0
1462
Газета Армии Интернет-версия

14.09.2001

Нельзя недооценивать человеческий фактор

Тэги: азаров, армия, человеческий, фактор

Конец августа нынешнего года войдет в летопись российских Вооруженных сил беспрецедентным ЧП: в Самарском гарнизоне одна из рот 589-го мотострелкового полка в полном составе покинула расположение части. Такой массовый "исход" был связан с неуставными отношениями в воинском коллективе. Какие выводы сделаны из этого инцидента и о проблемах воспитательных структур армии и флота рассказывает начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ. ИЗ ДОСЬЕ "НВО" Виталий Михайлович Азаров родился в 1954 г. во Львове. После окончания в 1975 г. Ленинградского высшего командного училища военных сообщений имени М.В. Фрунзе проходил службу в железнодорожных войсках. Командовал взводом, ротой, был заместителем командира батальона, бригады по политической части. В 1988 г. окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. Был заместителем командира корпуса, командующего железнодорожными войсками по воспитательной работе. С 1997 г. - в Главном управлении воспитательной работы (ГУВР) Вооруженных сил РФ, в январе 2000 г. назначен на должность начальника ГУВРа. Кандидат исторических наук.

-Виталий Михайлович, как вы оцениваете морально-психологическое состояние личного состава Вооруженных сил?

- Российская армия сегодня управляема и способна выполнить задачи, поставленные Верховным главнокомандующим. Более того, по данным социологических исследований, проведенных нашим главком в войсках, наметилась устойчивая тенденция улучшения морально-психологического состояния всех категорий военнослужащих. Но сказать, что у нас в подразделениях все хорошо, - это покривить душой. У нас есть недостатки в этой области, и мы не собираемся их скрывать.

Вспомним, однако: Вооруженные силы - не изолированный организм, а неотъемлемая часть российского общества. Поэтому посмотрим, кто нам приходит в войска.

По нашим данным, почти 8% призывников систематически употребляли спиртные напитки, 5,4% уже основательно пробовали наркотики, токсические вещества, у почти 12% были приводы в милицию, 8% - привлекались к суду, каждый четвертый нигде не работал и не учился. Кроме того, отдельные солдаты и сержанты, проходящие службу по месту призыва, связаны с тамошними криминальными элементами. Это особенно характерно для республик Северного Кавказа.

Между тем уровень преступности в Вооруженных силах приблизительно в два раза ниже, чем в целом по стране. Дальнейшая же динамика правонарушений будет определяться увеличением числа преступлений в экономической сфере, интенсивностью проникновения оргпреступности в армейскую среду. Сохраняет актуальность проблема предупреждения наркомании, пьянства и алкоголизма, которые все больше определяют уровень насильственной преступности.

МОТИВАЦИЯ ПОЧТИ НУЛЕВАЯ

- Не секрет, что социально-демографические показатели призывников ухудшаются с каждым годом. Требуется вложение больших сил в воспитательный процесс...

- К сожалению, с кадрами у нас проблема. В Российской армии сейчас на первичных должностях офицеров-воспитателей в большинстве случаев (почти 80%) - не кадровые военные, а выпускники гражданских вузов. Они по закону должны отслужить в армии два года. Многие из них имеют довольно смутное представление о педагогике, психологии, формах и методах воспитательной работы.

- В России столько высших военно-учебных заведений, а вы говорите о дефиците кадров...

- К сожалению нередко молодые офицеры досрочно увольняются из Вооруженных сил. И это объективный процесс. Младшие офицеры сегодня - одна из самых незащищенных категорий граждан. Низкий заработок (около 1500 рублей), отсутствие жилья, проблемы с трудоустройством жен, напряженность ратного труда - вот что определяет почти нулевую мотивацию к военной карьере. И приходится государству заполнять вакуум малоподготовленными двухгодичниками. Когда целая мотострелковая рота в Самаре 22 августа покинула расположение части, выяснилось, что одна из причин ЧП - неукомплектованность полка командирами рот, взводов и слабая подготовленность офицеров-воспитателей.

- А каков контроль со стороны Минобороны, общества, государства за обстановкой в частях, на кораблях?

- У нас есть надежная система контроля за деятельностью воинских коллективов. В ней задействованы командиры, вышестоящие штабы, прокуратура, суды, наше управление, правозащитные, религиозные организации... Но, согласен, порой эта система дает сбои.

АРМЕЙСКИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКИ

- Так что же делается Министерством обороны, чтобы исправить положение?

