0
927
Газета Армии Интернет-версия

09.02.2001 00:00:00

Военной реформы по Квашнину не получится

Тэги: реформа, квашнин


Андрей Иванович, сейчас много говорится о предстоящем разделении функций Министерства обороны и Генерального штаба, которое должно произойти уже весной 2001 года. Какова ваша позиция по этому вопросу?

- Чтобы провести разделение функций Минобороны и Генерального штаба, требуется не только политическое решение, но и время. Здесь надо не семь, а сорок семь раз отмерить, прежде чем отрезать. И не топором мясника рубить по живому, а действовать выверенно, как скальпелем нейрохирурга. Решать эту проблему поэтапно, шаг за шагом, последовательно, сохранив управление Вооруженными силами РФ и обеспечив решение вопросов, входящих в компетенцию Минобороны.

Вообще это важнейший элемент военной реформы. В процессе ее, как известно, решаются такие задачи, как изменение системы управления военной организацией государства, системы комплектования, переоснащение Вооруженных сил и системы подготовки и воспитания.

При этом все должно быть взаимосвязано. Вспомним милютинскую военную реформу. Была рекрутская система, а сделали систему всеобщей воинской повинности. Она, в свою очередь, потребовала создания системы военных округов. В результате изменилась система управления.

Совершенно очевидно, что и сегодня одним из важнейших вопросов военной реформы является изменение системы управления. Как это произошло уже в системе военно-технического сотрудничества, одним из элементов управления военным потенциалом страны.

Президент по системе ВТС решение принял, он четко сказал, кто и чем здесь управляет. По Вооруженным же силам (Минобороны и Генштаб) пока нет таких решений и не определен период, в который нужно эти преобразования осуществить.

Сейчас кое-кто под флагом реформы тянет на себя одеяло и говорит: я - главный и буду всем руководить. Не так все просто. Пока министром обороны остается человек, которому подчинен Генеральный штаб, военная система будет неизменной. Будет военный министр. Работает цепочка управления президент - Министерство обороны - Генеральный штаб - Вооруженные силы. Вот когда будет президент, министр обороны со своими задачами, Генштаб со своими задачами, взаимодействие министра обороны и начальника Генерального штаба как политика и военного, то есть когда министр обороны уже не управляет непосредственно Вооруженными силами, вот тогда будет разделение функций МО и ГШ.

У нас же, к сожалению, господствует примитивное представление: вот назначат во главе военного ведомства гражданского - у нас будет гражданский министр обороны. Да не будет, он все равно останется по сути военным человеком, но только в гражданской одежде.

Словом, до тех пор, пока не изменятся качественно задачи по управлению военным ведомством и Вооруженными силами, говорить о таком разделе преждевременно.

- Сколько времени понадобится, чтобы разделить функции Минобороны и Генштаба?

- Не менее двух-трех лет. И если президент Владимир Владимирович Путин действительно хочет провести такие изменения в период своего президентства, то соответствующее политическое решение надо принимать уже сегодня. И планомерно к 2004 году завершить разделение функций Министерства обороны и Генерального штаба. Это один из важнейших вопросов управления всем процессом военной реформы. Раз этого не произошло до сих пор, военная реформа пока не стартовала. Кстати, в эти же изменения вписывается закон об альтернативной службе, изменяется система комплектования армии, разрабатываются и поставляются вооружения, которые потребуются через 10-15 лет.

Но это еще не все. Если мы механически разделим функции Минобороны и Генштаба, а оставим систему комплектования прежнюю и вооружения прежние, то вывод один - такая армия обречена на поражение. Ведь логика будущей войны, войны профессионалов: один выстрел - одна цель.

- Как вы относитесь к планам выделения ВКС и РКО из состава РВСН?

- Так же, как в свое время я отнесся к объединению ВВС и ПВО. На мой взгляд, и я остаюсь убежденным сторонником этого, ВВС и ПВО страны объединить невозможно. Военно-воздушные силы, кроме дальней и военно-транспортной авиации, децентрализованы. Другие рода авиации приближены к военным округам, фронтам, армиям, то есть это авиация - поле боя. А вся система управления ПВО страны строго централизована, и с ЦКП ПВО можно ставить задачи и управлять отдельным огневым дивизионом на Камчатке. Так как же ВВС и ПВО будут одной системой?

Ведь несколько десятилетий они развивались абсолютно на разных принципах - их объединить невозможно, так как их системы управления несовместимы. Так что к разделению РВСН я отношусь негативно.

Вот приходят к президенту отдельные деятели и говорят: давайте иметь не восемь военных округов, а шесть. Да какая разница президенту? Вы можете выполнить задачу по обороне государства? Да или нет? А какие задачи перед нами стоят? Где они сформулированы? Давайте возьмем российскую военную доктрину. Там понятие войны вообще отсутствует. А ведь ситуация в мире развивается так, что она требует сохранения у РФ мощных Вооруженных сил.

Кроме того, президент Владимир Владимирович Путин ставит перед собой политическую задачу выступать России в качестве определенного центра силы в мире, с которым надо считаться.

