0
1371
Газета Армии Интернет-версия

06.04.2001 00:00:00

Новый самолет для ВВС

Тэги: окб сухого, авиация, истребитель, су27


Успешное сотрудничество между "ОКБ Сухого" и Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО) позволило на протяжении последних нескольких десятилетий решить ряд важных задач в интересах российской военной авиации.

Двадцать лет назад, 20 апреля 1981 г., состоялся первый полет истребителя Су-27 в серийной компоновке. Самолет с бортовым номером 0403 поднял в небо на летной станции "ОКБ Сухого" в Жуковском летчик-испытатель Bладимир Ильюшин. Машина была построена на КнААПО, которое в тесном содружестве с "ОКБ Сухого" изготовило в дальнейшем около 90% всех самолетов Су-27 и его модификаций. В 1981-1985 гг. осуществлена подготовка серийного производства двухместного Су-27УБ, изготовление которого затем было передано на авиазавод в Иркутске.

17 августа 1987 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первый вылет на опытном самолете Су-27К корабельного базирования. Через два года КнААПО приступило к серийному производству этого самолета, названного в дальнейшем Су-33. Указом президента Российской Федерации от 31 августа 1998 г. самолет Су-33 принят на вооружение.

1 апреля 1992 г. состоялся первый вылет головного истребителя Су-27М. К 1995 г. на КнААПО и в опытном производстве "ОКБ Сухого" было изготовлено 12 таких машин, послуживших основой для создания самолетов Су-35 и Су-37.

Однако наилучшим подтверждением эффективности совместной работы "ОКБ Сухого" и КнААПО является создание и серийное производство многофункционального двухместного самолета Су-30МК, обладающего способностью применения управляемого оружия класса "воздух-поверхность".

Освоение производства этой машины было осуществлено в рекордно короткие сроки. 9 марта 1999 г. опытный образец истребителя Су-30МК совершил первый полет в Жуковском. 20 мая 1999 г. состоялся первый вылет серийного образца самолета Су-30МК в Комсомольске-на-Амуре. На сегодняшний день на КнААПО развернуто серийное производство многофункциональных истребителей

Су-30МК, самолеты налетали в общей сложности более 1000 часов.

Отметим, что сама идея оснастить самолеты типа Су-27 управляемым оружием "воздух-поверхность" и ракетой "воздух-воздух" с активной радиолокационной головкой самонаведения не нова. Однако именно на Су-30МК она воплощена в жизнь. Пройден путь от опытного образца до серийного самолета, что подтверждено многократными боевыми пусками на государственных испытаниях.

К сожалению, информация о начале серийного производства на КнААПО нового многофункционального истребителя Су-30МК была затенена рядом публикаций рекламного характера, в которых в большей мере говорилось о том, что предполагается сделать, а не о том, что реально достигнуто и доведено до эксплуатации.

Важно подчеркнуть, что Су-30МК - это не доработочный вариант на базе старой платформы, а вновь спроектированный истребитель новой модификации, на котором установлено новейшее оборудование. К тому же существенной переделке подвергся планер самолета. Это вызвано в основном требованиями по увеличению боевой нагрузки машины.

Между тем Су-30К, изготавливаемый с 1992 г., фактически имеет планер учебно-боевого самолета Су-27УБ, а к нему не предъявлялись повышенные требования по весу боевой нагрузки. Это накладывает существенные ограничения как на общий вес боекомплекта при взлете с полной заправкой топливом, так и на вес несбрасываемой боевой нагрузки при посадке истребителя, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности применения дорогостоящих управляемых ракет, а применение перспективных противокорабельных ракет большой дальности и массы вообще сомнительно. В реальной эксплуатации далеко не каждый полет с подвешенными ракетами оканчивается их пуском, и самолет должен обеспечивать не только взлет с определенной нагрузкой, но и посадку в том случае, если боекомплект не был израсходован.