- С приходом в Минобороны РФ нового руководства принято решение создать сеть военных циклов, кафедр и факультетов в высших военно-учебных заведениях, где бы готовили офицеров-воспитателей, психологов, социологов и т.п. для всех видов Вооруженных сил и родов войск. Замечу, что это делается только сейчас, спустя почти 10 лет после того, как были закрыты политучилища, когда в армии не стало образовательных структур, которые выпускали бы специалистов по морально-психологической подготовке.

Мы совершенствуем формы и методы воспитательной работы. Практически во всех воинских коллективах сейчас есть телефоны "горячей линии", чтобы солдаты напрямую могли обратиться с любыми проблемами в вышестоящий штаб, к их услугам также телефоны доверия, активизируется работа женсоветов и т.п.

Наконец, стремимся поднять на должную высоту в коллективах значение и роль общественного мнения. Вскоре в воздушно-десантных войсках пройдет эксперимент, связанный с укреплением доверия к неформальным лидерам. Хотим мы того или нет, но они всегда есть в подразделениях. Мы его так и назвали: "эксперимент с доверенными лицами". Этих людей изберут в каждой роте, в каждом взводе. Их статус будет утвержден приказом командира. К ним по любому вопросу смогут обратиться сослуживцы, и они должны способствовать его решению.

- А кто защищает права офицеров?

- Прежде всего - его командир. Но не только он: этим обязаны заниматься прокуратура, суды, вышестоящее командование, в том числе офицеры-воспитатели и т.п. Необходимо также повысить статус офицерских собраний. Они, по-моему, должны стать куда более действенными органами. И истинно демократичными. Кое-кто убежден, что председатель офицерского собрания - это непременно командир части, как, впрочем, сейчас записано в соответствующих документах. Но, почему, однако, нельзя избрать председателем авторитетную личность в коллективе?

ОРГВОПРОСЫ

- Скажите, пожалуйста, будет ли изменена структура Главного управления воспитательной работы?

- После многократных реформирований в период с 1991-го по 2000-й год, на наш взгляд, удалось сформировать структуру ГУВРа, которая позволяет с достаточной эффективностью решать проблемы воспитания личного состава армии и флота. Безусловно, будут некоторые коррективы, связанные с сокращением численности центральных органов военного управления Вооруженных сил, необходимостью в связи с этим перераспределения задач, возложенных на подразделения главка. Однако существенных изменений не предусматривается.

- Когда и каким образом будет организована единая для всех силовых структур страны система воспитательной работы?

- В настоящее время в Министерстве обороны готовится проект программы перехода Вооруженных сил, войск и воинских формирований других силовых ведомств к единой системе воинского воспитания. Его разработка осуществляется в рамках общих решений, принятых руководством страны по реформированию военной организации государства. Реализация программы будет способствовать повышению престижа ратной службы и авторитета защитника Отечества, преодолению разрыва между военной организацией государства и обществом, формированию в общественном сознании устойчивой поддержки проводимой военной реформы.

Программа определит основные направления развития системы воинского воспитания; порядок создания единых (сопряженных) систем управления, координации и объединения усилий воспитательных структур по совместному выполнению задач в мирное время, чрезвычайных ситуациях и в ходе вооруженных конфликтов; обеспечит единое понимание и организацию воспитательной работы с личным составом, морально-психологического обеспечения, выполняемых задач. При этом будет максимально учитываться опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития общества. Программа будет выполняться в течение 2002-2010 годов поэтапно. Именно в 2010 году должен завершиться текущий этап реформирования военной организации государства. Но проект становится руководством к действию только после его утверждения. А пока работа над документом продолжается.

- Какую роль вы отводите психологической, социологической, культурологической и другим гуманитарным службам Вооруженных сил?

- Все названные направления являются приоритетными в деятельности ГУВР. С 2000 года в управлении создана психологическая служба, как самостоятельное подразделение. Должности психологов введены от центральных органов управления до подразделений. В ряде соединений и воинских частей сформированы центры (пункты) психологической помощи и реабилитации.

С 1999 года мы начали подготовку специалистов этого профиля на военно-психологическом факультете Военного университета. В целом, по оценкам главнокомандующих видами Вооруженных сил, командующих войсками военных округов и флотов, командиров, психологическая работа в частях и на кораблях востребована. Абсолютно ясно, что ее роль и значение в современных условиях развития военной организации общества будет возрастать.

Мы также активно используем потенциал культурно-досуговых учреждений. Проводимые ими многочисленные мероприятия находят положительный отклик среди военнослужащих, членов их семей, да и вообще у населения страны. Могу привести пример, что только в 2000 году состоялось более 2 тысяч выездов концертных бригад в войска, в том числе неоднократно в Чечню, другие гарнизоны Северо-Кавказского региона, к российским миротворцам в Косово, Боснии и Герцеговине, Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане, Приднестровье.

