0
968
Газета Армии Интернет-версия

02.02.2001 00:00:00

Курс на локальные конфликты

Тэги: армия, флот, сокращение


Для Военно-воздушных сил России 2000 г. был менее проблемным, чем для других видов ВС. Даже решения о радикальном сокращении армии и флота коснулись авиаторов в минимальной степени - ВВС должны уменьшить штатный состав лишь на 36 тыс. человек (10% от общих объемов снижения численности ВС).

Более того, в соответствии с планом строительства Вооруженных сил в состав ВВС к 2005-2006 г. могут влиться РВСН. Как заявил главнокомандующий ВВС генерал армии Анатолий Корнуков, если Верховный Главнокомандующий примет такое решение, эта задача будет выполнена.

Решения Совета безопасности РФ об укреплении Центрально-Азиатского и Северо-Кавказского направлений повлекли за собой разработку планов наращивания сил ВВС в ряде военных округов. Так, ранее предлагалось создать новую армию ВВС и ПВО на базе корпусов объединяемых ПриВО и УрВО. Ныне главком ВВС генерал армии Анатолий Корнуков заявляет о формировании двух армий, которые, по всей видимости, будут ориентированы на действия в Центрально-Азиатском регионе. В составе ВВС появятся три или четыре новые дивизии.

В более отдаленной перспективе должно существенно возрасти число соединений и частей постоянной готовности, как в авиации, так и в ПВО. Также намечается через несколько лет вернуть статус командований дальней (ДА) и военно-транспортной авиации (ВТА).

В то же время в ближайшие сроки произойдет объединение нескольких авиаполков, которые будут доведены до трехэскадрильного состава. Такие части будут иметь на вооружении 36-40 самолетов и 1,5-1,7 комплекта летного состава.

За счет сокращения штатной численности планируется довести укомплектованность всех частей и подразделений ВВС до 95%. Внесут в это свой вклад и четырнадцать вузов ВВС, которые в 2000 г. выпустили около 5 тыс. офицеров. Из них 83% получили назначения в части военной авиации и ПВО, остальные были направлены в другие виды ВС. Примерно такое же пополнение получали авиационные и противовоздушные части все последние годы, однако, по мнению специалистов, этого скоро не будет хватать для компенсации потерь, вызванных досрочным увольнением молодежи. Так, в 1998-2000 гг. ВВС покинули 4,5 тыс. офицеров, выпустившихся из училищ в 1995-1999 гг.

Между тем летный состав ВВС продолжает стареть. Ныне средний возраст летчика первого класса составляет 36-37 лет (в 1992 г. - 29-31 год). С 1995 г. в войска пришли служить 1500 пилотов, из них лишь 32% ныне готовы выполнять боевые задачи, а 400 молодых офицеров с момента выпуска из училищ не поднимались в воздух.

ПОПОЛНЕНИЕ

Боевой состав ВВС за 2000 г. изменился незначительно. По официальной информации, штатный состав этого вида - примерно 4 тыс. летательных аппаратов. Реально есть 5807 самолетов и вертолетов 35 типов и 85 модификаций. На базах резерва содержится 833 машины. Войска укомплектованы всеми типами самолетов и вертолетов более чем на 100% (исключение - летающие танкеры Ил-78М).

В 2000 г. продолжался вывод из строя устаревшей техники. Часть самолетов, например Су-24, передавалась на авиазаводы с целью ремонта и последующей продажи за рубеж.

Но были и пополнения: в начале 2000 г. завершилась эпопея, связанная с передачей из Украины в Россию стратегического наследства СССР. Из Узина и Прилук в Энгельс было переброшено восемь Ту-160, три Ту-95МС и 575 крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ. За это Москва простила Киеву газовый долг в 285 млн. долл.

После успешной переброски ракетоносцев зондировалась возможность заключения других подобных сделок. Называлось даже число машин, которые могут пополнить ВВС РФ: три Ту-160, 11 Ту-95 (из них четыре - в разобранном виде) и 80 крылатых ракет. Но у новой сделки "бомбардировщики за газ" было слишком много противников. Так, США заявили, что прекратят помогать Украине в ликвидации стратегических вооружений, если в Россию будут отправлены новые самолеты. Киев "отыграл назад", программа ликвидации продолжилась, и в марте 2001 г. должен быть уничтожен последний украинский боевой Ту-160.

Помимо украинских самолетов, которые к лету 2000 г. были облетаны и введены в строй,

37-я воздушная армия (ВА) получила еще один Ту-160, достроенный в мае на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО). В цехах предприятия есть еще несколько таких машин, одна из которых - в высокой степени готовности.

