0
1322
Газета Армии Интернет-версия

15.06.2001 00:00:00

Авиаторы надеются

Тэги: парк, ВТА, Ил76М, Ил76МД, Руслан


Основу российского самолетного парка ВТА сейчас составляют в основном средние самолеты Ил-76М и Ил-76МД и тяжелые военно-транспортные машины Ан-22 "Антей" и Ан-124 "Руслан". Вспомогательная авиация включает легкие самолеты Ан-24, Ан-26 и Ту-134. Для радиоэлектронного подавления средств управления войсками противника используются оснащенные оборудованием РЭБ самолеты Ан-12.

САМОЛЕТЫ И ДВИГАТЕЛИ

Ил-76 - основной самолет ВТА, используемый для выполнения боевых задач по десантированию войск и техники. Средний возраст этих машин, находящихся сейчас на вооружении, более 20 лет и, по оценкам специалистов ВВС, они смогут прослужить еще примерно столько же.

Ан-124 "Руслан" - самолет, используемый для перевозки особо тяжелых и крупногабаритных грузов. Его средний возраст на сегодня - немногим более 10 лет. Предполагается, что "Русланы" смогут находиться в эксплуатации еще, как минимум, 35 лет.

Именно эти два типа машин и будут в ближайшее время составлять основу самолетного парка ВТА. Серьезной перспективой для ВТА России должен стать самолет Ан-70. Это летательный аппарат следующего поколения, не имеющий пока мировых аналогов. Зарубежный вариант, с близкими характеристиками - Эрбас А400М существует пока лишь на бумаге. Потребности российских ВВС в новом самолета оцениваются в 200 машин.

В фюзеляже Ан-70 могут перевозиться практически все виды вооружения и военной техники. Эта машина на 25% изготовлена из полимерных композиционных материалов, что позволило уменьшить его массу на 80% и автоматизировать производство ряда важных узлов. Самолет имеет шасси повышенной проходимости, которое обеспечивает его эксплуатацию с грунтовых ВПП. По всей видимости, в серию новая машина пойдет не ранее 2004-2005 гг.

К 2010 г. ВТА пополнится и принципиально новым типом самолета специального назначения. На эту машину, по массо-габаритным характеристикам занимающую промежуточное положение между Ан-26 и Ан-12, будет возложен широкий круг задач: ведение РЭБ, многоспектральная радиотехническая разведка, аэрофотосъемка. Самолеты этого типа смогут использоваться и в качестве воздушных командных пунктов, и применяться для доставки групп специального назначения в тыл противника. При создании новой машины широко используется научно-технический задел, полученный в ходе работ над легкими транспортными самолетами типа Ил-112, МиГ-110 и С-80.

Самая главная проблема военно-транспортной авиации - экономичный, соответствующий нормам ИКАО, двигатель. Единственная силовая установка, отвечающая у нас мировым стандартам - двигатель ПС-90, но работы по нему ведутся крайне медленно. Во многом это связано с тем, что головное предприятие по его производству "Мотор Сич" находится на Украине. Создание в Самаре более мощного и экономичного двигателя НК-93 практически заморожено. Другие двигатели, такие как ТРДД на базе ТРДДФ АЛ-41Ф для машин пятого поколения, существуют лишь в стадии проектных разработок.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАРКА

Работы по модернизации Ил-76 уже начались. Это будет более экономичный, мощный, надежный и менее шумный самолет. Три первых Ил-76МД уже полностью доработаны по бортовому оборудованию. Погрузочно-разгрузочные работы значительно облегчатся за счет применения дистанционной системы управления, а главное - эта машина станет полностью соответствовать новым нормам ИКАО. Работы по Ил-76МД планируется выполнять на Рязанском авиаремонтном заводе, новая модификация получит обозначение Ил-76МД-90.

Ведется работа и по "Руслану". В Ульяновске прошли модернизацию три самолета Ан-124 из состава ВТА, которые дорабатывались в вариант Ан-124-100. Сейчас завершается доработка четвертой машины и поставлен на модернизацию еще один самолет. "Русланы" оснащаются системой ГЛОНАСС/NAVSTAR, оборудованием TCAS и другими современными системами. На них устанавливаются модернизированные двигатели Д-18РДМ, в конструкции которых полностью учтен опыт иркутской трагедии. Эти двигатели уже подтвердили свою надежность. В ВВС не было зафиксированного ни одного случая их отказа.

В июле 1995 г. правительства России и Узбекистана подписали международное соглашение о создании финансово-промышленной группы, в которую вошли авиакомплекс им. Ильюшина и ТАПО им. Чкалова. Основной задачей новой структуры стало создание на базе Ил-76 самолета Ил-76МФ.