При поддержке руководства Министерства обороны в последнее время удалось решить ряд организационных вопросов: воссоздана военно-художественная студия писателей, сформирован Центр военной песни Вооруженных Сил. В условиях реформирования мы добились, чтобы военные учреждения культуры сокращались только при условии полного расформирования гарнизонов и воинских частей. Стремимся также совершенствовать систему социологического обеспечения, включающую изучение и прогнозирование социальных процессов в войсках (силах), проведение мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей, анализ и оценку морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих. В настоящее время для проведения этой работы на штатной основе мы имеем только небольшое подразделение в составе ГУВРа, но планируем вскоре создать на базе Военного университета научно-исследовательский Социологический центр Вооруженных сил.

- Вооруженные силы продолжают сокращаются. Уменьшатся ли в связи с этим штаты воспитательных структур?

- Число должностей в органах воспитательной работы будет изменяться поэтапно, в рамках сокращения Вооруженных сил, пропорционально общему количеству офицеров. При этом мы имеем возможность предложить каждому офицеру-воспитателю равнозначную должность в другой воинской части или органе военного управления. Не вызывает сомнений, что того, кто изъявит желание уволиться из Вооруженных сил, обеспечат всеми социальными гарантиями в соответствии с действующим законодательством.

С ВЕРОЙ - ЗА ОТЕЧЕСТВО

- Насколько помогает воспитательным структурам армии и флота взаимодействие с религиозными конфессиями?

- По нашим данным, каждый четвертый военнослужащий считает себя верующим (из них православных - 76 %,мусульман - 9%, буддистов - 3%, других вероисповеданий - 12 %). Казалось бы, это не так много. Но хочу отметить, что взаимодействие с религиозными объединениями рассматривается нами не только в аспекте реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, но и с точки зрения извлечения из этого пользы для Вооруженных сил. Разумеется, это не означает насильственного насаждения религиозных взглядов, тем более искусственного создания преимуществ для какой-либо конфессии. В выборе религиозного объединения как партнера и помощника в работе с личным составом органы военного управления исходят прежде всего из духовных запросов людей, уровня их религиозности, исторически сложившихся традиций, реальной способности того или иного религиозного объединения, конкретного священнослужителя оказать позитивное влияние на морально-психологическое состояние воинов.

- Министерство обороны порой подвергается критике за якобы чересчур активное сотрудничество с Русской Православной Церковью. Это, по мнению ваших оппонентов, нарушает права приверженцев других конфессий. Что можно сказать по этому поводу?

- Вооруженные силы открыты для сотрудничества со всеми конфессиями, исторически сложившимися на территории Российской Федерации и составляющими неотъемлемую часть исторического наследия ее народов. Однако факт наибольшего развития отношений Министерства обороны с РПЦ вполне объясним и ни в коей мере не ущемляет права военнослужащих иных вероисповеданий.

Уровень более частых контактов Вооруженных сил с Русской Православной Церковью, глубина и интенсивность этих связей определяется не мнением того или иного командира, а исторически сложившимся статусом православия в российском обществе, его ролью в нашей истории, культуре, национальном самосознании, отношением к войне и армии. Равенство религиозных объединений перед законом еще не означает равенства в их социальной значимости. Поэтому нравственные ценности, привносимые православием в общественное сознание, а именно государственный патриотизм, отношение к военной службе и защите Отечества как священной обязанности каждого христианина, плюс желание самой церкви оказать помощь Вооруженным силам ставят ее в ряд близких союзников Министерства обороны.

При этом хочу подчеркнуть, что в процессе взаимодействия с религиозными объединениями Министерство обороны также поддерживает постоянные контакты с Центральным духовным управлением мусульман России и Европейских стран СНГ, Духовным управлением мусульман Центрально-Европейского региона, Духовным управлением буддистов России. Это вовсе не означает подмены военных психологов, социологов, командиров, офицеров-воспитателей. Речь идет об объединении усилий в решении задач воспитательной работы.

СМИ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ

- На страницах "НВО" прошла дискуссия о проблемах ведомственной военной печати. Какие проблемы, поднятые в ней, привлекли ваше внимание? Видите вы пути их решения?

- В дискуссии прежде всего привлек внимание вопрос о действенности работы военной печати. Нельзя не согласиться с тем, что не все из наших изданий, особенно из числа армейских и окружных, способны конкурировать на рынке информации. Эту проблему мы видим и многое делаем, чтобы ее решить. Большие полномочия здесь делегированы не так давно созданному в ГУВРе отделу СМИ. Его сотрудники сейчас создают новую композиционно-тематическую модель окружной, флотской газеты.