В июле 2000 г. на КАПО начался капитальный ремонт Ту-160, который ранее испытывался в ЛИИ им. Жуковского. Планируется, что вслед за ним будут отремонтированы и те 15 ракетоносцев, которые состоят на вооружении строевых частей.

Однако ситуация с Ту-160 - это исключение. Парк ВВС стремительно стареет: 48% машин старше 15 лет, 23% имеют возраст от 10 до 15, 28% - от 5 до 10 лет и лишь 1% парка выпущен в последние 5 лет.

Существующий парк из-за плохого финансирования не удается поддерживать в боеготовом состоянии. Доля исправных машин несколько снизилась и составляет 79% в ДА, 62% в ВТА и 56% - во фронтовой авиации (ФА). При этом производственные возможности ремонтных заводов ВВС используются лишь на 27%, что заставляет проводить их реорганизацию, направленную, в частности, на создание единой ремсети всех видов ВС.

Нарастает кризис инфраструктуры и систем обеспечения ВВС. Так, в предаварийном состоянии находятся 60% взлетно-посадочных полос, 40% из них требуют капитального ремонта или дооборудования. Доля современного оборудования в частях связи и радиотехнического обеспечения составляет 15%. По оценке экспертов, ежегодно для поддержания всех аэродромов ВС РФ в работоспособном состоянии необходимо выделять 700 млн. руб.

ДЕЖУРСТВО

Нарастающие трудности не привели в 2000 г. к снижению показателей, характеризующих интенсивность боевого дежурства ВВС. Ежедневно на боевые посты заступает 12 тыс. человек, дежурство несут 35 зенитных ракетных дивизионов, 30 экипажей истребительной авиации, свыше 100 радиотехнических подразделений.

За год обнаружено и проведено 250 тыс. воздушных целей (похоже, что введена новая методика подсчета их числа, поскольку ранее аналогичный показатель лишь немного превышал 100 тыс.). Из общего числа целей 1500 классифицированы как иностранные боевые самолеты, среди них - 600 разведчиков. Число последних в 1998-2000 гг. устойчиво растет (примерно на 100 ежегодно).

Дежурными силами зафиксировано около 10 случаев нарушения воздушной границы России. Истребители-перехватчики поднимались в воздух по тревоге свыше 30 раз. Выявлено более 200 нарушений порядка использования воздушного пространства страны.

В попытке высвободить средства руководство ВВС пошло на беспрецедентный шаг - летом 2000 г. было принято решение о том, что некоторые части зенитных ракетных войск (ЗРВ) будут нести дежурство в более низких степенях боевой готовности. В основном это относится к полкам, прикрывающим объекты в глубине территории страны (подробности см. в "НВО" # 37 за 2000 г.).

По словам главкома ВВС, даже после появления в войсках новых зенитных ракетных систем, сплошной системы ПВО в России создаваться не будет: 20-25 зенитных ракетных полков защитят районы Камчатки, Приморья, Хабаровского края, Читу, Новосибирск, Урал, Самарскую область, Центральный и Северо-Западный районы а также Калининградский особый район.

ПОДГОТОВКА

В 2000 г. не произошло коренных изменений в интенсивности боевой подготовки ВВС. Проведено свыше 400 учений и тренировок - примерно столько же, сколько в 1999 г. Более половины полков ЗРВ выполнили боевые стрельбы, свыше десяти раз подразделения поднимались по тревоге и выводились на полигоны.

Фронтовая авиация провела около 30 летно-тактических учений (ЛТУ). Половина полков отрабатывала стрельбу по воздушным целям, выполнено свыше 200 стрельб ракетами класса "воздух-земля".

К сожалению, по прежнему недопустимо низок - в среднем немного более 25 часов - налет экипажей. Как и раньше, он распределен крайне неравномерно:

- в истребительной авиации - более 10 часов,

- в штурмовой - около 35 часов,

- в бомбардировочной - около 20 часов,

- в дальней - около 10 часов,

- в ВТА - около 50 часов.

Среди большого числа негативных последствий низкого налета следует указать рост в 2000 г. по сравнению с 1999 г. числа летных происшествий в ВВС. За год в четырех катастрофах (МиГ-31, Су-25, Ми-8, Ил-18) погибло 16 членов экипажей и 89 пассажиров. В авариях было потеряно еще 4 машины (два Су-24, Ми-8 и Ил-76). Кроме того, в январе 2000 г. три Су-24 сгорели в Ахтубинске из-за халатности аэродромных служб.

Возвращаясь к проблеме низкого налета, укажем на вывод, который сделала осенью 2000 г. коллегия Минобороны РФ: состояние боевой подготовки личного состава ВВС достигло уровня, при котором этот вид войск может потерять возможность выполнять возложенные на них задачи.

