0
3702
Газета Армии Интернет-версия

16.02.2001 00:00:00

Таран у Гавайских островов

Тэги: подлодка, трагедия, катастрофа


Девятого февраля в 13.45 по местному времени (в Москве было 2.45 ночи 10 февраля) вблизи Гавайских островов произошла катастрофа, в ходе которой атомная подводная лодка (АПЛ) ВМС США SSN-772 "Гринвилл" потопила японское учебное судно "Эхиме-мару". Анализ информации с места происшествия позволяет довольно точно воссоздать его картину.

Американская субмарина действовала в 16 км от острова Оаху в районе, который командование подводных сил Тихоокеанского флота США называет полигоном для отработки задач. Возглавлявший лодку коммандер Скотт Уэддел по неизвестным пока причинам принял решение об экстренном подъеме на поверхность. Подлодка дала полный ход, горизонтальные рули были переложены на всплытие, и корабль со скоростью около 50 км в час устремился вверх. Затем были продуты балластные цистерны, после чего субмарина, словно гигантский кит, выскочила из воды. На мгновенье ее носовая и средняя части полностью вышли из воды, а рубка оказалась на высоте десятиэтажного дома.

Лодка на несколько секунд вновь нырнула под воду, подняв сорокаметровые фонтаны воды. Затем, погасив инерцию, закачалась на волнах. Поднявшиеся на мостик офицеры увидели в нескольких десятках метров от субмарины перевернутое судно.

Это был японский траулер "Эхиме-мару" водоизмещением 499 т принадлежащий специализированной рыболовецкой средней школе с японского острова Увадзима. На его борту находились 13 учащихся, два преподавателя и 20 членов команды. "Гринвилл" ударил своей средней частью по дну траулера снизу, в районе машинного отделения. Для экипажа столкновение с подлодкой было похоже на взрыв мины под килем. "Эхиме-мару" затонул на глубине около 550 м через 10 минут, сигнал бедствия подало автоматическое устройство.

При этом, как заявил капитан японского траулера Хисао Ониси, команда подлодки "стояла и смотрела", как люди стараются спастись. "Ни один из пассажиров траулера не был спасен экипажем подводной лодки", - заявил он. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Том Фарго утверждал, что люки подлодки не открывались из-за волнения, однако, по словам Хисао Ониси, море было спокойным.

Сумевшие выбраться из тонущего судна моряки взобрались на три спасательных плота. Позже люди перешли на катера Береговой охраны США, прибывшие к месту столкновения через 50 минут. Им удалось доставить на берег 26 из 35 человек, находившихся на борту "Эхиме-мару". Поиски девятерых человек, среди которых три члена команды, два учителя и четыре 17-летних ученика результатов не дали. По мнению специалистов, если бы они уцелели при столкновении, их удалось бы найти, поскольку при температуре воды +25 градусов человек может продержаться в воде достаточно долго.

В поисковой операции были задействованы силы ВМС США и Береговой охраны, в том числе один крейсер, самолеты

С-130 и "Орион", спасательные вертолеты. На Гавайи также переброшен глубоководный поисковый аппарат ROV, который, по всей видимости, будет обследовать лежащий на дне траулер.

Японское правительство уже потребовало от американцев поднять "Эхиме-мару", но министр обороны США Дональд Рамсфелд пока не обещает это сделать, ссылаясь на технические проблемы. В то же время Вашингтон официально извинился перед Японией, признав тем самым ответственность за столкновение. "Эхиме-мару" стала вторым японским судном, потопленным американскими подлодками за последние 20 лет, - в 1981 г. ПЛАРБ "Джордж Вашингтон" протаранила и пустила ко дну японское судно "Ниссио-мару".

ЭКСТРЕННОЕ ВСПЛЫТИЕ

Представители Пентагона заявили, что экипажи подводных лодок должны соблюдать меры безопасности при всплытии на поверхность. По инструкции район обследуется гидролокаторами в пассивном и активном режимах. Вахтенный офицер также должен, подвсплыв на перископную глубину, убедиться в отсутствии судов в районе предполагаемого всплытия. Пентагоновские эксперты высказали предположение, что экипаж "Гринвилла" не увидел японское суденышко из-за плохой погоды и достаточно сильного волнения на море.

Однако на самом деле события развивались по-другому. Скотт Уэддел проигнорировал инструкции и прибег к экстренному всплытию, при котором выдвижные приборы (перископ и локатор) не задействуются. Как заявили участвующие в расследовании инцидента представители Национального совета по безопасности на транспорте, командир лодки перед всплытием для оценки обстановки на поверхности использовал гидролокатор лишь в пассивном режиме. Между тем "Эхиме-мару", по всей видимости, либо лежала в дрейфе, либо двигалась на очень малой скорости и поэтому не была обнаружена. Включать гидроакустическую станцию в активном режиме американцы не стали, видимо, из соображений скрытности - зондирующие сигналы при этом сильно демаскируют лодку.

Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Томас Фарго признал, что "Гринвилл" выполнял экстренное всплытие, однако сообщил, что этот маневр выполняется "регулярно для тренировок, в показательных целях и для проверки работоспособности систем". По словам адмирала, никакой внештатной ситуации на подлодке не было.

"Гринвилл" при столкновении получил небольшие повреждения, не повлиявшие на способность подлодки выполнять свои задачи. Это неудивительно - на американских подлодках нет легкого корпуса, а для прочного борт траулера представлял собой такую же преграду, как жесть для пули. Через несколько часов после инцидента подлодка вернулась в свой порт приписки - печально знаменитую базу Перл-Харбор. Служба военно-морских расследований США ведет допросы экипажа субмарины. Коммандер Уэддел отстранен от должности до окончания расследования. Его пост занял капитан Тони Кортес.

Отметим, что выжившим членам экипажа "Эхиме-мару" повезло. Жертв было бы гораздо больше, если бы "Гринвилл" таранил его своей носовой частью. В этом случае японское судно было бы раздавлено махиной водоизмещением 6090 т.

ПОДЛОДКА ДЛЯ СПЕЦНАЗА

У трагедии есть один аспект, который может стать предметом детального рассмотрения. "Гринвилл", хотя и принадлежит к самому массовому (построена 51 штука) типу подлодок ВМС США - "Лос-Анджелес", является субмариной особого назначения. Она была заложена в 1990 г. по проекту "Усовершенствованный "Лос-Анджелес", спущена на воду в 1994 г. (кстати, ее "крестной матерью" стала жена Альберта Гора), введена в строй в 1996 г. "Гринвилл" совершил один поход в Западную Атлантику и через полгода после начала службы был поставлен на переоборудование. Субмарина получила новую систему управления и современное вооружение (заметим, что все "Лос-Анджелесы" несут крылатые ракеты "Томагавк" с ядерными зарядами). Но главное, что "Гринвилл" был переоборудован в носитель специального глубоководного аппарата DSRV, а также диверсионной малой подлодки ASDC.

О последней в открытой печати почти ничего не сообщается, а DSRV представляет собой мини-субмарину водоизмещением около 25 т, способную перевозить помимо двух членов экипажа еще 24 спасателя или диверсанта. DSRV устанавливается на корпусе "материнской" подлодки, в него можно перейти через шлюзовую камеру. Благодаря манипулятору аппарат может вести работы на глубине до 1700 м.

DSRV может быть срочно доставлен в любую точки планеты самолетами военно-транспортной авиации. В 2000 г., буквально накануне гибели "Курска", DSRV участвовали в учениях по спасению подлодки в Средиземном море. В составе ВМС США два аппарата такого типа: "Мистик" и "Авалон". Рассказывая об этих судах, американцы, как правило, делают акцент на их спасательной функции, однако специалисты считают, что они имеют и разведывательно-диверсионное назначение. Да и сам "Гринвилл", по официальным данным, считается субмариной, ориентированной помимо прочего на выполнение специальных операций.

Заметим, что, по мнению осведомленных экспертов, ВМС США делали попытки обследовать с помощью аппаратов, подобных DSRV или ASDC, район гибели подлодки "Курск". В носители ASDC ВМС США переоборудовали три подлодки типа "Лос-Анджелес": "Гринвилл", "Шарлотт" и "Коломбус". К 2003 г. аналогичную модернизацию должна пройти АПЛ "Хартфорд". Еще ряд субмарин могут нести аппараты DSRV.

Интересно, что, по данным Пентагона, в момент происшествия на "Гринвилле" находились 16 офицеров и 126 матросов. Заметим, что штатный состав экипажа подлодки типа "Лос-Анджелес" 130 человек. Не исключено, что "лишние" члены команды представляли на борту субмарины силы специальных операций. В то же время в момент столкновения на борту "Гринвилла" мини-подлодок не было.

Интересно, что в процессе расследования столкновения выяснилось, что на двух из трех постов управления движением лодки находились гражданские лица. Причем один из них контролировал работу рулей, второй - работал за пультом управления балластными цистернами.

Гибель "Эхиме-мару" демонстрирует, что американские подводники ведут себя в океане, как в собственном бассейне, и не желают ограничивать свободу своих действий во имя безопасности мореплавания.

В свете вышесказанного нельзя исключить, что дальнейшее расследование катастрофы у Гавайских островов даст новую информацию о гибели "Курска". Во всяком случае, у сторонников версии гибели российского ракетоносца от столкновения появились дополнительные аргументы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1142
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1785
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1652
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3086

Другие новости