Ил-76 фактически разрезали по центроплану и сделали вставки по 3,3 метра по одну и другую сторону, что увеличило объем грузовой кабины самолета в полтора раза. Создано новое навигационное оборудование, благодаря чему самолет приобрел новые качества. Он, например, может теперь легко выполнять автоматическое вождение в строю. Кроме того, самолет получил новые спаренные колеса основных опор шасси, современную авионику. Экипаж сократился до четырех человек.

Силовая установка новой машины состоит теперь из четырех турбореактивных двухконтурных двигателей ПС-90АН с тягой до 16 000 кгс. Это дает другие возможности по грузоподъемности. Для сравнения, если самолет Ил-76 имеет максимальный взлетный вес 190 тонн и 48 тонн десантной нагрузки, то эксплуатационный взлетный вес новой машины уже 210 тонн и десантная нагрузка увеличивается до 52 тонн. Кроме того, возрастают возможности десантирования, так как он имеет уже четыре десантных платформы, в отличие от предыдущей модификации, где их было только три.

Ил-76МФ может перевозить 305 парашютистов-десантников или три боевые машины пехоты на специальных парашютных платформах. При десантировании посадочным способом самолет может принять на борт до 500 человек в полном снаряжении, четыре БМП или несколько грузовых автомобилей. Двигатели экономичней Д-30КП на 20-25% (в зависимости от режима полета).Когда во время испытаний совершались полеты на Камчатку и обратно, то летчики подсчитали, что экономия топлива в полете составила 40 тонн.

Машина взлетает с грунтовых и укороченных взлетно-посадочных полос, с аэродромов, расположенных на высоте до 4500 метров над уровнем моря и может эксплуатироваться в условиях повышенных температур. Учитывая сегодняшнюю геополитическую ситуацию и возрастающую реальную угрозу безопасности с южного направления, эти его качества могут иметь принципиально важное значение для решения боевых задач ВТА.

Летом 2000 г. в Рязани состоялась демонстрация возможностей опытного образца Ил-76МФ. Впервые в мире производилось десантирование с одного самолета сразу шести грузовых платформ, причем на двух из них размещались боевые машины десанта, а на четырех - контейнеры с боеприпасами.

Первые два самолета Ил-76МФ поступят в эксплуатацию ВТА уже в этом году, и еще два - в 2002 г. Такое незначительное количество новых машин, конечно, не отвечает запросам ВВС, так как потребность российской военно-транспортной авиации в Ил-76МФ оценивается специалистами в 120 самолетов.

Планируется, что после 2010 г. ВТА будет располагать модернизированными самолетами Ил-76МД-90, Ан-124-100 и, возможно, Ан-22-100. Авиаторов не покидают надежды, что к этому времени в строю будут находиться несколько сотен Ил-76МФ и Ан-70.

ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ

61-я воздушная армия не является нахлебником для Министерства обороны. В частности, 224-й отряд ВТА на перевозке грузов зарабатывает немалые деньги. Причем представители ВТА согласны взять на себя перевозки в те районы, куда гражданская авиация не летает. При этом ВТА - один из немногих эксплуатантов, который имеет свой сертифицированный цикл подготовки к международным полетам в Центре боевого применения и переучивания летного состава в Иваново.

Заработанные 224-м отрядом ВТА средства, которые составляют 5-7 млн. долларов ежегодно, смогли бы стать серьезным вкладом в решение проблем модернизации самолетного парка и финансирования новых разработок. Тем более что такие разработки, несмотря на все имеющиеся трудности, все же продолжаются.

Помимо этого, склады ВВС переполнены техникой и запасными частями, которые очень нужны странам, где эксплуатируются наши самолеты. Но тех, кто занимается продвижением нашей техники за рубеж, такая мелочь просто не интересует, ею никто не хочет заниматься. А сами ВВС не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, в результате все это ржавеет и сдается как металлолом. А ведь это могли быть реальные деньги.

ВЫТЕСНЕНИЕ?

В настоящее время фирма "Боинг" выпускает грузовой самолет повышенной дальности 747ER, первым заказчиком которого является IFLC. Военно-транспортная авиация США оснащается новыми машинами C-130J "Геркулес-II" и С-17 "Глоубмастер-II", модернизированными самолетами С-141В, С-130 и С-5. Таким образом, роль ВТА в обозримом будущем будет только возрастать.

Что касается российских самолетов, то они в ближайшее время не смогут пересекать наши воздушные границы из-за того, что более 70% парка наших летательных аппаратов не соответствуют требованиям стандартизации ИКАО, вступающим в силу с 1 января 2002 г. И если не принять кардинальных мер, то можно предположить, что в перспективе все наши машины будут вытеснены аналогичной техникой зарубежных образцов, что отбросит развитие авиастроения в России на десятки лет назад.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
896
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1005
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
314
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1285

Другие новости