0
1000
Газета Армии Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Черный год российского флота

Тэги: россия, мировой, океан, указ


В "Основных положениях морской политики Российской Федерации до 2010 г.", введенных в действие Указом президента РФ от 4 марта 2000 г., Россия определяется как великая морская держава. Однако позиции государства на просторах Мирового океана в последнее время заметно ухудшились. Налицо тенденция к "выдавливанию" страны из Мирового океана. Россия ухудшила свое положение и с точки зрения выхода к морским пространствам и коммуникациям. Напомним, что на прибрежных территориях сейчас проживает около 60% населения страны. В экономической зоне России сосредоточено примерно 30% ресурсов Мирового океана.

Действительность такова, что морская мощь государства подходит фактически к рубежу распада. Боевой состав ВМФ сократился до трети от уровня 1992 г., а 90% кораблей и катеров, остающихся в составе флотов, нуждаются в различных видах ремонта. В силу практически полностью парализованного судоремонта примерно половина выведенных из состава ВМФ кораблей исключены досрочно, а могли бы прослужить еще в среднем более 10 лет.

Оперативные возможности Военно-морского флота по решению боевых задач снизились в океанской зоне почти наполовину, а в морской зоне - на треть. Это означает, что ВМФ способен вести боевые действия в основном в прибрежной зоне.

КАТАСТРОФА

Прошлый год - один из самых мрачных в более чем вековой истории подводных сил России. При до сих пор не обнародованных обстоятельствах погибла вместе со всем экипажем атомная подводная лодка "Курск". Почему работа правительственной комиссии окутана покровом секретности и недомолвок? Казалось, бы лодка и морское дно вокруг нее детально обследованы, подняты многочисленные фрагменты прочного и легкого корпусов, найден ряд документов, проливающих свет на истинные причины аварии. Картина катастрофы должна быть достаточно ясна.

Более того, 10 января 2001 г. генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро "Рубин" академик Игорь Спасский выступил с публичным заявлением о возможных причинах гибели атомохода, дав при этом понять, что "имеет достаточно полное представление обо всем процессе аварии". При этом он добавил, что "это редчайший случай, который привел к такой масштабной трагедии". Надо полагать, что гипотетическое столкновение с каким либо подводным объектом, в которое так хочется верить нашим адмиралам, не относится к числу "редчайших случаев" на море. После некоторого шока руководство ВМФ, опомнившись и придя в себя, опять стало заунывно твердить о столкновении с иностранной подводной лодкой. Замолчал и Игорь Спасский.

В этой связи логично предположить, что в раскрытии истинных причин гибели нашей субмарины меньше всего заинтересованы флотские руководители и ЦКБ "Рубин". Есть все основания интерпретировать заявление Игоря Спасского почти как прямое подтверждение того, что версия о самопроизвольном возгорании и последующей детонации боекомплекта ракетно-торпедного отсека "Курска" является основной. Какими бы ни были истинные причины гибели нашей субмарины, в любом случае утрата "Курска" - сильнейший удар по репутации ВМФ России.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПОХОД

Средиземноморский поход авианосной многоцелевой группы, о котором так много было говорено, намечался на конец минувшего года, затем отложен на неопределенный срок. Более того, вполне возможно, что и в 2001 г. он не состоится. И дело даже не в том, что в Средиземноморье должна была пойти в составе группы погибшая 12 августа АПЛ "Курск". При возникших форс-мажорных обстоятельствах АПЛ аналогичного проекта удалось бы подготовить для участия в походе за достаточно короткий срок. Причины срыва похода гораздо прозаичнее - в ходе проведения аварийно-спасательных работ в район катастрофы "Курска" был стянут чуть ли не весь Северный флот. В итоге израсходовано много топлива, приберегаемого с прицелом на дальний поход, растрачены моторесурсы кораблей, которые должны были отправиться в южные широты.

В этих условиях командование ВМФ было вынуждено принять тяжелое для себя решение: отказаться от похода в Средиземное море. Никакими другими причинами, за исключением финансовых соображений, руководство ВМФ не руководствовалось. К сожалению, отказ от планов отправить в Средиземное море хотя бы часть из планируемых к походу кораблей - худшее решение из всех возможных, что в очередной раз больно ударило по престижу страны и боеспособности ее Военно-морского флота. По существу, это пренеприятнейшее напоминание о том, что содержание большого океанского Военно-морского флота не по силам стране, находящейся далеко не в лучшем экономическом и финансовом состоянии.

