0
960
Газета Армии Интернет-версия

06.10.2000

На круги своя

Тэги: Лешинскис, Латвия, флот, НАТО


Морские силы Латвии свой юбилей отмечают 10 августа. В этот день в 1919 г. было создано морское управление при Министерстве обороны только что провозглашенной республики.

В 1927 г. Латвия, по мнению издававшегося в Ленинграде журнала "Красный флот", "вошла в число морских держав". "Как ни слабы ее морские силы, - отмечалось в данном издании, - они приобретают значение как слагаемое в общей сумме наших ближайших соседей, до сих пор не обладавших ни одной подводной лодкой. Необходимо отметить, что Латвия имеет для развития морских сил достаточно предпосылок в виде оборудованных портов (Рига, Либава), заводов и значительных кадров торговых моряков, пользующихся отличной репутацией".

В состав морских сил Латвии к этому времени входили тральщик "Вирсайтис" (флагманский корабль флота), тральщики-заградители "Иманта" и "Виестурс", а также подводные лодки "Ронис" и "Спидола".

Сегодня, спустя десятилетия, история повторяется. Приблизительно столько же времени - семь лет, но уже после выхода Латвии из состава СССР, понадобилось независимой республике для создания своего флота. Да и корабельный состав численно от довоенного отличается ненамного.

В морских силах Латвии имеются два морских тральщика типа "Кондор-2", подаренных ей Германией. Это весьма "древние" корабли еще советского проекта, но спущены на воду они были в ГДР. Перед передачей Латвии корабли прошли полную "демилитаризацию", с них сняли не только артиллерийское вооружение, но и тральные лебедки. Двигатели тральщиков прошли капремонт, и сегодня "старики" в строю, тем более что корпуса у них прочные.

Имеется минный искатель (уничтожитель мин) класса "Линдол", тоже "гуманитарная" помощь от ФРГ, переданная в октябре прошлого года. Для патрулирования используются две "Осы" (ракетные катера 205-го проекта), построенные в СССР для Восточной Германии. Но их Латвия собирается менять, так как ресурсы главных двигателей этих "единичек" закончились. Есть еще норвежский патрульный катер типа "Шторм".

Кроме того, в корабельный состав флота входят два корабля рыбинспекции, пять маленьких катеров береговой охраны, один буксир и водолазный катер. Впрочем, в ближайшем будущем Латвия собирается приобрести более современные боевые корабли.

До лета прошлого года морские силы Латвии делились на три района: Рижский, Вентспилский и Лиепайский. Сегодня такое "районирование" признано нецелесообразным. Флот ныне имеет три соединения: флотилия (дивизион) военных кораблей, дивизион кораблей береговой охраны (или пограничных кораблей) и радиотехнический батальон. Плюс база центрального снабжения. Основные силы базируются в Лиепае, есть штаб в Вентспилсе, а центральный аппарат находится в Риге.

Штатный состав флота - 800 человек. В том числе около 100 офицеров (менее десятка из них имеют опыт службы в ВМФ СССР), 120 военнослужащих срочной службы, остальные - сверхсрочники (контрактники). Срок срочной службы - один год, в который входят три месяца в одном или двух учебных центрах (общая подготовка в Алуксне и специальная в Лиепае). На кораблях служат практически только добровольцы, в береговых частях таковых среди срочной службы более 30%. При этом, имея возможность полного перехода на контрактный принцип комплектования флота, как заявил корреспонденту "НВО" командующий морскими силами Латвии Илмар Лешинскис, на это не идут.

Во-первых, полагают в Латвии, при таком раскладе остается связь с обществом. Во-вторых, контрактником можно стать только после срочной службы (это не касается только военнослужащих женщин) и терять подобную систему отбора сверхсрочников тут не хотят. В-третьих, срочная службы есть школа патриотического воспитания молодежи.

Одна из главных проблем флота, полагает Илмар Лешинскис, - это отсутствие национальной системы подготовки флотских кадров. В Академии национальных вооруженных сил до сих пор нет морского факультета или отделения. Хотя большинство офицеров, в том числе и "советских", прошли подготовку за границей, как правило в странах НАТО, в Латвии полагают, что в итоге офицеров приходится если не переучивать, то доучивать, так как у каждого флота свои национальные задачи. Кстати, старшие офицеры обычно проходят подготовку в США и ФРГ, "молодежь" - в зависимости от специальности в других странах НАТО. Такие курсы длятся от полугода до года.

За последнее время в республике удалось несколько поднять жалование офицерскому составу. Офицер в звании майора (капитана 3 ранга) получает 220-240 латов (365-400 долл.) в месяц. Для офицера, который имеет неработающую жену и одного ребенка, это нормально даже с учетом высоких коммунальных платежей. Если двое детей - уже трудно. Система оплаты схожа с российской: звание, оклад, морские и пайковые, которые составляют 1,5 лата в день. Со всего, кроме пайковых, берутся налоги. Сам Лешинскис, по его признанию, платит ежемесячно 300 латов налогов, то есть фактически треть жалования.

Еще одна из проблем флота - терминология. В морской, а тем более военно-морской, области латышский язык более полувека не использовался. Поэтому кое-что пришлось почерпнуть из терминологии рыбаков прибрежного лова, который в Латвии всегда был развит, над остальным не первый год работает специальная группа сотрудников Учебного центра флота.

Особая забота военных моряков - проблема стандартизации, особенно актуальная, если учесть, что Латвия твердо держит курс на Атлантический альянс. И есть уже определенные успехи. Например, по связи совместимости со стандартами НАТО 100-процентная. Меняется и корабельная артиллерия: на тех же "кондорах" уже установлены 40-мм "бофорсы". Хотя 23-мм ЗУ-23 (польские автоматы) до сих пор еще используются.

Корабли морских сил Латвии не знают проблем с топливом. Считается нормой, то есть корабль соответствует необходимому уровню боеготовности, если он был в море не менее 80 суток в году (по 20 суток на квартал).

С сентября прошлого года флотом командует Илмар Лешинскис. Он выпускник Калининградского ВВМУ 1979 г., начал службу на базовом тральщике в Лиепае, затем там же прошел путь от штурмана дивизиона МПК до командира дивизиона, в 1990 г. поступил в Академию ВМФ, но через год уволился в запас в звании капитана 3 ранга и вернулся в Латвию, где начал службу с дивизиона пограничных кораблей, командовал Лиепайским военно-морским районом, полтора года возглавлял эскадру Балтийских стран "Балтрон".

Рига-Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


На местах продолжают менять баланс властей

На местах продолжают менять баланс властей

Иван Родин

"Единая Россия" берет под контроль кадровую политику хабаровского губернатора из ЛДПР

0
430
Украинцы на выборах опять будут голосовать  за НАТО

Украинцы на выборах опять будут голосовать за НАТО

Татьяна Ивженко

Геополитика оказалась важнее тарифов, пенсий и зарплат

0
506
На базе вблизи Тбилиси с помощью США и стран НАТО будет построен военный аэродром

На базе вблизи Тбилиси с помощью США и стран НАТО будет построен военный аэродром

0
235
Норвежский фрегат "потопила" Россия

Норвежский фрегат "потопила" Россия

Андрей Рискин

В Финляндии неожиданно вспомнили термин "хайли лайкли

0
1078

Другие новости

Загрузка...
24smi.org