет неотъемлемой составной частью СУ Вооруженных сил РФ.

Выбраны и направления развития, позволяющие воплотить эти требования в жизнь. Среди них, во-первых, создание автоматизированной системы управления (АСУ) разновидовыми силами и средствами авиации и ПВО в регионах и на стратегических направлениях.

Во-вторых, информационное обеспечение процессов управления и организации взаимодействия разнородных сил и средств при совместном решении поставленных задач. Это достигается путем формирования единого информационного пространства, построения единой автоматизированной радиолокационной системы и другими способами.

В-третьих, максимальная реализация боевых возможностей ВВС путем автоматизации процессов управления за счет модернизации части существующей техники и разработки перспективного комплекса средств, обеспечивающего возможность единого автоматизированного управления войсками (силами) авиации и ПВО, действующими в составе войск стратегического направления (фронта).

В-четвертых, наращивание возможностей СУ ВВС включением в ее состав всех органов, пунктов управления и специализированных систем видов ВС РФ с целью обеспечения управления всеми существующими и перспективными разновидовыми силами и средствами, обладающими потенциалом нестратегической ПРО.

Наконец, необходимо добиться повышения устойчивости управления группировками авиации и ПВО в условиях активных действий противника по дезорганизации управления. Для этой цели создаются сети воздушных и наземных подвижных пунктов управления в оперативном и оперативно-тактическом звеньях управления ВВС.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Развитие ВВС будет осуществляться в строгом соответствии с принятыми решениями в области военного строительства и утвержденной структурой ВС РФ. В ходе дальнейших преобразований планируется возродить командования дальней и военно-транспортной авиации, а также в несколько раз увеличить количество частей постоянной готовности ВВС. Именно они должны, в первую очередь, перевооружаться на новую технику. Кроме того, планируется оптимизация организационной структуры ВВС в рамках перехода к трехвидовой структуре ВС РФ.

В ходе реформирования будет обеспечена способность группировки ВВС мирного времени решать задачи в региональной войне. Одновременно продолжится создание системы воздушно-космической обороны, объединяющей в своем составе силы и средства всех видов ВС по решению задач борьбы с средствами воздушно-космического нападения противника в воздухе и космосе.

По мере совершенствования СУ, всех видов обеспечения и подготовки резервов планируется перейти на территориально-базовый принцип обеспечения ВВС.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема совершенствования вооружения и военной техники ВВС. На ближайшие 10-15 лет в качестве приоритетных направлений развития авиационной техники избраны:

- поддержание технической исправности, продление сроков службы, модернизация существующих и разработка новых авиационных комплексов с увеличенными боевыми возможностями;

- модернизация существующих и разработка перспективных АСУ;

- повышение эффективности бортового радиоэлектронного оборудования существующего самолетного парка, оснащение новыми авиационными средствами поражения, комплексами разведки и радиоэлектронного подавления;

- расширение боевых возможностей самолетов истребительной авиации и их ракетного вооружения по уничтожению как воздушных, так и наземных (надводных) целей;

- разработка новых высокоточных авиационных средств поражения, в том числе стратегических крылатых и противокорабельных ракет;

- создание перспективных самолетов ВТА оперативно-стратегического и оперативного назначения, обладающих повышенной дальностью, грузоподъемностью, более высокими пилотажно-навигационными характеристиками;

- создание перспективного фронтового истребителя-бомбардировщика, ударных самолетов пятого и шестого поколения с расширенными возможностями по поражению наземных объектов и воздушных целей.

Вооружение и военная техника ПВО будет развиваться в следующих направлениях:

- модернизация существующих зенитных ракетных систем (ЗРС) с целью наращивания их боевых возможностей по поражению современных и перспективных средств воздушного нападения противника;

- принятие на вооружение и развертывание серийного производства ЗРС средней дальности и дальнего действия, оснащение ее перспективными унифицированными управляемыми ракетами;

- создание систем и комплексов нестратегической противоракетной обороны;

- модернизация системы противовоздушной обороны г. Москвы;

- создание специализированных комплексов средств защиты от высокоточного оружия (ВТО), предназначенных как для огневого поражения атакующих элементов ВТО, так и радиоэлектронного противодействия его системам (средствам) разведки и наведения;

- создание перспективных блочно-модульных РЛС обнаружения больших, средних и малых высот различного назначения межвидового применения, а также загоризонтных РЛС и радаров дальнего обнаружения малозаметных целей;

- создание перспективных межвидовых унифицированных автоматизированных систем управления силами и средствами радиолокационной разведки и контроля использования воздушного пространства, комплексов вторичной радиолокации;

- дальнейшее развитие средств федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства;

- модернизация существующих и создание новых комплексов РЭБ наземного базирования и на воздушных носителях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
775
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
776
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
1083
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
625

Другие новости