Событие
Декабрь 2001 г. в грядущих исследованиях военно-морских историков наверняка будет назван вехой в развитии ВМФ России. Суть происходящего состоит в вершении "достроечной" эпохи и перехода к созданию нового флота, адаптированного к военно-политическим задачам и экономическим возможностям страны. Символ окончания постсоветской истории - передача в начале декабря ВМФ многоцелевой атомной подлодки "Гепард", которая, по-видимому, станет последней субмариной проекта 971, построенной для ВМФ РФ. Новый этап олицетворяет состоявшаяся 21 декабря закладка головного корвета проекта 20380.
Косвенно о значении этих двух мероприятий говорит участие в них высшего государственного руководства: президент Путин приехал на сдачу "Гепарда", премьер Касьянов - на закладку корвета.
ПОТЕРЯННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
События декабря 2001 г. уже вызывают полярные оценки. Одни называют начало строительства новой серии кораблей шагом в будущее, другие не могут смириться с тем, что создается отнюдь не океанский флот советских времен.
Следует однако признать, что осознание потребностей и возможностей ВМФ заняло довольно продолжительное время. В 90-х годах ставка была сделана на достройку кораблей, заложенных или спроектированных еще в СССР. Вошли в строй тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", БПК "Адмирал Чабаненко", АПЛ "Курск", ряд других боевых единиц.
Однако за парадной шумихой, неизменно сопровождающей появление в составе флота новых кораблей, многие предпочитали не замечать, что их однотипные собратья списываются на металлолом, не выслужив и половины установленного срока. Призрачные надежды на резкое увеличение финансирования привели к печальным результатам: простоявшие без ремонта несколько лет корабли сегодня уже ни на что не годятся. Хотя на эсминцы проекта 956 есть спрос со стороны инозаказчика, ряд кораблей (например, "Безупречный") дошли до такого состояния, что дешевле построить новый корпус, чем восстанавливать старый.
Да и новые корабли зачастую ржавеют у причальной стенки вместо того, чтобы демонстрировать свой флаг на океанских просторах. И если отказ от дальних походов в условиях окончания холодной войны остался почти без последствий, то вакуум мощи вблизи границ государства самым непосредственным образом сказывался на интересах России.
Разрыв между амбициями и возможностями нарастал. Первая попытка преодолеть его оказалась неудачной - государство не смогло профинансировать строительство фрегатов проекта 12441 "Гром". В 1997 г. на калининградском судостроительном заводе (ССЗ) "Янтарь" был заложен первый корабль этого типа - "Новик", однако, как заявил корреспонденту "НВО" начальник Управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Анатолий Шлемов, он "оказался тяжел для судостроительной промышленности России и флота". Сейчас его строительство приостановлено и идет обсуждение судьбы корабля, готовность которого проектанты оценивают в 10-12%.
КОНКУРЕНЦИЯ
Лишь через 10 лет после развала СССР удалось выйти на более или менее реальные программы. Первой из них и стал корвет проекта 20380. Официально он называется "сторожевой многоцелевой корабль ближней морской зоны". Главкомат ВМФ, 1-й ЦНИИ ВМФ Минобороны России и ЦНИИ им. Крылова только приступили к обсуждению возможности перехода на общемировую систему классификации.
Начальный период строительства новых корветов удалось завершить достаточно быстро. На первом этапе был проведен тендер проектов, в котором приняли участие все ведущие морские КБ России. Победу одержало Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) "Алмаз" из Санкт-Петербурга. По словам начальника 1-го ЦНИИ ВМФ контр-адмирала Игоря Захарова, при подведении итогов конкурса между конструкторами был учтен предыдущий опыт работы, предложенные технологии, экономические параметры и особенно способность комплексировать передовые технические системы.
Руководитель ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко говорит, что победу, помимо других факторов, обеспечило и то, что предприятие представило конкурсной комиссии 8 вариантов корвета. Он также подчеркивает высокую степень их проработки, что дало возможность миновать стадию эскизного проектирования. Окончательный облик корабля был утвержден 14 декабря 2001 г.
Параллельно с уточнением проекта проводился конкурс на размещение заказа по строительству серии. Комиссия Управления кораблестроения ВМФ 28 апреля 2001 г. утвердила протокол, в соответствии с которым победителем было признано ОАО "Северная верфь". Второе, третье и четвертое места заняли "Балтийский завод", "Янтарь" и Зеленодольский завод.
