Основу российского самолетного парка ВТА сейчас составляют в основном средние самолеты Ил-76М и Ил-76МД и тяжелые военно-транспортные машины Ан-22 "Антей" и Ан-124 "Руслан". Вспомогательная авиация включает легкие самолеты Ан-24, Ан-26 и Ту-134. Для радиоэлектронного подавления средств управления войсками противника используются оснащенные оборудованием РЭБ самолеты Ан-12.
САМОЛЕТЫ И ДВИГАТЕЛИ
Ил-76 - основной самолет ВТА, используемый для выполнения боевых задач по десантированию войск и техники. Средний возраст этих машин, находящихся сейчас на вооружении, более 20 лет и, по оценкам специалистов ВВС, они смогут прослужить еще примерно столько же.
Ан-124 "Руслан" - самолет, используемый для перевозки особо тяжелых и крупногабаритных грузов. Его средний возраст на сегодня - немногим более 10 лет. Предполагается, что "Русланы" смогут находиться в эксплуатации еще, как минимум, 35 лет.
Именно эти два типа машин и будут в ближайшее время составлять основу самолетного парка ВТА. Серьезной перспективой для ВТА России должен стать самолет Ан-70. Это летательный аппарат следующего поколения, не имеющий пока мировых аналогов. Зарубежный вариант, с близкими характеристиками - Эрбас А400М существует пока лишь на бумаге. Потребности российских ВВС в новом самолета оцениваются в 200 машин.
В фюзеляже Ан-70 могут перевозиться практически все виды вооружения и военной техники. Эта машина на 25% изготовлена из полимерных композиционных материалов, что позволило уменьшить его массу на 80% и автоматизировать производство ряда важных узлов. Самолет имеет шасси повышенной проходимости, которое обеспечивает его эксплуатацию с грунтовых ВПП. По всей видимости, в серию новая машина пойдет не ранее 2004-2005 гг.
К 2010 г. ВТА пополнится и принципиально новым типом самолета специального назначения. На эту машину, по массо-габаритным характеристикам занимающую промежуточное положение между Ан-26 и Ан-12, будет возложен широкий круг задач: ведение РЭБ, многоспектральная радиотехническая разведка, аэрофотосъемка. Самолеты этого типа смогут использоваться и в качестве воздушных командных пунктов, и применяться для доставки групп специального назначения в тыл противника. При создании новой машины широко используется научно-технический задел, полученный в ходе работ над легкими транспортными самолетами типа Ил-112, МиГ-110 и С-80.
Самая главная проблема военно-транспортной авиации - экономичный, соответствующий нормам ИКАО, двигатель. Единственная силовая установка, отвечающая у нас мировым стандартам - двигатель ПС-90, но работы по нему ведутся крайне медленно. Во многом это связано с тем, что головное предприятие по его производству "Мотор Сич" находится на Украине. Создание в Самаре более мощного и экономичного двигателя НК-93 практически заморожено. Другие двигатели, такие как ТРДД на базе ТРДДФ АЛ-41Ф для машин пятого поколения, существуют лишь в стадии проектных разработок.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАРКА
Работы по модернизации Ил-76 уже начались. Это будет более экономичный, мощный, надежный и менее шумный самолет. Три первых Ил-76МД уже полностью доработаны по бортовому оборудованию. Погрузочно-разгрузочные работы значительно облегчатся за счет применения дистанционной системы управления, а главное - эта машина станет полностью соответствовать новым нормам ИКАО. Работы по Ил-76МД планируется выполнять на Рязанском авиаремонтном заводе, новая модификация получит обозначение Ил-76МД-90.
Ведется работа и по "Руслану". В Ульяновске прошли модернизацию три самолета Ан-124 из состава ВТА, которые дорабатывались в вариант Ан-124-100. Сейчас завершается доработка четвертой машины и поставлен на модернизацию еще один самолет. "Русланы" оснащаются системой ГЛОНАСС/NAVSTAR, оборудованием TCAS и другими современными системами. На них устанавливаются модернизированные двигатели Д-18РДМ, в конструкции которых полностью учтен опыт иркутской трагедии. Эти двигатели уже подтвердили свою надежность. В ВВС не было зафиксированного ни одного случая их отказа.
В июле 1995 г. правительства России и Узбекистана подписали международное соглашение о создании финансово-промышленной группы, в которую вошли авиакомплекс им. Ильюшина и ТАПО им. Чкалова. Основной задачей новой структуры стало создание на базе Ил-76 самолета Ил-76МФ.