Главком ВВС отмечает, что расширился круг причин, приводящих к низкому налету. Кроме традиционной нехватки горючего (ВВС получают примерно 20% от необходимых им 2500 тыс. тонн керосина), к ним относится малый остаток ресурса тех самолетов, что выделены для учебы и боевой подготовки. Так, 65% исправных летательных аппаратов ВВС из-за этого используются не в полной мере, 50% вообще не поднимаются воздух.

ПРИОРИТЕТЫ

Один лишь анализ показателей налета демонстрирует смену приоритетов в боевой подготовке, а значит - и в задачах, которые поставлены перед ВВС. Больше стали летать ударные самолеты фронтовой авиации - основное средство огневого поражения в локальных конфликтах, меньше - истребители и тяжелые бомбардировщики, необходимые для войны с сильным в техническом отношении противником.

Анализ тематики учений также показывает значительные перемены. В прошлые годы, особенно после агрессии НАТО в Югославии, был заметен антизападный подтекст учений и тренировок (вспомним, например, маневры "Запад-99" или полеты стратегических бомбардировщиков в Северную Атлантику).

В 2000 г., напротив, даже дальняя авиация отрабатывала удары по противнику, развязавшему локальный конфликт на южных рубежах России и СНГ (см. "НВО" # 14 за 2000 г.). Особо следует отметить, что эти ЛТУ органично вписывались в апрельскую серию (см. "НВО" # 17 за 2000 г.) маневров ВВС, среди которых были стрельбы в Ашулуке, полеты из Саваслейки, учебные бои близ Кущевской. Все они, хотя и подавались как отдельные, были, по всей видимости, комплексной отработкой способности ВВС действовать в конфликте низкой интенсивности, который постепенно перерастает в локальную или региональную войну.

Среди других мероприятий боевой подготовки ВВС следует особо выделить исследовательские учения "Оборона-2000", которые прошли 9-16 августа близ Астрахани (см. "НВО" # 44 за 2000 г.и # 48 за 2000 г.). Эти маневры дали старт очередному раунду споров между ПВО ВВС и Сухопутных войск о принципах их интеграции.

Некоторые мероприятия боевой подготовки ВВС вызвали бурную реакцию в мире. Это, во-первых, облеты авианосной многоцелевой группы ВМС США в октябре-ноябре. Во-вторых, - отработка стратегическими ракетоносцами Ту-95МС аэродромов передового базирования (Воркута, Тикси, Анадырь).

ОБЪЕДИНЕНИЕ

Часть учений ВВС России проводили в рамках ОС ПВО СНГ. Следует упомянуть о двух совместных тренировках - 5 апреля и 7 сентября и о традиционных масштабных учениях "Боевое содружество-2000".

Характерная особенность 2000 г. состоит в том, что учения в рамках ОС ПВО постепенно превращаются из чисто противовоздушных в комплексные. Так, в рамках "Боевого содружества-2000" над российскими полигонами действовали украинские бомбардировщики.

Новый шаг к интеграции сделали в 2000 г. Россия и Белоруссия, начав формировать единую региональную систему ПВО на западном направлении.

В 2000 г. увеличилось число государств, чьи силы несут совместное боевое дежурство. К России, Армении, Белоруссии, Казахстану и Таджикистану с 14 марта 2000 г. подключилась Киргизия, с 1 июля - Узбекистан. Анатолий Корнуков говорит, что, если так пойдет дальше, советская система ПВО будет восстановлена.

Симптоматично, что в Ашулук на "Боевое содружество-2000" приезжал министр обороны Азербайджана, а после визита в Баку президента Путина появились разговоры о возможном подключении этого государства к ОС ПВО СНГ.

Однако Объединенная система - это, конечно, не Войска ПВО ВС СССР. Так, в автоматическом режиме могут обмениваться информацией лишь Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан и Узбекистан.

УПРАВЛЕНИЕ

То, что проблема совершенствования управления является приоритетной для ВВС, демонстрирует и техническая политика. Так, на фоне крайне скудного финансирования идет, как заявил начальник главного штаба ВВС Борис Чельцов, "создание АСУ разновидовыми силами и средствами авиации и ПВО в регионах и на стратегических направлениях".

Модернизируется система ПВО Москвы, в частности, получил новую АСУ командный пункт Московского округа ВВС и ПВО. Устанавливается аппаратура управления следующего поколения на КП одного из соединений округа. Возможно, что аналогичная система внедряется в системе ПВО Калининградского особого района.