В печати сообщалось, что "Балтийский завод" предложил строить корветы за более низкую цену, однако выбор военных, судя по всему, был связан с более высокими инвестиционными возможностями "Северной верфи". Предприятие в последние годы имеет стабильный оборот (около 15 млрд. руб.), большой пакет военных и гражданских заказов и очень высокую прибыль - свыше 4 млрд. руб. Кроме того, контрольный пакет акций "Северной верфи" принадлежит холдинговой промышленной компании "Новые программы и концепции" ("НПК"), которая характеризуется высокой степенью диверсификации и активно маневрирует собственными и привлеченными финансовыми ресурсами. Компания уже направила на подготовку производственной базы для корветов 3,2 млн. долл. Есть основания полагать, что после анонсированного выкупа менеджментом "НПК" контрольного пакета акций холдинга у холдинга "Интеррос", ее инвестиционная активность возрастет. Отметим важную деталь: "Северная верфь" стала первым частным предприятием, получившим от российских военных столь масштабный заказ.
Первоначальные конкурсные предложения ВМФ предусматривали строительство 10 корветов, однако в беседе с корреспондентом "НВО" контр-адмирал Шлемов отметил, что до 2010 г. флот сможет профинансировать 4-5 кораблей. В то же время и он, и его прямой начальник - главком Владимир Куроедов - заявляют о том, что серия будет большой, поскольку такие корветы нужны всем четырем флотам ВМФ и даже Каспийской флотилии. Адмирал флота Куроедов пообещал 21 декабря, что объем заказа только для "Северной верфи" составит 20 единиц. Рассматривается возможность строительства кораблей этого проекта на других ССЗ. Есть информация, что будет разработана модификация корвета для ФПС (косвенно об этом свидетельствует и присутствие на церемонии закладки 21 декабря Константина Тоцкого).
Головной корвет получил имя "Стерегущий". Первый миноносец с этим названием был построен в 1900-1902 гг. и героически погиб в 1904 г. в бою с превосходящими силами японской эскадры. Подвиг моряков его экипажа увековечен в памятнике, установленном в Санкт-Петербурге. Второй "Стерегущий" участвовал в Первой мировой войне, третий - затонул в сентябре 1941 г. на рейде Кронштадта после атаки немецкой авиации (после войны поднят и вошел в состав Балтфлота). Последний корабль с этим названием - эсминец проекта 61 - вошел в состав флота в 1966 г.
"Стерегущий" XXI столетия планировалось сдать Балтийскому флоту в 2005 г., однако Владимир Куроедов пообещал сделать это в 2004 г. В сравнении с советскими временами такие сроки строительства выглядят очень долгими (только "Северная верфь" передавала заказчику 4-6 боевых кораблей ежегодно). Такую ситуацию военные объясняют неудовлетворительным финансированием. Как подчеркнул контр-адмирал Шлемов, 2001 год стал первым в десятилетии, когда правительство сумело выполнить свои обязательства по Гособоронзаказу. Командование флота требует увеличения своей доли в оборонном бюджете с нынешних 11-12% до 25%.
ОБЛИК
С технической точки зрения корвет проекта 20380 - корабль принципиально нового типа в отечественном флоте. Главное состоит в том, что он является многоцелевым. Ранее в нашей стране в рамках относительно небольшого водоизмещения (2000 т) этого добиться не удавалось. В СССР наиболее массовыми кораблями ближней морской зоны были малые противолодочные корабли проекта 1124. Однако они давно устарели, а их узкая специализация явно не соответствовала новым требованиям флота. Все попытки создать им замену (проекты 12441, 11660) не привели к успеху - в погоне за эффективностью росло водоизмещение, а значит, и цена.
Другая особенность нового корабля также продиктована экономическими соображениями. На первом этапе состав его оборудования выглядит консервативным - заказчик и конструкторы, наученные предшествующим "долгостроем", разместили на корвете лишь хорошо отработанные технические системы и вооружение относительно невысокой стоимости. Полный состав оружия неизвестен, однако ясно, что корвет получит новую 100-мм артустановку (опробованную на фрегатах для ВМС Индии), две четрырехконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет (ПКР) "Уран", торпедные аппараты, способные также стрелять противолодочными ракетами, ракетно-артиллерийский зенитный комплекс "Каштан" и две автоматические 30-мм пушки АК-630.