ОПЕРАТИВНАЯ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Общеизвестно, что без проведения масштабных учений в море боеготовый флот создать невозможно. Как и то, что для победы недостаточно иметь только некую сумму вооружения и военной техники. Силы и средства необходимо последовательно и настойчиво готовить к выполнению боевых задач по предназначению. Однако прошедший год не стал прорывным для флота в организации оперативной (боевой) подготовки.

Она была сопряжена со значительными трудностями и проводилась по сокращенным срокам и объемам подготовки, позволяя поддерживать в установленной степени боевой готовности лишь силы постоянной готовности. В минувшем году по сравнению с 1999 г. сократилось число мероприятий боевой подготовки. В частности, курсовых задач сдано 778 (в 1999 г. - 1025), выполнено ракетных стрельб 195 (в 1999 г. - 315), противолодочных и противоминных боевых упражнений выполнено 368 (в 1999 г. - 934).

Из-за острого дефицита топлива, материально-технических и других средств обеспечения боевой подготовки практически прекращены выходы в море одиночных кораблей.

Командиры кораблей, штабы соединений теряют навыки в вопросах управления кораблем, соединением и в применении оружия. Протяженность плавания на боевой службе в среднем на 1 корабль составила 6,4 суток, из них: в одиночном плавании 4,4, в составе однородных тактических групп 1,5, в составе разнородных тактических групп 0,5 суток. Для справки: в военно-морских силах США соответствующий показатель для каждого корабля составляет до 200 суток.

Организационно-методические указания главнокомандующего ВМФ по подготовке флота выполнены на 40-50%, практически прекращена противолодочная подготовка в море соединений надводных кораблей, подводных лодок и авиации ВМФ.

В течение года на флотах проведено 7 сбор-походов соединений и кораблей (в 1999 г. - 12). На сбор-походах выполнено 30 состязательных мероприятий на приз Главкома ВМФ по видам боевой подготовки (в 1999 г. - 56). А фактически как таковой состязательности флотов не было из-за неготовности ряда сил.

Корабли стали выполнять требования курсов и наставлений боевой подготовки за 1-2 дня вместо положенных 10-15 дней.

Созданные на флотах группировки разнородных сил и тактические группы находятся в установленной степени боевой готовности к действиям по боевому предназначению условно, а не фактически, из-за различных технических ограничений и уровня боевой выучки. Привлечение к совместным действиям в море сил, не прошедших полного цикла одиночной подготовки, не позволяет в полном объеме выполнить поставленные задачи и создает предпосылки к созданию аварийных ситуаций, особенно в ходе выполнения совместных боевых упражнений.

В сухопутных и береговых войсках ВМФ планы боевой подготовки в целом выполнены, однако на всех флотах они подвергались корректировке в соответствии с выделенными скудными материально-техническими средствами. При этом основные усилия были сосредоточены на поддержании готовности соединений и воинских частей к выполнению задач по предназначению, а также для действий при локализации вооруженных конфликтов во взаимодействии с другими войсками (силами) и воинскими формированиями, не входящими в состав Вооруженных сил.

Боевая подготовка морской авиации ВМФ проходила неритмично, с большими перерывами в полетах при низком материально-техническом обеспечении, особенно ГСМ и запасными частями. По этой причине неуклонно снижается натренированность летчиков, уменьшается число боевых экипажей, способных выполнять поставленные задачи в полном объеме. Из боевой подготовки исключена отработка элементов боевого применения и сложных энергоемких видов полетов.

В морской авиации из 584 экипажей фактически боеготовыми являются 156 (из них только 77 - в ночное время). Общий налет морской авиации ВМФ составляет 12 445 часов, в 1999 г. он составлял 13 964 часа. Средний налет на экипаж - 21,7 часа (в 1999 г. - 24 часа). В частности, средний налет на экипаж по родам авиации (в часах) составил: в морской ракетоносной авиации - 1,8 (в 1999 г. - 5); в противолодочной авиации - 14 (в 1999 г. - 19); в противолодочных вертолетных частях -17 (в 1999 г. - 21); в штурмовой авиации - 10 (в 1999 г. - 14); в истребительной авиации - 7 (в 1999 г. - 19); в транспортной авиации - 68 (в 1999 г. - 75).