Новый подвижный КП получила 4-я армия ВВС и ПВО, решающая боевые задачи на Северном Кавказе. В то же время в этом регионе задачи ВВС в 2000 г. несколько упростились. Фронтовая авиация в Чечне работает в основном по вызову общевойсковых командиров и иногда - методом самостоятельного поиска.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

В 2000 г. коренных изменений в технической политике ВВС не произошло. По словам генерала армии Корнукова, испытания нового вооружения идут во всех родах войск. Однако массовое поступление самолетов в строевые части ожидается в 2008-2010 гг. Исключение - многофункциональный самолет Су-32 (Су-27ИБ), который в войска, по словам Анатолия Корнукова, поступит в ближайшие год - полтора. В 2000 г. машина уже участвовала в учениях. По информации "НВО", уже в ближайшее время начнутся испытания новой версии самолета, оснащенной усовершенствованным бортовым оборудованием.

Обращает на себя внимание тот факт, что перевооружение авиации постоянно откладывается. Между тем, по мнению военных экспертов, нынешний парк ФА сможет действовать до 2010 г.

Такое положение заставляет руководство ВВС усилить внимание к перспективным боевым самолетам. Корнуков заявляет, что обе экспериментальные машины, созданные по программе пятого поколения, - С-37 и "1.44", не удовлетворяют требованиям тактико-технического задания ВВС. Главком полагает, что исправить положение позволит объединение усилий РСК "МиГ" и "ОКБ Сухого".

Специалисты ВВС считают, что самолеты дальней авиации продержатся дольше, чем машины ФА, - до 2016 г. Однако вышеупомянутые пополнения 37-й ВА могут стать последними - в 2000 г. было объявлено, что из-за недостатка средств отложен выбор варианта нового стратегического авиационного комплекса. В то же время в прошлом году продолжались интенсивные работы по созданию нового вооружения для Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 (о программах в этой области см. "НВО" # 22 за 2000 г.). Продолжились испытания высокоточной крылатой ракеты в обычном снаряжении, созданной на базе стратегической Х-55, что хорошо вписывается в концепцию подготовки к локальным конфликтам.

Об этом же говорит и тот факт, что программы модернизации авиапарка решено начать с усовершенствования самолетов бомбардировочной и штурмовой авиации. На авиаремонтном заводе в Кубинке в 2000 г. проходили модернизацию четыре (по другим данным - 10) Су-25. По неофициальным данным, улучшалось бортовое оборудование фронтовых бомбардировщиков Су-24М.

Выявившийся в Чечне недостаток всепогодных штурмовиков стал стимулом для заказа двух дополнительных Су-25Т, которые в 2000 г. строил Улан-Удэнский авиазавод.

После долгих споров началась модернизация истребителей семейства Су-27. Причем ВВС выбрало более отработанный и наименее дорогой вариант - Су-27КН (см. "НВО" # 35 за 2000 г.). В скором времени машины такого типа поступят в строевые части.

По словам главкома ВВС, продолжается разработка комплекса мер по усовершенствованию перехватчиков МиГ-31. В частности, ВВС хотят получить возможность использовать МиГ-31БМ в качестве КП для наземных комплексов ПВО. Анатолий Корнуков также заявил, что идет разработка универсальной ракеты, которая сможет действовать в режимах "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и "поверхность-воздух".

Из-за проблем с финансированием ВВС не смогли, как ранее планировали, ввести в строй ЗРС С-400. Пуски ракет (пока старых) этой системы велись в течении всего 2000 г.; к июню текущего года главком ВВС надеется подписать акт Госиспытаний, в конце года поставить первый дивизион на боевое дежурство. Кроме того, по словам конструкторов, в 2001 г. должны начаться испытания новой ракеты для С-400.

Все более сложной проблемой для ВВС становится старение парка транспортных самолетов. Причем, судя по некоторым сообщениям, обострились споры о технической политике в этой сфере. С одной стороны, сообщалось, что разработан график поставок в войска новых самолетов Ан-70, а с другой, позиция некоторых руководителей ВВС позволяет сделать вывод, о том, что высшим приоритетом является Ил-76МФ и машина небольшой размерности, предназначенная для замены Ан-26. В этой связи авария Ан-70, произошедшая 26 января, может существенно осложнить судьбу этой машины.

***

В целом 2000 г. для ВВС стал годом медленного, но поступательного развития. И хотя на ряде направлений кризис преодолеть не удалось, командование уже нащупало пути повышения боеспособности этого важнейшего вида Вооруженных сил. Оптимизм вселяет и другое - в прошлом году критическое положение ВВС, прежде всего в сфере обеспечения боевой подготовки, было осознано высшим военным и политическим руководством.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
225
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1240
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1745
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1265

Другие новости