С утверждением же, что в Вооруженных силах не должно быть ведомственных СМИ, что о положении дел в армии и на флоте могут объективно судить только так называемые "независимые" СМИ, не согласен. Как и не соглашусь с тем, что СМИ не способны воспитывать военнослужащих, а потому должны только их информировать. Исследовательская работа, проводимая в большом объеме всеми подразделениями ГУВР, доказала (и это подтверждает мой многолетний опыт), что пресса оказывает значительное воздействие на психикоэмоциональную сферу человека его взгляды, установки и мотивацию поведения, формирует общественные взгляды. Нельзя забывать огромную значимость военной прессы в особый период - в ходе боевых действий, когда "независимые" газеты не смогут попасть не только в окоп к солдату но и на командный пункт полка...

- Есть ли планы реформирования системы военных СМИ?

- Перестройку деятельности военных СМИ намечаем провести в несколько этапов. В первую очередь надо решить проблему обновления законодательной базы, которая обеспечит эффективную работу нашей прессы в самых сложных условиях. Имеющиеся нормативные документы устарели и не только не способствуют, но порой даже мешают деятельности военных газет и журналов. Сейчас находится в стации согласования проект положения "О средствах массовой информации Вооруженных Сил РФ". Оно в рамках Закона РФ "О средствах массовой информации" будет регламентировать функционирование военных изданий и электронных СМИ. Причем оно, сказал бы, не "жесткое", а достаточно "либеральное", позволяющее военным средствам массовой информации по многим показателям, в частности, оперативности, открытости, конкурировать с гражданскими СМИ.

Также очень важно провести оптимизацию организационно-штатных структур военных изданий с целью повышения их эффективности. Например, мы думаем перевести окружные газеты в разряд военных региональных и тем самым значительно расширить их тематику, сделать более экономичными, увеличить читательскую аудиторию. Региональная газета, в отличие от окружной, будет освещать не только жизнедеятельность частей округов, но и военных структур всех силовых ведомств, находящихся на данной территории, шире выходить на гражданскую читательскую аудиторию. Безусловно, необходимо улучшить полиграфическую базу, увеличить гонорарный фонд военной печати.

Трудно переоценить и решение такой проблемы как улучшение подготовки кадров, привлечение к работе в военной прессе нового журналистского потенциала. Словом, работы на этом направлении непомерно много. Мы полны решимости ее выполнить.

Еще раз подчеркну, что Вооруженным силам, особенно на нынешнем этапе, без своих СМИ не обойтись.

- Почему сначала закрыли, а потом вновь открыли газету Группы российских войск в Закавказье "Закавказские военные ведомости"?

- "Закавказские военные ведомости" никто не закрывал. В связи с реформированием Вооруженных сил и сокращением российского военного присутствия в Закавказье это издание переведено на расширенный штат дивизионной газеты.

- Останутся ли в штате объединений и соединений многотиражные газеты?

- Останутся по крайней мере в ближайшее время. А дальше - посмотрим. Не секрет, что в существующем ныне виде многотиражные газеты не отвечают современным требованиям.

- И последнее: как вы относитесь к тому, что сейчас многие офицеры и генералы избираются, назначаются руководителями регионов - мэрами, губернаторами или становятся госчиновниками?

- Что ж, по степени доверия армия в глазах общества стоит на одном из первых мест. Поэтому неудивительно, что наши офицерские кадры востребованы. Мы, военные, являемся проводниками государственной президентской политики в жизнь - будь то военные действия и организация на первых порах власти в Чечне или формирование и функционирование каких-то социальных программ помощи, строительства. В том числе и строительства государственного. На Руси всегда и везде на трудных участках были люди военные. Они строили дороги, разведывали новые территории, обустраивали их. То же самое и сейчас.

В заключение нашей беседы хотелось бы напрямую обратиться к офицерам, которые, несмотря на множество трудностей, честно выполняют свой воинский долг. Огромная благодарность вам, дорогие соратники и друзья! Сегодня вы творите историю Родины, возрождаете и приумножаете боевые и героические традиции Российской армии. От души желаю успехов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россию поставили на второе место

Россию поставили на второе место

Владимир Щербаков

Москва обошла Лондон в рейтинге SIPRI топ-100

0
1770
Без повышений и наград

Без повышений и наград

Мартын Андреев

Безымянные герои Стены Памяти

0
133
Киев грозит Москве  с оглядкой на Запад

Киев грозит Москве с оглядкой на Запад

Александр Шарковский

Россия упорно не желает понимать, что Украина объявила ей войну

2
2134
Почему "черный халифат" до сих пор не побежден

Почему "черный халифат" до сих пор не побежден

Искандер Батыров

В военной коалиции, возглавляемой США, наметился раскол

0
2357

Другие новости

Загрузка...
24smi.org