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

В военном судоремонте положение внушает серьезную тревогу. Финансирование судоремонта на уровне 4% от потребности ведет и к утрате судоремонтной и кораблестроительной базы, разрушению производственных связей в военно-промышленном комплексе страны. Этот процесс затронул все предприятия. Например, крупнейший на Дальнем Востоке завод "Звезда", изначальное призвание которого - военное судостроение, ремонт и переоборудование атомных подводных лодок, согласно приказу по Министерству судостроительной промышленности должен был ежегодно восстанавливать до двух крейсеров, десяти эсминцев и десяти подводных лодок. Но он этого уже не делает. Доля госзаказа сегодня составляет 12%, а раньше было 88%. Фактически оборонный заказ застопорился уже много лет назад, причем по всему оборонному комплексу.

За годы "рыночного хозяйствования" утрачен существовавший ранее потенциал: кадры, связи и, как это ни прискорбно, опыт работы. Если раньше камнем преткновения было отсутствие финансирования, то сегодня все наоборот - есть деньги, а завод не может выполнить заказ. Приходится подолгу ждать помощи смежников, вместо утраченных технологий искать новые решения старых проблем.

В декабре минувшего года в производственном объединении "Северное машиностроительное предприятие" в Северодвинске должны были передать Военно-морскому флоту новую атомную подводную лодку "Гепард" проекта 971 (по классификации НАТО "Акула"). Между тем новый атомоход по-прежнему находится в бассейне судостроительного объединения, сроки передачи подводной лодки флоту в очередной раз перенесены на лето текущего года из-за отсутствия оборудования, которое недопоставили предприятия-смежники из республик бывшего Советского Союза. Поэтому фактические сроки сдачи субмарины не могут точно назвать даже в кораблестроительном управлении ВМФ.

Из двух противолодочных вертолетоносцев и трех многоцелевых авианосцев у России остался только один авианосец - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", который за свою службу на флоте совершил только один дальний поход, а все остальное время простоял в мурманском судоремонтном заводе "Севморпуть", где находится и по сей день в бесконечном ремонте. Из четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров в боевом строю сейчас находится только один - "Петр Великий".

Аналогичная ситуация с ремонтом и в морской авиации. Чтобы авиационная техника служила надежно, необходимо периодически проводить осмотр и ремонт. Но в настоящее время не поставляются запасные части, нет ГСМ. Из-за этого техника простаивает на аэродроме и, как следствие, появляются отказы, выходят из строя различные блоки оборудования.

Таким образом, систематическое недофинансирование ВМФ привело к росту числа ограниченно боеспособных кораблей и судов с просроченными межремонтными сроками. Нарастает процесс старения флота, но особенно тяжелое положение сложилось с вводом новых кораблей в боевой состав.

ТОПЛИВО

Флот по-прежнему живет на голодном топливном пайке, и топливо для флота сейчас - самое главное. Оно является тем ресурсом, без которого практически ничего нельзя сделать даже у пирса. А уж говорить о какой-то боевой подготовке в морских полигонах вообще не приходится. Такой возможности попросту нет. Топлива не хватает даже для того, чтобы полноценно провести осмотр и проверку оружия, технических средств, провернуть механизмы.

Главным образом по этой причине возникает "береговой синдром" - причальные условия не дают флотским руководителям мыслить масштабно. Уже есть командиры, которые не выходили в море и практически не имеют опыта работы на командирском мостике.

Широким слоям российского общества невозможно объяснить парадоксальность и даже абсурдность такой ситуации, когда страна, относящаяся к мировым экспортерам нефти и нефтепродуктов, не в состоянии найти мазут, керосин, дизельное топливо и бензин для обеспечения оперативной подготовки и жизнедеятельности собственных Вооруженных сил. Судя по всему, до сознания элиты российского общества и бизнеса все еще не доходит важнейшее значение для государства мощных и современных Вооруженных сил (в т.ч. и флота). Да и для их собственного, между прочим, благополучия и будущего.