Он понимает, что мы уже прошли отметку принятия решений. Любая ошибка может быть чревата необратимыми последствиями.

- Но ведь военная реформа по Квашнину предусматривает резкое понижение статуса РВСН - основной компоненты стратегических ядерных сил России. А высвободившиеся деньги пойдут на силы общего назначения.

- Реформы по Квашнину не получится.

- Но документы уже подписаны Путиным┘

- Я вам еще раз говорю - не получится военной реформы по Квашнину. Я в этом уверен на сто процентов. Поскольку сегодня необходим подход к военной реформе через призму преобразований многих сфер жизни общества, а не только взглядов начальника Генштаба.

В результате упрощенного понимания мы начинали и заканчивали военную реформу после 1991 года раз пять-шесть. Я только на своей памяти помню четыре бойких доклада Грачева Ельцину, что военная реформа начата и завершена.

Наверное, президент имеет какие-то соображения, те, которые мы не должны с вами обсуждать. В связи с этим определенные вопросы будут подкорректированы в ходе исполнения решений, которые принял Совет безопасности. Я с ними знаком и свое мнение по данному вопросу изложил в личном письме к президенту.

- Что конкретно?

- Это не полежит широкому обсуждению. Я высказал свои предложения, свои взгляды по отношению к тем документам по военному строительству, которые приняты по рекомендации Совета безопасности.

- Я так понял, что вы отнеслись к ним отрицательно?

- Скажем так - критически. Отметил недостатки, позитивные стороны документа и предложил свой вариант конкретных мер по решению данной проблемы.

Между прочим, те документы, которые подписал президент, - это уже не реформа по Квашнину. К тому же план строительства вооруженных сил РФ до 2005 года будет, безусловно, скорректирован - исходя из внешних условий в мире и внутренней ситуации в стране.

- А как быть с понижением статуса РВСН? По последним данным, Квашнин передумал включать их в состав Военно-воздушных сил и теперь намерен подчинить непосредственно Генштабу?

- Полагаю, что их статус понижен не будет. У Комитета по обороне Госдумы достаточно хорошие отношения с Минобороны, Генштабом и РВСН, чтобы представлять, что в действительности будет происходить. Я думаю, что Владимир Владимирович Путин не допустит ошибок, подобных тем, что допускал предыдущий президент.

То, что предлагал Квашнин, - сокращение РВСН для того, чтобы иметь возможность создания двух-трех дивизий сухопутных войск, - это глупость. Причем очевидная глупость. И он сам это прекрасно сегодня осознает. Есть другие резервы, где можно найти людей и ресурсы для того, чтобы восстановить сухопутные войска.

Россия занимает 14 процентов земной суши, протяженность ее границ 61 тысяча километров - а мы два с половиной года назад по предложению того же Квашнина отказались от такого вида Вооруженных сил, как сухопутные войска. Теперь создаем их заново. Действительно: решаем сложные проблемы методом их дальнейшего усложнения. Требуется восстановить Главкомат сухопутных войск - а где брать кадры? Он занимался вопросами боевой подготовки, комплектования, мобилизационными вопросами, управлял округами (конечно, с Генеральным штабом совместно), вел все военно-учебные заведения - и вдруг в один день его ликвидировали. Затем через два с половиной года его надо снова восстановить.

- Так инициатива о ликвидации Главкомата сухопутных войск принадлежала Квашнину?

- Да. И по переподчинению сухопутных войск непосредственно Генеральному штабу, и по созданию Главного управления вместо Главкомата СВ.

Аргументировали так: мол, у американцев трехвидовая система вооруженных сил. Да она у них в таком виде складывалась и развивалась изначально. Я, например, противник ликвидации пятивидовой системы Вооруженных сил РФ, так как она складывалась в СССР исторически. Можно уменьшить численность вида ВС до разумного предела, но систему управления трогать нельзя. Ее надо модернизировать, развивать. А мы подстраиваемся под США - у них три вида ВС, значит, и у нас должно быть столько же.

Но, например, у американцев стратегическая авиация играет совершенно другую роль, чем у нас дальняя авиация. Наша дальняя авиация не выполнит ту задачу, которую выполнят американцы. Дальней авиации надо несколько суток, чтобы быть готовой к выполнению поставленной задачи. Мы, разумеется, не должны отказываться от авиационной компоненты стратегических ядерных сил, но ее задачи должны быть переосмыслены. Что, в случае ядерного конфликта дальняя авиация тут же полетит выполнять боевую задачу через Северный Ледовитый океан? Конечно, нет. Ей требуется время. А РВСН готовы действовать немедленно.

- То есть наземная группировка СЯС должна быть сохранена?

- Безусловно. Нам не надо копировать США, у нас свой путь. РВСН - это священная корова, которую резать нельзя. Это, пожалуй, единственное средство, которое может сдержать сегодня любого агрессора, вынашивающего планы использовать трудное положение России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1929
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1751
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
2037
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1966

Другие новости