Впервые на корабле такого водоизмещения удалось разместить ангар и площадку для вертолета Ка-27. Последний, как заявил корреспонденту "НВО" Александр Шляхтенко, сможет уничтожать торпедами подводные лодки во взаимодействии с системами корвета. Также отмечается, что для винтокрылой машины предусмотрен значительный запас топлива (до 20 тонн).
На "Стерегущем" нет новейшего оружия - ПКР "Яхонт", комплекса "Клаб", ЗРК "Полимент". Впоследствии на корабле появятся универсальные пусковые установки вертикального пуска для ПКР а также зенитный комплекс коллективной обороны (последний позволит решить проблему относительно слабого противовоздушного вооружения первых вариантов проекта 20380). Как подчеркивают разработчики, "изюминка" корвета состоит в том, что такое переоснащение не потребует радикальных переделок конструкции, благодаря изначально принятой модульной концепции вооружения.
Некоторый консерватизм заметен не только в сфере оружия. Так, на "Стерегущем" и для полного, и для экономического хода используются простые и надежные дизеля. В то же время на строящихся дизельных подлодках класса "Амур" впервые внедряется принцип электродвижения, который, если эксперимент окажется удачным, будет распространяться на надводные корабли.
Принципиальная особенность проекта 20380 состоит в том, что разнородные радиоэлектронные средства интегрированы в единую систему, использующую одинаковые автоматизированные рабочие места с разным программным обеспечением. Высокая степень автоматизации позволила существенно снизить численность экипажа (по неофициальным данным, она составит менее 100 человек). Это, в свою очередь, позволит реализовать новую концепцию обитаемости, которую впоследствии предполагается внедрить и на других кораблях.
У "Стерегущего" есть все шансы стать первым боевым кораблем ВМФ, в конструкции которого широко использованы технологии обеспечения малозаметности в радиолокационном, инфракрасном и видимом диапазоне. Это нашло свое отражение в конструкции надстройки а также в широком использовании новых радиопоглощающих материалов (в частности, стеклопластика, углеродистых волокон, композитов).
Новые технологии, подчеркнул гендиректор "Северной верфи" Валерий Венков, позволяют решить еще одну сложнейшую проблему российского флота - увеличить срок службы трубопроводных систем, которые, как показала практика, первыми выходят из строя в процессе эксплуатации.
Уже после завершения тендера разработчики корабля смогли убедить ВМФ увеличить водоизмещение корвета, за счет чего удалось снизить акустическую заметность путем использования специальных амортизированных платформ для наиболее "шумящих" агрегатов.
ЭКСПОРТ
По словам главы холдинга "НПК" Бориса Кузыка, достигнута договоренность о продвижении экспортной модификации "Стерегущего" (проект 20382) на внешние рынки. Эксперты полагают, что в ближайшие 15 лет корветы станут самыми покупаемыми боевыми кораблями. Уже сейчас в ВМС 30 стран мира их насчитывается порядка 200. Емкость рынка оценивается примерно в 90 боевых единиц суммарной стоимостью 9,5 млрд. долл. Экспортная цена корветов составляет от 80 до 250 млн. долл., что делает их весьма прибыльным товаром (по неофициальным данным, стоимость корабля для ВМФ РФ лежит в пределах от 1,6 до 2 млрд. руб.).
Как полагает контр-адмирал Игорь Захаров, экспортный вариант корвета опережает все аналогичные зарубежные разработки, за исключением германского К-130.
Интерес к корвету проявляют более 10 государств. Среди потенциальных покупателей - Тегеран. Напомним, что министр обороны и поддержки вооруженных сил Ирана вице-адмирал Али Шамхани посетил "Северную верфь" в октябре 2001 г.
Специалисты предрекают корветам проекта 20380 большое будущее. Однако нельзя не задать вопрос: почему для выработки реалистической технической политики ВМФ потребовалось более десяти лет? Ведь если бы ставка на реальные потребности (а не на борьбу с американскими авианосцами) была сделана своевременно, сегодня и Россия имела бы реально действующий флот, и судостроители выполняли экспортные заказы.