Безусловно, экспорт углеводородов приносит значительные прибыли компаниям, приватизировавшим принадлежащие всей нации недра. Однако не ровен час, может настать момент, когда западные "партнеры" сочтут выгодным полностью отказаться от услуг жуликоватого и пропитанного криминалом российского бизнеса и взять дело транзита нефтепродуктов с сибирских месторождений в свои руки. Не следует забывать, что к слабым государствам история относится беспощадно. И тогда уже поздно будет искать виновных в развале армии и флота.

"БЫЛИ КОГДА-ТО И МЫ РЫСАКАМИ"

Сейчас это отходит уже в область преданий, но всего тридцать лет назад содержание и размах оперативной подготовки были совершенно иными. Вот самый, пожалуй, показательный пример. В апреле-мае 1970 г. проводились маневры Военно-морского флота "Океан", которые являлись, в свою очередь, логическим продолжением оперативно-стратегической игры "Горизонт". На маневрах "Океан" флотами был выполнен большой объем тактической и огневой подготовки. Подводными лодками и надводными кораблями было выполнено более 1000 боевых упражнений. В том числе: 64 ракетные, 430 артиллерийских и 352 торпедные стрельбы, 84 глубинных бомбометания, 57 минных постановок. При этом было применено 416 торпед, 68 ракет и 298 мин.

Успешно выполняла боевые упражнения авиация Военно-морского флота. Она произвела 5,5 тыс. самолето-вылетов, совершая часто полеты с дозаправкой в воздухе на дальность более 7 тыс. км. За это время осуществлено 752 заправки самолетов в воздухе с передачей им 4 тыс. тонн горючего. Экипажи самолетов произвели 860 бомбометаний, 219 торпедометаний и 209 минометаний. Применено 788 бомб, торпед и мин.

В четырех десантах высажено свыше 2,5 тыс. морских пехотинцев, более 420 единиц боевой техники, в том числе около 90 танков и свыше 200 артустановок и бронетранспортеров.

Это, естественно, далеко не все цифры. Однако сравнение их с показателями, к которым свелась боевая подготовка в 2000 г., даже самого хладнокровного человека способно повергнуть в шок. Одно можно сказать - раньше и имели, и могли.

ИТОГИ

Флот - не просто профессиональное занятие известного круга людей, он давно стал в каком-то смысле частью национального самосознания, частью истории и культуры России. Современному флоту, наконец, просто на роду написано быть мощнейшим рычагом поддержки дипломатических усилий державы. Как бы мы ни ругали пресловутую "дипломатию канонерок", но это, как говорится, медицинский факт.

Однако складывается впечатление, что в последнее десятилетие политическое руководство страны утратило реальное представление о задачах флота в новых геополитических реалиях. Власть явно недооценивает значение морской деятельности для экономического развития государства и обеспечения его безопасности. А между тем значение Мирового океана как источника сырьевых, продовольственных, энергетических и других ресурсов стремительно возрастает. Налицо стремление развитых стран установить свой контроль над перспективными в этом плане морскими и океанскими районами, в том числе над континентальным шельфом иных государств. В таких условиях без опоры на мощный Военно-морской флот вряд ли будет возможно защитить свои интересы в Мировом океане, обеспечить безопасность судоходства и иной хозяйственной деятельности.

Напомним, что общий цикл становления и жизни одного поколения кораблей в современных условиях складывается из нескольких этапов, включая научно-исследовательские разработки (7-10 лет); опытно-конструкторские работы (10 лет); период строительства, охватывающий постройку серии кораблей одного класса (12-15 лет) и всей номенклатуры классов (не менее 20-30 лет); период утилизации кораблей (5-7 лет). Таким образом, результаты создания одного поколения кораблей могут отзываться на протяжении 40-50 лет. Все это говорит, что морская сила не поддается импровизации, а является плодом долгих усилий целых поколений ученых, инженерно-технических работников, военных моряков.

Но... Несмотря на неоспоримую, всем историческим опытом подтвержденную необходимость сохранения и приумножения морской мощи государства, российский флот продолжает медленно и мучительно угасать. Содержать в таком состоянии ВМФ и так относиться к нему дальше нельзя. Наступает время принятия кардинальных решений, откладывание которых может привести к полной деградации флота.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1732
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1557
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1825
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1750

Другие новости