0
1539
Газета Армии Интернет-версия

08.12.2000 00:00:00

Буденовку украсил двуглавый орел

Тэги: символика, вс, александров, гимн


Вступая в новое тысячелетие, Россия всерьез призадумалась над утверждением своей державной символики. Государственный флаг предлагается взять дооктябрьский - "бесик" - бело-сине-красный, герб страны - двуглавый орел из царских времен, гимн - точнее музыку оного, сочиненную Александром Александровым, - сталинский. Но самое интересное, что боевое красное знамя навек станет символом Вооруженных сил.

Политический компромисс очевиден. Президент пытается угодить всем - демократам, коммунистам, монархистам, другим политическим партиям, движениям, течениям нашего Отечества. Для начала 90-х годов, наверное, подобный шаг был бы целесообразен, поскольку кипели нешуточные страсти в российском обществе, впрочем, не вылившееся в полномасштабное братоубийство, за что надо отдать должное команде Ельцина. Но зачем же делать ходы, уместные почти десять лет назад. То, что некогда виделось новаторским, сегодня выглядит нелепым. По части военной символики получилось подобие некой буденовки с красной звездой и двуглавым орлом.

Государственная символика, по общему представлению, изначально должна выражать определенный высший девиз страны. Смешение символов диаметрально противоположных общественно-политических и в исторически непримиримых эпох кроме разочарования, а то и раздражения вызвать ничего не может.

Кто они, нынешние российские воины, наследники чьих побед? В соответствии с логикой нынешних государственных мужей - солдат и полководцев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. А как же быть с другой, не менее судьбоносной Отечественной войной - 1812 г., с триумфами Петра I, Румянцева, Суворова? Все это вроде бы как перечеркивается.

Нетрудно предвидеть возражения. Ведь Великая Отечественная война была наиболее кровопролитной и бескомпромиссной в истории человечества, а потому достойна памяти народной, но и Победа тогда ковалась на основе прежних военных традиций, того самого царского времени, а по сути, естественного процесса развития Вооруженных сил Отчизны. Немаловажную роль определила и возрожденная Сталиным в годы войны атрибутика, сопутствующая былым российским победам: вновь ввели погоны, красных командиров опять назвали офицерами, учредили гвардейские части, канонизировали имена великих русских полководцев и флотоводцев... Собственно советской геральдикой было лишь красное знамя, рожденное в огне Гражданской войны, когда российская нация занялась безжалостным самоистреблением. Это знамя - прежде всего политическая идея, идея отрицания дореволюционного "старого" мира и всей совокупности отношений, связанных с ним, в том числе и военной истории до 1917 г.

Так что же современный боец будет видеть в красном знамени? Ему расскажут, что оно было водружено над Рейхстагом более полувека назад. Но кто-то поведает ему, где-то он прочтет, что это знамя родилось в годы колоссальной внутрироссийской бойни, как политический символ одной из сторон противоборства. При этом в его молодой голове красный цвет уже ассоциируется с демонстрациями лиц преклонного возраста, требующих ликвидации рыночных отношений и всего того, что с ними связано в России.

И как тогда объяснить новобранцу, почему, присягая на верность Родине, он целует красное знамя, ничего общего не имеющее с государственным флагом? Почему через все полотнище прописан слоган: "За нашу советскую Родину!"? А ведь именно под такими знаменами по сей день принимают присягу.

Но при всем при этом утрачивается главный смысл знамени как важнейшей боевой символики отдельной воинской части, способной самостоятельно решать боевую задачу. Знамя в бою - это символ Родины, который призван вдохновлять людей на подвиг перед лицом смертельной опасности. Только чрезвычайно святым каким-то понятием можно объединить в этих условиях военных людей. В экстремальных условиях для воинского коллектива выше понятия, чем Родина-мать, нет. Это все - и твоя семья, и твои близкие, и история твоей родины, все, чем жив человек и что ему дорого на этом свете. Именно это изначально выражает государственный флаг, и его не способен заменить какой-либо суррогат.

Не надо быть провидцем, чтобы утверждать: для молодых людей, пришедших в армию (да и для младших офицеров), сохранение красного знамени просто непонятно. Они воспитаны в другое время, у них совсем иное отношение к красному стягу. Мы будем ломать вновь их через колено? Ради чего? Чтобы угодить членам КПРФ, подавляющая часть которых не имеет прямого отношения к нынешним Вооруженным силам? Да и поверит ли молодежь - составляющая большую их часть - в эту красную символику? Не поверит. И, уж во всяком случае, будет постоянно иронизировать и злословить по отношению к святыне номер один Вооруженных сил. Иначе говоря, у этой святыни не окажется того нравственного и духовного потенциала, который изначально в нее закладывался. (До сего дня военнослужащий воспринимал красное знамя части как что-то временное - мол, не хватает пока средств, чтобы изменить боевую символику, а когда уяснит, что это уже на века, то, безусловно, его отношение к "священной воинской хоругви", как именовали знамя в старой русской армии, станет просто несерьезным.) Все же, кто что бы ни говорил, но армия остается государственным инструментом, служит государственным интересам, а следовательно, и должна пользоваться общеустановленной государственной символикой. Так по крайней мере принято в цивилизованном государстве.

Есть и другие аспекты у этой проблемы красного знамени. Например, Военно-морской флот будет по-прежнему ходить под Андреевским флагом. Тем самым символику Вооруженных сил как бы поделили, разнесли по неким видовым квартирам. Но и это еще не все. Как известно, в высших законодательных документах России прописано, что наряду с собственно Вооруженными силами функционируют "и другие войска": к ним относятся внутренние войска МВД, войска ФАПСИ, железнодорожные войска, спецподразделения ФСБ - словом, все воинские формирования, входящие в структуру десятка министерств и ведомств. Для них боевым знаменем, надо полагать, останется "бесик".

Советские Вооруженные силы в свое время считались государством в государстве: они имели все - от органов управления до органов обеспечения на период чрезвычайных ситуаций. Но они не были отделимы от государства, а имели одинаковую с ним символику. Теперь же Российские ВС получили и свою собственную символику, исключительно ведомственную.

Таким образом, присяга на верность Родине трансформируется на верность военному командованию. А политический компромисс президента отнюдь не способствует укреплению ни воинской дисциплины, ни нравственного климата в войсках.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
761
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
747
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
1066
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
962

Другие новости