Вот почему важно отметить то обстоятельство, что серийный самолет Су-30МК по своим характеристикам полностью отвечает требованиям по боевой нагрузке не только на режимах взлета, но и при посадке. Это стало возможным за счет применения на Су-30МК усиленного центроплана и отъемных частей крыла, применения усиленных опор шасси, а также ряда других технических решений по усилению конструкции.

Антикоррозийная защита элементов планера улучшена за счет применения технологий, отработанных на самолете Су-33 корабельного базирования.

Число точек подвески вооружения увеличено до 12, что позволяет установить на самолет во всех вариантах загрузки дополнительное количество вооружения.

Основой модернизации самолета Су-30МК является новый состав бортового оборудования, разработчиками которого выступили российские предприятия, имеющие большой опыт в этой области и соответствующие государственные лицензии.

В их числе такие признанные гранды, как Раменское ПКБ, НИИП имени Тихомирова, "Геофизика-АРТ", ОКБ "Авиавтоматика", ЦКБА, ОКТБ "Омега". Новое бортовое оборудование изготовлено на современной элементной базе. Блоки его состоят из взаимозаменяемых модулей, охваченных системой автоматического встроенного контроля.

В общей сложности на самолете установлено 150 блоков нового оборудования. В их числе - система управления вооружением "воздух-поверхность" СУВ-П с управляемым процессором БЦВМ486, система управления оружием СУО-30ПК, позволяющая производить подготовку применения всех видов авиационных средств поражения с выбранных точек подвесок (неуправляемого ракетного и бомбового вооружения, ракет "воздух-воздух" типа РВВ-АЕ, Р-73, P-27, управляемого оружия класса "воздух-поверхность" КАБ-500КР, КАБ-1500КР, Х-29Т, Х-29Л, Х-31П, Х-31А, Х-59МЭ), новая оптико-локационная станция 52Ш с расширенными возможностями, станция радиотехнической разведки Л-150, система видеорегистрации "Беркут", устройство бортовой регистрации параметров, нашлемная система целеуказания "Сура-К", аппаратура "Текон" для применения ракеты Х-59МЭ с телевизионной головкой самонаведения.

Основу нового информационно-управляющего поля составляют цветные многофункциональные индикаторы размером 6х8 дюймов (по 2 штуки в каждой кабине), что позволяет вести одновременно контроль за режимами боевого применения на одном индикаторе, а на другом осуществлять обзор тактической обстановки, групповые действия, радиоэлектронное противодействие, вводить оперативную цель, проводить коррекцию навигации. Кроме того, наличие двух индикаторов в кабине повышает вероятность выполнения боевого задания, т.к. они сдублированы на случай отказа.

Новое оборудование позволяет сократить время предполетной подготовки и повысить ее качество путем автоматизированного ввода в аппаратуру исходных данных перед вылетом при помощи флэш-карты в блоке БРП-3.

С самолетом поставляется аппаратура АРМ-ТСВ, позволяющая производить комплексную обработку всех данных бортовой системы объективного контроля, а также компьютерный учебный класс для летного и технического персонала.

Одним из достоинств нового состава оборудования на Су-30МК по сравнению с доработочным вариантом является принцип "открытой архитектуры", позволяющий наращивать боевые возможности самолета без переделки базового состава оборудования. Например, для обеспечения работы радиолокационной станции в режиме "воздух-поверхность" и применения противокорабельной ракеты Х-31А на Су-30МК потребуется установить три новых блока (остальной состав оборудования не меняется) и выполнить испытания в объеме около 30 полетов. Это позволит в кратчайшие сроки приступить к серийному выпуску самолета, оснащенного противокорабельной ракетой.

Су-30МК в серийном варианте был впервые продемонстрирован на международной авиавыставке в Чжухае (КНР) в конце 2000 г. Посетители авиасалонов в Ле Бурже и в Жуковском (МАКС-2001) смогут также ознакомиться с дальнейшими усовершенствованиями этого многофункционального истребителя, повышающими его привлекательность, как для российского, так и зарубежного заказчика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
608
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
671
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
956
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
780

Другие новости