Мнение
ВЫХОД государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей на 2002-2005 гг." (далее - программы) давно ожидался в силовых ведомствах. Это связано прежде всего с тем, что огромной проблемой для России стало активное включение увольняемых военных и членов их семей в социально-экономическое развитие регионов. Однако результаты независимой экспертизы, проведенной рядом российских общественных и некоммерческих организаций, работающих в этой области, дали неутешительные результаты.
Положителен тот факт, что в документе содержится рекомендация всем субъектам РФ разработать региональные подпрограммы социальной адаптации военнослужащих. Плюсом является и то, что ее финансирование предполагается из федерального бюджета и бюджетов субъектов, а также внебюджетных источников. Но на этом, пожалуй, и заканчиваются все плюсы данного документа.
Основной недостаток программы в том, что она экономически невыгодна, так как исповедует ошибочный подход: увольняемые военнослужащие - это иждивенцы, нуждающиеся в социальной помощи.
При сегодняшнем сокращении Вооруженных сил проблема социальной адаптации военнослужащих наиболее остро стоит, конечно же, не в крупных городах, где всегда есть спрос на различных специалистов, а сосредоточена в отдаленных военных гарнизонах, где после окончания службы до 70% семей уволенных военнослужащих остаются проживать. Поэтому вопрос "конверсии" военных городков должен стать приоритетным. Программа эту актуальнейшую проблему не учитывает.
По нашей оценке, итог реализации данной программы ожидается плачевным: за 2002 г. будет создана высокозатратная система, которая в 2004 г. начнет разваливаться. Ведь в 2005 г. массовое сокращение в Вооруженных силах закончится. И соответственно специалисты, работающие здесь, будут искать себе новые сферы применения. Между тем на реализацию программы предполагается затратить более 553 млн. бюджетных рублей и еще почти столько же средств из других источников. Будут растрачены миллионы, причем в основном в Москве с минимальной эффективностью для регионов. На эти деньги не создадут новые рабочие места, не появятся новые организации-налогоплательщики. Эта программа не способствует использованию потенциала большого количества высококвалифицированных специалистов для развития российской глубинки. В результате государство проиграет и экономически, и политически.
На наш взгляд, для создания эффективной системы социальной адаптации уволенных военнослужащих было бы целесообразно осуществить следующие мероприятия.
1. Информационная поддержка увольняемых военнослужащих и членов их семей:
- введение в ВС РФ института специалистов в области военно-социальной работы (как правило, 1-2 офицера в управлении соединения и вышестоящих органах военного управления) для оказания помощи в адаптации увольняемым военнослужащим;
- создание соответствующей информационной сети. Доступ к информации и ее доведение до потребителя (семьи увольняемого) будут осуществлять специалисты в области военно-социальной работы. Эта же сеть может быть использована для организации обучения (дистанционного), то есть переподготовки военнослужащих на гражданские специальности.
2. Профессиональная переподготовка. Каждый военнослужащий должен иметь равную возможность (вне зависимости от места прохождения службы) пройти обучение в любом учебном заведении страны на одинаковую сумму.
3. Изменение социально-экономической ситуации в местах компактного проживания семей военнослужащих (конверсия военных городков).
4. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в местах компактного проживания семей военнослужащих (в том числе - отдаленных военных городках и гарнизонах).
Представленные результаты независимой экспертизы говорят о том, что необходимо в ближайшее время провести совещание с участием представителей заинтересованных министерств, а также представителей некоммерческих организаций, имеющих большой опыт работы в данной области. На нем обсудить вопросы практического взаимодействия государственных и негосударственных организаций при выполнении данной программы, основываясь на опыте реализации ранее принятых государственных программ и с учетом проектов, реализованных негосударственными организациями.