0
977
Газета Армии Интернет-версия

29.09.2000 00:00:00

Военная реформа не должна сводиться к сокращению вооруженных сил

Геннадий Борзенков

Об авторе: Геннадий Николаевич Борзенков - генерал-майор.

Тэги: армия, реформа, сокращение


Затянувшаяся контртеррористическая операция в Чеченской Республике, гибель подводной лодки "Курск", вяло текущий процесс "преобразования" Вооруженных сил РФ, их тяжелейшее положение красноречиво свидетельствуют о том, что корабль военной реформы в Российской Федерации натолкнулся на рифы и стащить его с них будет нелегко. На повестке дня стоит вопрос о корректировке сравнительно недавно принятых "Основ (Концепции) государственной политики Российской Федерации в области военного строительства до 2005 года".

ПОРОКИ СИСТЕМЫ

Решение состоявшегося 11 августа с.г. заседания Совета безопасности РФ перевело проблему сокращения ВС в плоскость практической реализации. Предусматривается уменьшение численности войск всех федеральных министерств и ведомств, в которых они есть в соответствии с действующим законодательством. Однако глобальное увольнение 365 тыс. военнослужащих и 120 тыс. гражданского персонала в первую очередь затронет лишь многострадальные Вооруженные силы России.

Каждое "силовое" ведомство, кроме Министерства обороны РФ, в своих предложениях по строительству и развитию входящих в его состав воинских формирований стремится как можно "бережнее" ущемить себя в численности войск. И только Министерство обороны и Генеральный штаб дружно берут под козырек и безропотно отправляют в запас своих офицеров и прапорщиков, самых материально и социально не обеспеченных среди военнослужащих всех "силовых" ведомств.

Сегодня среди войск всех силовых ведомств в самом плачевном состоянии находятся армейские и флотские части и соединения. Положение ухудшается день ото дня. Руководство страны регулярно информируется об этом, но сколько-нибудь действенных мер для перелома ситуации к лучшему не предпринимает. Мнения, предложения Генерального штаба по коренному изменению положения дел в Вооруженных силах остаются без внимания и не реализуются. Мало того, Генштаб пытаются еще и обвинить в якобы бездеятельности, в отсутствии желания играть роль координатора в отношении других войск, воинских формирований и органов. Но "мозг армии" ныне имеет куда меньше полномочий, чем в былые времена, когда он был действенным инструментом в руках Верховного главнокомандующего Вооруженными силами и готовил все основные решения Совета обороны СССР. Именно с изменением этого положения во многом связано и ослабление функций государственного управления военным строительством.

На работе Генерального штаба чувствительно сказывается и то, кто занимает ключевые посты в нем, от уровня их профессиональной подготовки, понимания ими сути проблем, стоящих перед главным органом управления ВС и в целом перед Вооруженными силами РФ.

Ныне вопросами обороны и безопасности в России занимаются многие: Совет безопасности, администрация президента РФ, административный департамент правительства России, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации и т.д. Генеральному штабу в этом сообществе сейчас отведена роль "мальчика на побегушках". С ним никто не считается и всерьез не воспринимает его предложения и точку зрения по той или иной проблеме.

Главным вершителем судеб военного строительства выступает Совет безопасности РФ. В перспективе его статус предлагается повысить. Это может привести к тому, что Совбез превратится из органа, задача которого в основном сводится к подготовке решений президента РФ в области обеспечения национальной безопасности, в инстанцию, наделенную безграничными властно-распорядительными полномочиями, стоящую над всеми государственными структурами. Генштабу в этом случае придется довольствоваться ролью дублирующего аппарата.

Не в лучшем положении находится и правительство РФ, которое очень мало влияет на процесс военного строительства и решение задач по обеспечению обороны страны.

Совет безопасности РФ свои решения, хоть и утвержденные его председателем, но не оформленные указами президента РФ, как этого требует статья 16 Закона Российской Федерации "О безопасности", направляет для исполнения государственным органам. И хотя в данном случае они фактически не имеют юридической силы, их приходится выполнять.

Если президент - Верховный главнокомандующий, занимаясь вопросами организации обороны страны, строительства и развития ВС РФ, обеспечения их боевой и мобилизационной готовности, не будет непосредственно работать с руководством Генерального штаба и Министерства обороны, то ему не с кого будет по-настоящему спросить за состояние армии и флота, за их способность выполнять свою миссию по предотвращению и отражению агрессии извне.

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ

Беглый анализ предложений по реформированию военной организации России позволяет сделать вывод, что практически ничего не меняется кардинально. В ее составе остаются практически все те же одиннадцать из двенадцати фигурантов.

Учитывая неизбежное сокращение "других войск", целесообразно было бы рассмотреть вопрос об уменьшении числа министерств и ведомств, имеющих их в своем подчинении, в том числе и путем объединения ряда служб в одну федеральную, например, в Федеральную службу национальной безопасности (ФСНБ) ФСБ, ФСО, СВР и Служба специальных объектов ГУСП. Спецстрой России следовало бы упразднить, преобразовав его в невоенизированную государственную строительную корпорацию.

Вместо предлагаемых "улучшить координацию и усилить взаимодействие между всеми составляющими силового компонента военной организации" необходимо создать единую вооруженную организацию страны, название которой - Вооруженные силы РФ, Верховным главнокомандующим которыми согласно пункту 1 статьи 87 Конституции РФ является президент Российской Федерации.