Ил-76 фактически разрезали по центроплану и сделали вставки по 3,3 метра по одну и другую сторону, что увеличило объем грузовой кабины самолета в полтора раза. Создано новое навигационное оборудование, благодаря чему самолет приобрел новые качества. Он, например, может теперь легко выполнять автоматическое вождение в строю. Кроме того, самолет получил новые спаренные колеса основных опор шасси, современную авионику. Экипаж сократился до четырех человек.
Силовая установка новой машины состоит теперь из четырех турбореактивных двухконтурных двигателей ПС-90АН с тягой до 16 000 кгс. Это дает другие возможности по грузоподъемности. Для сравнения, если самолет Ил-76 имеет максимальный взлетный вес 190 тонн и 48 тонн десантной нагрузки, то эксплуатационный взлетный вес новой машины уже 210 тонн и десантная нагрузка увеличивается до 52 тонн. Кроме того, возрастают возможности десантирования, так как он имеет уже четыре десантных платформы, в отличие от предыдущей модификации, где их было только три.
Ил-76МФ может перевозить 305 парашютистов-десантников или три боевые машины пехоты на специальных парашютных платформах. При десантировании посадочным способом самолет может принять на борт до 500 человек в полном снаряжении, четыре БМП или несколько грузовых автомобилей. Двигатели экономичней Д-30КП на 20-25% (в зависимости от режима полета).Когда во время испытаний совершались полеты на Камчатку и обратно, то летчики подсчитали, что экономия топлива в полете составила 40 тонн.
Машина взлетает с грунтовых и укороченных взлетно-посадочных полос, с аэродромов, расположенных на высоте до 4500 метров над уровнем моря и может эксплуатироваться в условиях повышенных температур. Учитывая сегодняшнюю геополитическую ситуацию и возрастающую реальную угрозу безопасности с южного направления, эти его качества могут иметь принципиально важное значение для решения боевых задач ВТА.
Летом 2000 г. в Рязани состоялась демонстрация возможностей опытного образца Ил-76МФ. Впервые в мире производилось десантирование с одного самолета сразу шести грузовых платформ, причем на двух из них размещались боевые машины десанта, а на четырех - контейнеры с боеприпасами.
Первые два самолета Ил-76МФ поступят в эксплуатацию ВТА уже в этом году, и еще два - в 2002 г. Такое незначительное количество новых машин, конечно, не отвечает запросам ВВС, так как потребность российской военно-транспортной авиации в Ил-76МФ оценивается специалистами в 120 самолетов.
Планируется, что после 2010 г. ВТА будет располагать модернизированными самолетами Ил-76МД-90, Ан-124-100 и, возможно, Ан-22-100. Авиаторов не покидают надежды, что к этому времени в строю будут находиться несколько сотен Ил-76МФ и Ан-70.
ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ
61-я воздушная армия не является нахлебником для Министерства обороны. В частности, 224-й отряд ВТА на перевозке грузов зарабатывает немалые деньги. Причем представители ВТА согласны взять на себя перевозки в те районы, куда гражданская авиация не летает. При этом ВТА - один из немногих эксплуатантов, который имеет свой сертифицированный цикл подготовки к международным полетам в Центре боевого применения и переучивания летного состава в Иваново.
Заработанные 224-м отрядом ВТА средства, которые составляют 5-7 млн. долларов ежегодно, смогли бы стать серьезным вкладом в решение проблем модернизации самолетного парка и финансирования новых разработок. Тем более что такие разработки, несмотря на все имеющиеся трудности, все же продолжаются.
Помимо этого, склады ВВС переполнены техникой и запасными частями, которые очень нужны странам, где эксплуатируются наши самолеты. Но тех, кто занимается продвижением нашей техники за рубеж, такая мелочь просто не интересует, ею никто не хочет заниматься. А сами ВВС не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, в результате все это ржавеет и сдается как металлолом. А ведь это могли быть реальные деньги.
ВЫТЕСНЕНИЕ?
В настоящее время фирма "Боинг" выпускает грузовой самолет повышенной дальности 747ER, первым заказчиком которого является IFLC. Военно-транспортная авиация США оснащается новыми машинами C-130J "Геркулес-II" и С-17 "Глоубмастер-II", модернизированными самолетами С-141В, С-130 и С-5. Таким образом, роль ВТА в обозримом будущем будет только возрастать.
Что касается российских самолетов, то они в ближайшее время не смогут пересекать наши воздушные границы из-за того, что более 70% парка наших летательных аппаратов не соответствуют требованиям стандартизации ИКАО, вступающим в силу с 1 января 2002 г. И если не принять кардинальных мер, то можно предположить, что в перспективе все наши машины будут вытеснены аналогичной техникой зарубежных образцов, что отбросит развитие авиастроения в России на десятки лет назад.