Следует четко разграничить административное и оперативное управление Вооруженными силами на стратегическом, оперативно-стратегическом и оперативном уровне как в мирное, так и в военное время.

На стратегическом уровне административное управление осуществляет:

- в мирное время - президент-Верховный главнокомандующий ВС при непосредственном участии председателя правительства через соответствующие министерства и ведомства;

в военное время - президент-Верховный главнокомандующий ВС - председатель Государственного комитета обороны через рабочий орган ГКО - правительство.

Оперативное управление осуществляет:

в мирное время - президент-Верховный главнокомандующий ВС через Генеральный штаб и другие органы военного управления;

в военное время - президент-Верховный главнокомандующий ВС - председатель Ставки ВГК через ее рабочий орган - Генеральный штаб.

Министерство обороны должно стать таковым по сути (ныне оно выполняет функции Министерства ВС). Оно должно решать свои задачи в интересах всех министерств и ведомств, имеющих в своем административном подчинении войска, воинские формирования и органы, на которые Федеральным законом "Об обороне" возложено выполнение задач по обороне страны.

Возглавлять Министерство обороны РФ может как гражданское лицо, так и профессиональный военный в ранге первого заместителя или заместителя председателя правительства. Министр обороны с подчиненными ему структурами должен и территориально находиться отдельно от Генштаба. Последний должен стать самостоятельным органом, обеспечивающим президенту РФ стратегическое руководство Вооруженными силами РФ как в мирное, так и в военное время.

Учитывая то обстоятельство, что виды ВС за последние годы сократились в несколько раз, а их главкоматы сохранились почти в первозданном виде или выросли по своей численности, необходимо пересмотреть их статус и роль. Из главкоматов целесообразно выделить две структуры. Первая выполняет административные функции в структуре Минобороны в качестве департамента по проблемам вида ВС РФ. Вторая должна быть представлена в структуре Генштаба в качестве главного управления (видового). В нее войдут все подразделения главкомата, занимающиеся сегодня вопросами планирования применения войск (сил) вида, управления, оперативной и боевой подготовкой и т.д.

Основные функции реформированных Министерства обороны и Генштаба представлены в таблице.

ОБЛИК ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Целесообразно было бы создать на территории России три оперативно-стратегических командования (ОСК) - "Запад", "Восток" и "Центр", организованных по региональному принципу. Это позволило бы отойти от формирования фронтовых объединений на военное время и наделить функциями территориальных командований управления существующих военных округов.

ОСК, наделенное соответствующими полномочиями, должно осуществлять оперативное управление непосредственно армиями, корпусами, отдельными соединениями и флотом, дислоцирующимся в соответствующем регионе. В полном оперативном подчинении ОСК будут находиться все войска (силы) общего назначения, в том числе соединения и воинские части центрального подчинения. В составе каждого из трех оперативно-стратегических командований необходимо создать воздушную армию.

За центральными органами военного управления целесообразно сохранить функции заказчика, обеспечения и снабжения через территориальные командования (военные округа).

В ограниченном подчинении ОСК должны находиться соединения и воинские части стратегических ядерных сил (СЯС). Такое подчинение предполагает исключение из полномочий ОСК вопросов, связанных с планированием и применением СЯС.

В рамках предложенной структуры территориальные командования (военные округа) будут решать задачи поставки и ремонта ВВТ, материально-технического, медицинского обеспечения и снабжения войск, дислоцирующихся на территории командования (военного округа) в интересах выполнения ими оперативных (боевых) задач.

Воздушно-десантные войска, сокращенные до 2-3 десантно-штурмовых соединений численностью в 10 тыс. человек каждое, необходимо включить как род войск в состав Сухопутных войск с реорганизацией командования ВДВ в управление в составе Главного управления СВ.

Войска ракетно-космической обороны следует ввести в состав ВВС, а военно-космические силы преобразовать в самостоятельный род войск, способный вести специфические действия в космосе и из космоса.

Главкомат РВСН ввиду неизбежного уменьшения числа ракетных соединений реорганизовать в командование самостоятельного рода войск. При этом ликвидацию управлений ракетных армий осуществить по мере сокращения ракетных дивизий, а не огульно.

В структуре Вооруженных сил РФ предлагается сохранить две существующие воздушные армии ВГК.

Включенные в состав ВС РФ соединения и воинские части внутренних, пограничных, железнодорожных войск и войск гражданской обороны также должны находиться в оперативном подчинении ОСК. Их всестороннее обеспечение необходимо осуществлять через единые системы материально-технического, тылового и медицинского обеспечения, а не через "межведомственные (сопряженные) и унифицированные".

Предлагаемые меры позволят решить следующие проблемы:

- перейти к двухзвенной системе управления (Генштаб - ОСК ВС в регионе; ОСК ВС в регионе - армия, корпус, флот);

- реализовать идею централизованного планирования применения войск (сил) в регионе и иметь необходимую региональную группировку войск (сил) для решения задач в локальных конфликтах и региональных войнах;

- создать единые территориальные системы технического, тылового и медицинского обеспечения войск (сил) независимо от их ведомственной принадлежности;

- достигнуть централизованного управления всей группировкой войск (сил) в регионе;

- осуществить оперативное управление со стороны Генштаба как стратегическими региональными группировками, так и территориальными командованиями и территориальной обороной;

- добиться строгого разграничения административных и оперативных функций в органах военного управления;

- отказаться от создания военных округов (на военное время).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1949
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4608
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2503
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2879

Другие новости